Специальность 2-23 01 32 «Лингвистическое обеспечение социокультурной деятельности»

ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР

__________Т.И.Щирякова

___________2012

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

По дисциплине

«Краеведение Беларуси»

Курс 2, летняя экзаменационная сессия

Учебный год

Специальность 2-23 01 32 «Лингвистическое обеспечение социокультурной деятельности»

Группы 21СБ, 22СБ, 23СБ, 24СП

Преподаватель Слабейко С.Н.

Минск

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР

__________Т.И.Щирякова

___________2012

 

Теоретические вопросы

По дисциплине «Краеведение Беларуси»

Курс 2 летняя экзаменационная сессия

Учебный год

Специальность 2-23 01 32 «Лингвистическое обеспечение социокультурной деятельности»

1. Дать определение понятию «Краеведение Беларуси», раскрыть его сущность. Обозначить предмет, задачи краеведения, основные направления краеведческих исследований.

2. Указать основные источники краеведения как научной дисциплины, проанализировать методику их использования.

3. Проанализировать особенности летописных источников, хроник, памятников эпиграфики, литературы раннего Средневековья как первых краеведческих сведений о Беларуси.

4. Идеи Возрождения на Беларуси и их роль в развитии краеведения. Проявление научности в краеведении. Разносторонность и основательность краеведческих трудов Я. Ласицкого и С. Рисинского.

5. «Хроника польская, литовская, жемойдская и всея Руси» М. Стрыйковского – классическое краеведческое издание XVI века.

6. Идеи Возрождения на Беларуси и их роль в развитии краеведения. «Песня о зубре» Н. Гусовского – источник краеведения Беларуси XVI века.

7. Раскрыть вклад белорусской магнатерии в развитии краеведения в XVIII веке, выявить особенности краеведческих исследований в данный период.

8. Раскрыть особенности развития краеведения Беларуси в первой трети XIX века. Проанализировать музейные собрания XIX века.

9. Дать оценку краеведческой деятельности З. Даленга-Ходаковского, П. Шпилевского и других деятелей науки.

10. Проанализировать вклад Р. Зенькевича, А. Киркора и других деятелей науки в развитие краеведения Беларуси в XIX веке.

11. Проанализировать вклад в развитии краеведения братьев К. и Я. Тышкевичей.

12. Проанализировать произведения белорусских писателей, поэтов, художников XIX века как своеобразные краеведческие исследования.

13. Выявить роль белорусских исследований XIX столетия в развитии различных направлений краеведения других народов.

14. Рассмотреть особенности краеведения Беларуси в XIX-начале XX века. Обозначить итоги деятельности товариществ, комиссий и кружков по организации краеведческой работы данного периода.

15. Выявить роль газеты «Наша нива» в координации краеведческой деятельности на территории Беларуси.

16. Особенности краеведения Беларуси в XIX-начале XX века. Плеяда белорусских краеведов XIX-начала XX века.

17. Рассмотреть особенности развития краеведения Беларуси в 20-30е годы XX века.

18. Проанализировать особенности, проблемы послевоенного возрождения краеведения в БССР.

19. Выявить особенности развития краеведения на территории Западной Беларуси. Указать источники краеведения этого периода, активных организаторов краеведческой деятельности.

20. Указать причины активизации краеведческой работы в Республике Беларусь, раскрыть задачи краеведческих организаций на современном этапе развития общества.

21. Дать характеристику школьному краеведению и его особенностям.

22. Проанализировать особенности организации краеведческой работы в школе. Историко-краеведческий кружок, историко-краеведческая экскурсия – основные формы школьного краеведения.

23. Историко-краеведческий музей как одна из форм школьного краеведения.

24. Выявить характер использования краеведческих материалов при издании «Свода памятников истории, культуры Беларуси» и серии книг «Память».

25. Проанализировать современные средства массовой информации и другие периодические издания, сборники как источники краеведческих знаний.

26. Выявить организаторов и участников краеведческой деятельности на современном этапе в Республике Беларусь. Обозначить их роль в координации краеведческой деятельности в Республике Беларусь.

27. Выявить роль, значение этнографии в краеведении, особенности применения методов этнографии в краеведческой работе.

28. Указать значение письменных источников в изучении края (на конкретных примерах).

29. Проанализировать роль, значение топонимики как науки о происхождении и изменении географических названий в изучении краеведения Беларуси.

30. Выявить роль, значение нумизматики в системе знаний краеведческих наук.

31. Указать особенности геральдики как науки в системе краеведческих знаний.

32. Сформулировать понятие «памятник как объект краеведческого исследования», указать основные типы археологических памятников, раскрыть особенности краеведческого изучения археологических памятников.

33. Дать характеристику городищам и селищам VII века до н.э.-V до н.э. Выявить особенности строений этого периода.

34. Рассмотреть погребальные памятники дреговичей, кривичей, радимичей.

35. Дать характеристику архитектурным памятникам Беларуси периода Киевской Руси, выявить особенности градостроения периода Киевской Руси.

36. Проанализировать особенности развития оборонного зодчества X-XIII веков на территории Беларуси.

37. Дать характеристику памятникам военного зодчества XV-XVIII веков.

38. Проанализировать роль, значение культового зодчества Беларуси XI- начала XVI века.

39. Выявить особенности развития культового зодчества Беларуси XVII-начала XX века.

40. Выявить особенности градостроения, дворцово-замковых ансамблей XVI-начала XX века.

41. Дать описательную характеристику дворцово-парковым ансамблям Беларуси в различных стилевых направлениях, начиная с XVI века и заканчивая XIX веком.

42. Дать характеристику памятникам гражданского зодчества и массового жилья горожан второй половины XVI-XX века.

43. Раскрыть особенности сельской архитектуры на территории Беларуси в период с XVI-начала XVIII века, конца XVIII века-начала XX века.

44. Проанализировать особенности развития архитектуры Беларуси в период 1917-1941 годов; 1944-1954 годов.

45. Проанализировать особенности развития архитектуры Беларуси с середины 50-х годов до 90-х годов XX столетия.

46. Выявить особенности современных памятников архитектуры на территории Беларуси.

47. Раскрыть особенности ландшафтной архитектуры Беларуси, выявить этапы развития памятников садово-паркового искусства в основных стилевых направлениях, типах и формах.

48. Раскрыть проблему сохранения, реставрации и регенерации исторической застройки.

49. Дать характеристику памятным местам, связанным с основанием белорусских городов; указать мемориалы, посвященные просветителям Беларуси.

50. Проанализировать памятники и памятные места, связанные с событиями Северной войны и Отечественной 1812 года.

51. Проанализировать памятники и памятные места, связанные с событиями Первой мировой войны на территории Беларуси.

52. Дать характеристику памятникам и памятным местам, отражающим события национально-освободительного движения на территории Беларуси, деятельность декабристов.

53. Раскрыть особенности памятников и памятных мест, посвященных революционным событиям второй половины XIX, начала XX столетия на территории Беларуси.

54. Город-герой Минск и Брестская крепость – герой как отражение памятных трагических событий Великой Отечественной войны на территории Беларуси.

55. Курган Славы и другие мемориальные комплексы и музеи, отражающие подвиг армии и народа в годы Великой Отечественной войны.

56. Дать характеристику памятникам подпольщикам, партизанам и партизанским отрядам, действовавшим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

57. Проанализировать особенности организации мемориальных комплексов и других памятников жертвам оккупационного режима на территории Беларуси.

58. Дать характеристику памятникам интернационалистам, принимавшим участие в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами на территории Беларуси.

59. Проанализировать особенности памятников и музеев, отражающих историю науки и образования, производственной деятельности и трудовой славы на территории Беларуси.

60. Проанализировать памятники изобразительного искусства Беларуси.

61. Дать характеристику памятникам и памятным местам, раскрывающим историю литературы Беларуси.

62. Дать характеристику деятельности музеев, раскрывающих историю литературы и искусства Беларуси.

63. Дать характеристику памятникам, входящим в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

64. Раскрыть проблемы сохранения и использования историко-культурного наследия Беларуси.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК социально-гуманитарных дисциплин

 

Протокол №

 

Преподаватель: С.Н. Слабейко

 

Председатель ЦК З.Н. Кунцевич

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР

__________Т.И.Щирякова

___________2012