Виды и способы влияния в воспитании. Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно. Смысловые барьеры.

Влияние в воспитании – деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.

Способы влияния в воспитании:

 

УБЕЖДЕНИЕ – включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.д.

ВНУШЕНИЕ – направленно на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждения и ошибок.

ЗАРАЖЕНИЕ – чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.

ПОДРАЖАНИЕ – это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании отдельных черт характера другого человека.

Возрастные особенности подражания:

От 1 года до 3 лет – ребёнок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и перенимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно заменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта для подражания начинают играть ценностные ориентации человека.

 

Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно:

  • Опора на эмоциональную сферу ребёнка.
  • Личностная значимость воспитательного воздействия для ребёнка (т.е. наличие соответствующих для воспитательного требования потребностей).
  • Принцип психологии – развитие личности в деятельности. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность ребёнка, в ходе которой ребёнок имел бы возможность проявить свою активность.
  • Подкрепление воспитательных воздействий. Наиболее действенные оценки:

- дошкольный возраст, младший шк.возраст – оценка взрослого;

- подростковый возраст – оценка сверстников;

- юношеский возраст – самооценка.

  • Учёт межличностных отношений в малой реальной группе. Надо знать подкреплять или нет позицию ребёнка (позиции: соц.звезда, популярный, малопопулярный, непопулярный, отверженный)
  • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, характер, преобладающие мотивы, имеющиеся потребности)
  • Учет возрастных особенностей:

- дошкольный возраст – может быть категорическое требование;

- младший школьный возраст – этап наглядного образа (конкретного, литературного);

- подросток – убеждение, доказательство, общение на равных;

- юноша – аргументация.

 

Смысловой барьер (Л.И.Божович)- это непонимание, которое возникает в результате вкладывания разных смыслов в одно и тоже воспитательное требование воспитателем и воспитанником. Разновидностью смыслового барьера является коммуникативный барьер, как разное понимание ситуации общения партнёрами.

Виды смысловых барьеров:

1) По содержанию(разное понимание содержания воспитательного требования; пример: драка);

2) По форме предъявления требования(содержание уходит на второй план, и смысл приобретает форма предъявления требования);

Как результат первого и второго:

3) К определённому человеку(проявляется в виде отказа от помощи, в которой ребёнок нуждается от одного человека и принятие этой помощи от другого; или выполнение требования, которое предъявляет один человек и невыполнение, если его предъявляет другой).

Пути формирования барьеров:

1) По форме:

  • Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);
  • Чрезмерно частое предъявление требований (тогда требование теряет побудительную силу; требование взрослого должно перерасти в требование к себе);
  • Несоответствие требования возможностям ребёнка (возрастным, индивидуальным);

2) К определённому человеку:

  • Постоянная отрицательная оценка личности и деятельности ребёнка;
  • Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);

При прочих равных условиях возникновение смыслового барьера у ребенка может зависеть:

- от возрастных особенностей ребёнка;

- от сформированной самооценки;

- межличностных отношений (между учениками; между учителем и учеником);

- и пр.