Биологическая и социальная специфика человека
Тема 5.1. Человек как личность. Формирование личности.
План
1. Идея и образ человека в истории философии.
2. Биологическая и социальная специфика человека.
3. Индивид, индивидуальность, личность.
4. Становление личности и ее формы.
5. Социальные типы личности.
Идея и образ человека в истории философии
Человек – это уникальное явление мироздания и неисчерпаемая проблема для философии и науки.
В истории философии практически невозможно найти философа, который бы не обращался к проблеме человека, к анализу различных сторон его материального и духовного бытия.
Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как «малый мир», микрокосмос. Эта точка зрения воспроизводится и в наши дни (на новой основе). Человек ведь действительно часть космоса. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хлопот. Мы – люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не должно быть слишком близко к нам.
Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души.
В средневековой философии природа человека понималась как трехчастная: тело – душа – дух. Духовность проявляется в Вере, Надежде, Любви, и именно посредством духа человек обретает связь с Богом.
В Новое время, наряду с религиозными, появляются научные концепции человека:
А) человек – существо разумное («хомо сапиенс») – здесь главная специфика человека усматривается в разуме, в способности мыслить. («Я мыслю, следовательно существую» Р.Декарт)
Б) человек – существо деятельное («хомо фабер») – здесь суть человека заключается в его деятельности: трудовой, научной, общественно – политической и т.д.
В) человек – существо бессознательное – сущность человека не разуме, а в глубинных бессознательных инстинктах и порывах.
Г) последняя из нововременных концепций – это трактовка человека в учении Ф.Ницше. Современный человек – это получеловек, полуживотное, тупиковая ветвь антропогенеза. Будущее за «сверхчеловеком», освобожденным от пут современной цивилизации и ее морали.
В современной философии продолжается поиск истинной сущности человека и этот процесс, наверное, будет продолжаться пока существует человечество.
Биологическая и социальная специфика человека
Среди наиболее важных проблем, решаемых философской антропологией, является вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. То, что человек является частью живой природы, к тому же продуктом биологической эволюции, теперь на фоне современного естествознания, стало очевидным и бесспорным уже не только для ученых и специалистов. Каждый человек неповторим уже в силу своих биологических особенностей: генетического кода, веса, роста, темперамента, цвета волос, срока жизни и т.д. Однако, также бесспорным является и то, что он – существо социальное, и его неповторимость, уникальность обусловлены не в меньшей степени его общественной природой. Нет сомнений в том, что человеческий индивид, помимо биологических особенностей, обретает свою индивидуальность и как социальное существо. Но происходит это в обществе, и только в обществе. Будучи оторванным от общества, например, в младенческом возрасте, человеческое существо развивается как биологическая особь, но практически безвозвратно утрачивает способностиь стать полноценным человеком, т.е. утрачивает способность овладеть нормальной речью, навыками общения, обучиться труду – коллективной совместной деятельности и т.п.
Существование в человеке двух начал (биологического и социального) вызывает дискуссии по вопросу соотношения этих начал в человеке. Сложилось 2 концепции по данной проблеме: биологизаторская и социологизаторская.
Сторонники биологизаторской концепции стремяться объяснить человека, исходя из его естественного, биологического начала. Теория Т.Мальтуса (XVIIIв.): общественная жизнь рассматривалась как арена борьбы отдельных людей за свое существование, где побеждает сильнейший, а слабый обречен на гибель. Биологизаторские взгляды характерны для социал-дарвинистов, которые получили известность на рубеже XIX – XXв.в. тем, что абсолютизировали учение Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции и с этих позиций пытались объяснить не только происхождение человека, но и его сущность, а в конечном счете – всю природу общественных отношений. Эту же линию продолжает социобиология, делающая акцент на генетической наследственности, которая одинаково присуща и людям, и животным. По их мнению, поведение человека, как и животных, генетически определено. Сходные взгляды на природу человека можно обнаружить в расистских концепциях, объявляющих превосходство одних людей над другими исключительно по их принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко проявилось в фашистской идеологии.
Социологизаторский подход характеризуется тем, что природу человека пытаются усмотреть в общественных отношениях, зачастую не просто противопоставляя социальное биологическому, духовное – плотскому, но и рассматривая биологическое начало в человеке как более низкое, животное и даже низменное, а потому не заслуживающее серьезного внимания. Акцент же переносится на анализ общественных отношений и на выявление той роли, которую играет общество в становлении индивида и личности. В итоге общественное доминирует над личным, индивидуальным, подавляя и растворяя его в себе, что является наиболее характерным для тотальных социальных систем и обосновывающих их философских концепциях, в частности, для философии Платона и марксизма.