Виды и способы влияния в воспитании. Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно. Смысловые барьеры.
Влияние в воспитании – деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.
Способы влияния в воспитании:
УБЕЖДЕНИЕ – включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.д.
ВНУШЕНИЕ – направленно на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждения и ошибок.
ЗАРАЖЕНИЕ – чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.
ПОДРАЖАНИЕ – это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании отдельных черт характера другого человека.
Возрастные особенности подражания:
От 1 года до 3 лет – ребёнок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.
Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов.
Младший школьный возраст – копирует и перенимает личностные качества взрослого.
Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно заменяется взаимоподражанием.
Юность – основную роль в выборе объекта для подражания начинают играть ценностные ориентации человека.
Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно:
- Опора на эмоциональную сферу ребёнка.
- Личностная значимость воспитательного воздействия для ребёнка (т.е. наличие соответствующих для воспитательного требования потребностей).
- Принцип психологии – развитие личности в деятельности. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность ребёнка, в ходе которой ребёнок имел бы возможность проявить свою активность.
- Подкрепление воспитательных воздействий. Наиболее действенные оценки:
- дошкольный возраст, младший шк.возраст – оценка взрослого;
- подростковый возраст – оценка сверстников;
- юношеский возраст – самооценка.
- Учёт межличностных отношений в малой реальной группе. Надо знать подкреплять или нет позицию ребёнка (позиции: соц.звезда, популярный, малопопулярный, непопулярный, отверженный)
- Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, характер, преобладающие мотивы, имеющиеся потребности)
- Учет возрастных особенностей:
- дошкольный возраст – может быть категорическое требование;
- младший школьный возраст – этап наглядного образа (конкретного, литературного);
- подросток – убеждение, доказательство, общение на равных;
- юноша – аргументация.
Смысловой барьер (Л.И.Божович)- это непонимание, которое возникает в результате вкладывания разных смыслов в одно и тоже воспитательное требование воспитателем и воспитанником. Разновидностью смыслового барьера является коммуникативный барьер, как разное понимание ситуации общения партнёрами.
Виды смысловых барьеров:
1) По содержанию(разное понимание содержания воспитательного требования; пример: драка);
2) По форме предъявления требования(содержание уходит на второй план, и смысл приобретает форма предъявления требования);
Как результат первого и второго:
3) К определённому человеку(проявляется в виде отказа от помощи, в которой ребёнок нуждается от одного человека и принятие этой помощи от другого; или выполнение требования, которое предъявляет один человек и невыполнение, если его предъявляет другой).
Пути формирования барьеров:
1) По форме:
- Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);
- Чрезмерно частое предъявление требований (тогда требование теряет побудительную силу; требование взрослого должно перерасти в требование к себе);
- Несоответствие требования возможностям ребёнка (возрастным, индивидуальным);
2) К определённому человеку:
- Постоянная отрицательная оценка личности и деятельности ребёнка;
- Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);
При прочих равных условиях возникновение смыслового барьера у ребенка может зависеть:
- от возрастных особенностей ребёнка;
- от сформированной самооценки;
- межличностных отношений (между учениками; между учителем и учеником);
- и пр.