Тема №1: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНЕСТВ
РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СХП»
(истоки – античность)
A. Истоки возникновения спортивных празднеств
Истоки СХП находятся в древних гуляниях, игрищах, массовых народных обрядах. Спортивные элементы развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком.
Поскольку для первобытной культуры характерен синкретизм – тесная взаимосвязь, взаимопроникновение, синтез всех культурных явлений общества – не возможно точно определить историческую дату рождения того или иного вида искусства. Можно предположить, что спортивно-театрализованные действа древности представляли собой магические репетиции перед будущей охотой, войной, трудовой деятельностью. В дальнейшем люди использовали элементы физической культуры, разыгрывая сюжеты мифов, сопровождая праздники и обряды. Австралийцы, например, в своих обрядах (при рождении человека, переходе из одной группы в другую, принятии в племя) руководствовались принципами количественного участия. Во время посвящения в ходе совершения обрядов происходило подбрасывание посвященного в воздух, бег и прыжки, охотничьи пляски, борьба, бег с препятствиями. После того, когда юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Обрядам предшествовали систематические занятия физическими упражнениями, к ним допускались лишь те юноши, которые достигали необходимой степени физической подготовленности и духовной зрелости. У индейцев обрядам предшествовали такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, гонки на лодках, метание, игры с мячом. Физическая подготовка детей африканских племен включала их сбор в команду и удаление из селения, где они упражнялись фехтованию палками и метанию в цель. У эскимосов были широко распространены комплексные соревнования, типа простейших многоборий.
Первобытный человек начинал осознавать, что успех на охоте, в бою, на межродовых состязаниях, при инициации юношей (посвящении во взрослые члены общества, которое сопровождалось испытаниями) часто достается не только сильнейшему, но более сообразительному тактику. Такой человек являлся надежной опорой племени, пользуясь почетом и непререкаемым авторитетом. И именно этот охотник и воин считался самым прекрасным. Так выявлялись первые социальные основы красоты, понятия о совершенстве.
Но первыми учителями человечества в сфере искусства и спорта справедливо считаются древние греки.
B. Олимпийские игры Древней Греции
Олимпийские игры возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
Первые известные нам Олимпийские игры древности проходили в 776 г. до нашей эры. Олимп – высокая, скалистая гора в северной Греции, считалось, что там живут боги. Существует множество мифов о возникновении Олимпийских игр. Родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Согласно одной из легенд-версий, правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из его детей он глотал своих новорожденных младенцев. Их несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом-громовержцем, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. Из чрева отца-пожирателя вышли многочисленные братья и сестры Зевса, которые впоследствии тоже стали богами. В честь этого события Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии Олимпийскими по месту их проведения. Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому. Другие легенды повествуют, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл и прочие.
Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие — экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.
По предположениям ученых, Ифит и Ликург жили примерно в IX в. до н.э., т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр (776 г. до н.э.). Но и они лишь возобновили проведение игр. Значит, состязания в Олимпии проводились и раньше. Надо полагать, что задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали им национальное значение. История нуждается в достоверной точке отсчета – такой точкой стал первый памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний в 776 г. до н.э. Поэтому этот год, когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.
Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии. Древняя Олимпия не была городом или поселением, где проживали и занимались повседневным трудом многие люди. Олимпия была общегреческим святилищем, святой землей, где находились храмы общенациональных богов, алтари, жертвенники других богов и героев, помещения для жрецов. Здесь же находились спортивные сооружения. Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни.
Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов. Вот почему в современности была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.
Олимпийские игры не воспринимались греками как сугубо спортивные состязания. Это было прежде всего религиозное празднество. Здесь в Олимпии собиралась вся интеллектуальная элита Греции: ораторы, философы, историки, драматурги, скульпторы, поэты. Они выступали с чтением своих произведений и вступали в творческие дискуссии. Конечно, спортивные состязания во время Олимпиад были сердцевиной всего, но они рассматривались в широком общественном и религиозном контексте празднества. Они проводились не ради рекордов, они были культовым действием.
Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом – бегом на короткую дистанцию в один стадий – 192,27 м (от «стадий» пошло слово «стадион»). Затем программа стала расширяться:
· с 724 г. до н.э. добавили бег на дистанцию в 2 стадия (384,54 м);
· в 720 г. до н.э. была введена длинная дистанция - бег на 24 стадия: круг длиной в стадий надо было пробежать 24 раза (4614 м), бег с вооружением;
· с 708 г. до н.э. - пятиборье (пентатлон): прыжки, бег, метание диска, метание копья (дротика), борьба;
· с 688 г. до н.э. - кулачный бой;
· с 680 г. до н.э. - состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей; в середине VII в. до н.э. добавился панкратий – борьба, в которой были разрешены любые приемы;
· в 632 г. до н.э. допустили молодежь (детей) на соревнования по бегу, борьбе, кулачному бою. Впоследствии - гонки воинов в полном вооружении на колесницах с парой лошадей, скачки на жеребятах.
Как бы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег на один стадий (192,27 м). Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.
Главной наградой победителю Олимпийский игр – олимпионику – служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие; все жители радостно его приветствовали. Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. На примере выдающихся атлетов воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.
Проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э., т. е. сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции.
C. Пифийские, Немейские, Истмийские и Панафинейские игры Древней Греции
Великими священными играми Греции были четыре праздника: Олимпийские, Пифийские, Немейские и Истмийские игры. Их отличительными чертами были, во-первых, общегреческий характер; во-вторых, особые награды для победителей – венки из ветвей растений-символов. Венки считались особенно почетной наградой в Греции. Так в Пифийских играх в Дельфах (в честь Аполлона) – награда – лавровый венок, Немейских играх (в честь Зевса) – награда – венок из сухого сельдерея, Истмийских (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, наградой был венок из сосновых веток либо свежего сельдерея.
Существовали и Панафинейские игры (в Афинах), где атлеты награждались амфорами с вином и оливковым маслом (в зависимости от занятого места число сосудов колебалось от 1 до 60).
Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки). Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки.
Пифийские игры — одно из четырех общеэллинских соревнований, занимавшее второе место после олимпийских. По преданию, установлены были самим Аполлоном.
История Пифийских игр начинается в VI в. до н.э. и с этих пор они стали проходить каждые четыре года, соответственно за год до Олимпийских игр. Пифийские игры проводились в честь Аполлона – бога солнечного света, бога красоты и покровителя искусств. Место состязания — равнина в Дельфах. Виды соревнований: музыка, гимнастика, ристания колесниц. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок.
В самом начале в Пифийских играх проводились только музические (творческие, «которыми руководят музы») состязания. Поначалу это было пение под аккомпанемент кифары, позднее к ним добавились пение под аккомпанемент флейты и отдельно игра на флейте. В отличие от других крупных фестивалей эти дисциплины сохранили на играх свое большое значение, хотя при обновлении Пифийских игр в них появились атлетические соревнования, состязания на колесницах и верховая езда.
На время игр действовал священный мир, продолжавшийся три месяца. Перемирие гарантировало людям – как участникам так и зрителям – безопасную поездку на игры и обратно домой. Большое количество людей стекалось в Грецию, это приносило Дельфам огромные доходы.
Игры длились от шести до восьми дней и начинались со священного театрального действа, которое представляло победу Аполлона над драконом. Во время торжественной процессии в храме Аполлона совершалось большое праздничное жертвоприношение. После праздничного пиршества на четвертый день начинались игры.
В театре города Дельфы проводились музыкальные и театральные соревнования, а на стадионе города Дельфы – атлетические состязания. Из-за гористой местности Дельф состязания на колесницах проводились на равнине у города Криса.
Художественные дисциплины охватывали: гимн богу Аполлону, игра на флейте и кифаре (древнем греческом струнном инструменте) с пением и без него, соревнования в театральном и танцевальном искусстве, соревнования по живописи.
Пифийские игры были играми чести. Победители получали в качестве награды лавровый венок. При оказании особых почестей участнику соревнований ставили памятник в виде статуи. Однако самыми бесценными были почет и уважение, которые доставались победителям и их родным городам.
Пифийские игры восходили не к одному древнейшему местному обычаю, а были праздником с самого начала создававшимся на основе нескольких обычаев и объединившим в своей программе виды искусств с атлетическими состязаниями. Учреждение этого праздника было очередным этапом в развитии культуры древних греков.
Немейские игры — состязания в Древней Греции, проводившиеся как и Олимпийские игры в честь Зевса в храме Немеи. Они проводились один раз в два года, за год или через год после Олимпийских игр.
По одной легенде Немейские игры стали проводиться после победы Геракла над Немейским львом. По другой версии Немейские игры впервые проводились в память о молодом сыне царя по имени Офельт. Первые упоминания Немейских игр относятся к 573 г. до н.э. По традиции их победитель получал в награду венок, свитый из листьев сельдерея из города Аргос.
Руководство Немейскими играми осуществлял город Клеонаи, а после его завоевания в 450 г. до н.э. городом Аргосом, Немейские игры стали проводиться под его руководством. В программу игр входили следующие спортивные дисциплины: стадионный бег (180 м), бокс, стрельба из лука, борьба, метание диска, метание копья и гонки на повозках.
Истмийские игры — одни из 4-х общегреческих. Они проводились на Коринфском перешейке (Истме) через два года, вероятно, весной каждого второго и четвёртого из годов олимпиады. Предание относит их учреждение к доисторическому времени и их основателем называет бога Посейдона. Соревнования возникли или получили свое общегреческое значение лишь в конце VI в. до н.э. Заведовали играми коринфяне, но почетное председательство на нем имели афиняне. Время игр начиналось, как и в прочих соревнованиях, объявлением священного перемирия. Состязания были гимнастические и конные, познее присоединяются музыкальные. Игры продолжались несколько дней. Победитель получал пальмовую ветвь и венок, который плелся из сосновых ветвей, а позднее – из сельдерея.
Панафинейские игры – самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.
По преданию афинское празднество учредил мифологический царь Эрехтей, а Тесей, объединив поселения в единое государство, дал празднику новое название – Панафинеи, то есть «праздник для всех афинян». В празднествах принимали участие и соседние государства.
Панафинеи проводились Большие и Малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, – один раз в пять лет, в третий олимпийский год. Апогей празднества приходился на последний праздничный день. Во время празднеств совершались жертвоприношения, проводились шествия, театральные представления и состязания: с 566 г. до н.э. —гимнические, т.е. такие, где все решали сила и проворство (бег, борьба, кулачный бой, метание диска и т.д.), позже — музыкальные состязания.
Награду победителю состязания составляли венок из ветвей освящённого оливкового дерева и большие красивые глиняные кувшины — так называемые панафинейские (панафинские) амфоры, наполненные святым маслом.
Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали не только все граждане Афин независимо от пола и возраста, но и ущемленные в правах жители полиса. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с расшитым одеянием богини Афины шафранового цвета, которое для каждого празднества Панафиней специально ткали и шили. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.
С приходом римлян все общегреческие игры, а также Панафинейские существенно потеряли своё значение.
D. Зрелища Древнего Рима
Совершенно иными выглядят праздники Древнего Рима, хотя своими корнями они уходят в греческие, так как эллины были ближайшими соседями древних римлян. Однако, несмотря на влияние эллинской культуры в Древнем Риме заметно изменяются содержание и формы праздника. Наиболее существенным различием было качественное изменение сущности праздника. Если главным действующим лицом массовых зрелищ Древней Эллады был народ, то в Риме в массовых зрелищах под открытым небом народу отводилась более пассивная роль. Здесь уже не всеобщее массовое действо, в каком активно проявляли себя все афинские граждане, а чаще всего зрелище, в котором было четкое разделение на участников и зрителей. Именно с тех пор входит в праздничный обиход понятие «зрелище» как синоним понятия «праздник».
Метаморфоза, происшедшая с древнеримскими праздниками не случайна. Достаточно вспомнить, политическую обстановку в Римской империи, обстановку жестокой классовой борьбы между бюрократической верхушкой и люмпен-пролетариями. Империя держалась на силе, и в этих условиях нужно было, во что бы то ни стало отвлечь народ от политики. Именно на такой эффект была рассчитана политика римских императоров. Широкой популярности достиг лозунг: «Хлеба и зрелищ». Императоры завоевывали благодарность подданных и место в истории, учреждая новые праздники и зрелища или обогащая оформление и содержание игрищ и забав.
В этом городе зрелища поглощали время людей, сдерживали их страсти, управляли их инстинктами и вызывали активность. Толпа, которая скучает, таит в себе бунт. Став важнейшим развлечением для подданных в их бездейственной жизни, зрелища служили орудием абсолютизма. Покровительствуя им и расточая на них баснословные суммы, императоры сознательно заботились о безопасности своего владычества.
Римские завоеватели не внесли никаких изменений в основные элементы греческой физической культуры. Они сыграли определенную роль в ее распространении и сохранении, но не обогатили новыми мотивами. Римляне переняли некоторые общие идеи греческих спортивных теорий, а игры, проводившиеся по образцу Олимпиад, включили в арсенал своих политических средств.
Римские зрелища представляли собой триумфальные шествия императоров, гладиаторские бои, навмахии, или сражения на воде, цирковые состязания. С точки зрения зрелищного восприятия в триумфальном римском ритуале многое было интересно придумано и осуществлено. Нужно заметить, что в зрелищах Древнего Рима большого совершенства достигла сценическая техника, расширились выразительные средства.
Различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.
В VI в. до н.э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирки, которые располагались в низинах между холмами. Здесь в любое время дня всегда толпилось много народа. Одни упражнялись в верховой езде, другие отрабатывали навыки езды на колеснице, играли в мяч, занимались борьбой. Некоторые же плавали и занимались греблей в Тибре. «Каждое проявление ловкости и силы зрители встречали аплодисментами», — писали хроникеры. Особенно популярными были игры с мячом.
Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение небесных тел, обрели новое содержание: стали средством развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных масс. А потому их цель теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, научиться владеть своим телом, а в том, чтобы завоевать расположение народа, заполучить голоса, сдерживать народный гнев и обогатиться. Цирковые представления стали более жестокими, поскольку эстетические и этические запросы бездельничающего населения Рима притупились: оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. Точно так же все более грубую форму принимали заимствованные у греков состязания по боксу.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III - начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов – Мегаленские игры, а также флоралии – в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры), до 6 – 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.
Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, соревнования колесниц, конские скачки и т.д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.
Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Впервые в 264 г. до н.э. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев росла и со временем, по мере того как возрастал интерес к ним, они были отделены от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за власть.
В 105 г. до н.э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах.
Характерным эпизодом в этом процессе явился 122 г. до н.э. – жест Гая Сампориуса Гракха, который значительно увеличил свою популярность тем, что разрушил ограду вокруг арены форума, и тем самым народ получил бесплатный доступ к зрелищам. В I веке до н.э. поединки проходили уже на специальных, окруженных трибунами площадках — амфитеатрах.
Пополнение гладиаторов обеспечивалось благодаря трем видам наказаний:
1) осуждение мечом гладиатора. Такого осужденного выставляли против опытного гладиатора. Естественно, что победителем в этих поединках всегда выходил гладиатор опытный, искусный фехтовальщик, владеющий приемами нападения и защиты;
2) осужденного бросали к диким зверям. В этом случае осужденным давали примитивное оружие, чтобы поединок мог протянуться подольше;
3) согласно приговору, осужденный зачислялся в школу гладиаторов. Эта форма наказания не означала обязательную смерть. После определенного количества боев гладиатор освобождался от обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч, и, если он был рабом, он получал свободу.
В начале эпохи Римской империи поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми представлениями и различными состязаниями греческого происхождения, но в период ее упадка снова обрели главенствующую роль. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. Для того чтобы сделать народные зрелища более разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения, в ходе которых зрители могли вдоволь полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.
Следует отметить, что римские зрелища сочетали в себе феерию и натурализм. Известно, что Цицерон и Сенека негодовали по поводу чрезмерного натурализма кровавых зрелищ, однако сходились на том, что они необходимы для гармоничного воспитания воина. В числе массовых зрелищ Древнего Рима следует отметить «столетние торжества», которые справлялись каждые сто лет, луперкалии – празднования в честь фавна, «праздник перепутий» и «малые триумфы» – овации, во время которых триумфатор входил в город пешком, а не въезжал на колеснице, как в большом триумфе. Римские празднества, театрализованные представления и зрелища времен конца империи были одним из показателей упадка культуры рабовладельческого общества, распада рабовладельческого строя.
В 394 г. н.э. Римский император Феодосий І издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских и иных игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции, престал играть роль наиболее доступного средства общения между народами. Только с наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры.
+ прочесть параграфы 1 и 2 (стр. 138 – 144) Главы VII учебника Ю.М.Черняк «Режиссура праздников и зрелищ», Мн., ТетраСистемс, 2004.