Определение объекта и предмета исследования
Объектом педагогической науки, к которой относится и сфера физической культуры, являются учебно-воспитательный, учебно-организационный и управленческий процессы. Основным объектом научно-педагогического исследования бакалавров физкультурного образования могут быть процессы, развивающиеся в детском саду, школе, ссузе и вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе, клубе и т. д. Однако объект исследования следует формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя в качестве важнейшего элемента предмет, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении его с другими сторонами этого объекта.
Предметом педагогического исследования могут выступать моделирование, прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса общеобразовательной, средней и высшей профессиональной школой; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися; педагогические взаимоотношения.
Таким образом, как следует из сказанного, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет его тему.
Приведем несколько примеров:
- объект исследования - процесс развития и формирования двигательных координации у учащихся 7 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом; предмет исследования - методика стандартной тренировочной программы для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста (7 лет); тема исследования - методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы;
- объект исследования – процесс воспитания процесс «трудных» подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности, предмет исследования - процесс физического воспитания трудновоспитуемых подростков в клубе по месту жительства; тема исследования - средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности;
- объект исследования - система физического воспитания студентов; предмет исследования - процесс формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре; тема исследования - формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.