Уроки-соревнования
Вот как организует их М.В. Смирнова – учитель физики 19-й московской спецшколы. Цель урока – закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинается урок с одного
такого сообщения (делает член жюри); затем – разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт – требуется его объяснить); далее – конкурс капитанов (решение экспериментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ. Потом – конкурс команд: самостоятельное, «на время» решение расчетных задач. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды-победительницы.
Уроки типа КВН
Эти формы урока «пришли» с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения – преимущественно повторение тем и разделов.
Вот как проводит такой урок учительница 21-й челябинской средней школы И.А. Волкова в VI классе. Соревнование состоит из пяти конкурсов-этапов.
I этап – разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме; один ученик начинает рассказ, второй продолжает и т. д.
II этап – конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сценку, где отражено все главное в теме.
III этап – решение задач с выбором ответа.
IV этап – конкурс «Угадай». Один ученик из команды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое физическое понятие, входящее в данную тему, было загадано (например, «молекула»).
V этап – конкурс «артистов» и «художников». «Художники» команды уходят за дверь. Демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашает «художника», и для него «артист» пантомимой изображает опыт; «художник» должен его узнать и изобразить рисунком.
Заключительный этап – подведение итогов.