III. Архитектурные проблемы проектирования офисов, производственных зданий и сооружений

Архитектуру производственных зданий часто критикуют за невыразительность, низкие художественно эстетические качества. Однако в первые годы советской власти именно в области промышленной архитектуры родились новые формы и образы, вдохновлявшие архитекторов в их работе над другими типами зданий, в том числе и уникальными общественными сооружениями. В истории мировой архитектуры происходил аналогиичный процесс, продолжающийся в известной мере по настоящее время.

Большие размеры производственных зданий, простота и выразительность очертаний многих из них, силуэты труб, градирен, баков и т.д., сильные локальные цвета покраски, мощный ритм повторяющихся объемов, крупный масштаб — все это является мощными средствами художествен выразительности [3].

Многие типы производственных многоэтажных зданий, располагаются внутри селитебной части города и, обладая запоминающимися формам первоклассной внешней отделкой, мало чем отличаются от многих престижных общественных зданий. Большое значение имеют и благоустройство, озеленение и обводнение, дизайн, применение средств синтеза искусств в зданиях и окружающей их территории.

1. В связи с необходимостью освоения ряда малонаселенных районов с экстремальными климатическими условиями (Крайний Север, пустыни и т.д.) осуществлены проекты по транспортированию на огромные расстояния готовых агрегатов массой в сотни и тысячи тонн и целых частей заводов, компонентов электростанций, котельных, мачт высоковольтной передачи. В Японии построили на платформе целый завод, отбуксировали его через океан в Бразилию, где поставили на грунт и пустили в эксплуатацию [4].

Другое направление в строительстве — создание автоматизированных заводов, совершенно без каких бы то ни было рабочих (Япония, США и др.). Большинство современных автоматизированных заводов не имеет постоянных рабочих, контролируется и управляется на расстоянии и только периодически посещается наладчиками.

Третье направление — децентрализация производства.

Органической частью технологических устройств или элементами защитной зоны служат площадь со зданиями управления, конструкторского бюро и т.д.; озеленение и благоустройство зоны, окружающей офисные здания; бассейны и фонтаны для охлаждения воды; средства информации — все это при умелой организации и творческом подходе служит дополнительными, выразительными архитектурно-художественными элементами композиции зданий и их ансамблей [4].

В последние годы выделилось даже особое направление в архитектуре "хай-тек", использующее элементы инженерного оборудования в качестве средств художественной выразительности.

В современных офисных зданиях большое внимание должно обращаться и на эстетические качества интерьера. Значительное число исследований, проведенных во многих странах мира, свидетельствует о том, что кроме эстетического эффекта это дает и прямой технико-экономический эффект — значительно (до 15%) повышается производительность труда работающих, снижается травматизм, профессиональные заболевания, облегчается поиск аварийных участков (например, вследствие покраски трубопроводов в различные цвета).

Как правило, офисы — это отдельные помещения и даже группы помещений, оборудованные красивой мебелью, с фонтанами, водоемами, озелененные, радио- и телефицированные. Во многих случаях из этих помещений открывается живописный вид на окружающую природу или благоустроенную территорию.

Выделяют ячейковую (покомнатную) и большезальную планировку офиса. Внедрение в управленческую деятельность комплексных систем автоматизированного накопления, хранения, размножения, получения и передачи информации, переработки данных в централизованных вычислительных центрах, получения необходимых данных служащими непосредственно на своих рабочих местах убеждают в лучшей приспособляемости и гибкости большезальной планировки к технологическим и организационно-структурным перестройкам органов управления. Средняя периодичность таких перестроек, как показал опыт, составляет 3-5 лет.

В наибольшей степени изменяющимся требованиям отвечает планировка "бюроландшафт", предложенная для зданий управления братьями Эберхардом и Вольфгангом Шнелле в конце 1950-х гг. Концепция такой планировки - полное отсутствие перегородок, множество растений, передвижная мебель, зоны совещаний и отдыха, обилие света) предполагает соблюдение ряда строгих правил. Для "бюролавдшафт" рекомендуются рабочие залы вместимостью до 100 служащих; рабочие места располагаются с учетом всех необходимых визуальных связей; нельзя размещать сотрудников друг против друга; подвижные экраны и зеленая растительность служат для изоляции рабочих мест; сотрудники, работающие вместе, должны группироваться в рабочие единицы; руководители занимают рабочую площадь в общем пространстве.

"Бюроландшафт" часто называют "фабриками неврозов" и "камерами отчуждения" по той причине, что в таких конторских зданиях отсутствие физических границ личного пространства, к которому тяготеют люди (как и животные), отражается на психическом состоянии служащих.

Другая разновидность открытой системы планировки — групповая, ее главное достоинство в устранении зрительных помех, вызванных перемещением сотрудников в больших залах, достигается это за счет невысоких перегородок (160-200 см) с проемами для прохода и членящих пространство на небольшие отсеки на 10-15 сотрудников.

Технизация конторских работ, бурное изменение форм управления, наблюдаемое в наше время, делают безнадежным прогнозирование рациональной планировочной структуры зданий органов управления. Бесспорным остается лишь одно — архитектура конторских зданий часто говорит об обществе, построившем их, больше, чем оно само о себе.

Современные здания офисов конторского типа помимо рабочих мест для сотрудников включают залы для заседаний и совещаний, проведения семинаров, конференций, сессий и т.п. Как правило, оборудуются они не сценой, а неглубокой эстрадой. В некоторых учреждениях с большим числом сотрудников предусматриваются и относительно большие конференц-залы (более 600 мест), в которых может быть предусмотрена сцена по типу клубной. Помещения общественного питания (столовые, буфеты, работающие с использованием полуфабрикатов) определяются по нормам проектировки этих учреждений.

Как символы власти и управления жизнью общества или его ячеек здания органов управления несут большую эмоциональную нагрузку, требующую соответствующей градостроительной ситуации [1].

Поскольку учреждения управления — места значительного тяготения населения, большое значение при их размещении имеют вопросы транспорта (доступность, остановки, стоянки, подъезды и пр.).