Общие практические применения оценки бизнеса.
ТЕМА 3. Некоторые практические применения оценки бизнеса
План лекции.
3.1. Общие практические применения оценки бизнеса.
3.2. Специальные применения оценки бизнеса
3.2.1 Выкуп паев (акций)
3.2.2 Эмиссия новых акций
3.2.3 Вступление в 000 имущественным взносом
3.2.4 Подготовка к продаже обанкротившихся предприятий
3.2.5 Подготовка к продаже приватизируемых предприятий
3.2.6 Обоснование вариантов санации предприятий-банкротов
Общие практические применения оценки бизнеса.
Оценка бизнеса все чаще применяется и как деятельность, осуществляемая специализированными оценщиками вне рамок управления стоимостью предприятия.
По сути, в стране, как и в мире в целом, сформировалась особая отрасль — отрасль оценочных услуг. Сначала она развивалась преимущественно как предложение услуг по оценке недвижимости, машин и оборудования, интеллектуальной собственности, т.е. по оценке отдельных элементов имущественных комплексов. Но в настоящее время опережающими темпами создается отрасль оценки бизнеса или как таковых имущественных комплексов по конкретному бизнесу.
Это закономерно для продолжения перехода нашей страны к рыночной экономике и связано не обязательно и не столько с развитием фондового рынка (в мире есть множество стран с рыночной экономикой, где фондовый рынок слабый), сколько с появлением более продвинутых рыночных инфраструктур, типов трансакций и имущественных отношений.
Примерами таких качественно новых практических применений оценки бизнеса, на которые спрос увеличивается быстрее прочих, являются ситуации, когда оценке оказывается необходимым подвергнуть:
• пакеты акций или доли, вносимые в качестве имущественных взносов при учреждении новых компаний;
• доли в фирмах или имущественных комплексах (бизнесах), предлагаемые в качестве имущественного обеспечения по кредитам;
• максимально приемлемые цены приобретения акций поглощаемых компаний, при которых предотвращается «разводнение» акций поглощающей фирмы;
• обоснованную величину учредительского взноса венчурного инвестора в компанию, создаваемую для осуществления инновационного проекта и имеющую перспективу на рост стоимости изначальной доли в уставном капитале;
• соотношения, в которых должны обмениваться акции одних компаний на акции других фирм при реорганизации акционерных обществ (особенно в ходе слияний и поглощений);
• продаваемый бизнес как таковой (не компанию либо долю в ней), что характерно как для рынка купли—продаж имущественных комплексов в малом и среднем предпринимательстве, так и для операций в ходе реализации имущественных комплексов при ликвидации предприятий, осуществлении внешнего управления и конкурсного производства в процессе банкротства компаний;
• бизнес как предмет страхования деловых рисков или передачи его в доверительное управление.
Конечно, универсальным общим практическим применением оценки бизнеса было и остается обоснование разумных цен при купле—продаже крупных пакетов акций (долей) в компаниях, когда и их продавец, и покупатель имеют доступ к внутренней информации фирмы, на основе которой можно использовать методы оценки бизнеса. При этом покупатель обычно требует такого доступа в качестве условия готовности сразу приобрести крупный пакет акций и тем самым единовременно выплатить значительную сумму денег заинтересованному в этом продавцу. Ведь большинство подобных сделок происходит не на биржевом фондовом рынке, а на так называемом «уличном», внебиржевом рынке.
Точно так же, как при подготовке сделок по купле-продаже пакетов акций (паев) в компаниях, оценку бизнеса покупатели используют для определения максимально приемлемой или обоснованной цены за весь предлагаемый к продаже имущественный комплекс компании или за ту его часть, которая специализирована на выпуске и сбыте одной конкретной продукции (для многономенклатурной фирмы). Продавцы имущественных комплексов точно так же с использованием методов оценки бизнеса планируют для себя максимально возможную либо обоснованную цену. Затраты на указанное и для покупателя, и для продавца входят в издержки трансакций по подготовке сделок купли—продажи.
Важнейшим практическим применением оценки бизнеса, направленной на оценку рыночной стоимости закрытой компании, является обоснование для себя решений по приобретению крупных долей в данной компании инвесторами, которые планируют вкладывать свои средства на определенный срок,т.е. заранее намечают спустя этот срок перепродавать покупаемую долю.
Основной формой отдачи с инвестиций для них обычно служит прибыль от перепродажи пакета акций по цене, которая должна быть существенно большей, чем та цена, какую они считают возможным заплатить за этот пакет акций в настоящий момент. Исходя из этого, они прикидывают для себя следующие величины:
1) обоснованную максимально приемлемую цену, которую можно позволить себе заплатить за рассматриваемый пакет акций на текущий момент;
2) обоснованную максимально возможную цену, которую можно рассчитывать выручить от перепродажи своей доли в фирме через т лет;
3) предполагаемый свой чистый дисконтированный доход (чистую текущую стоимость NPV) от инвестирования в фирму средств в определенном размере который, если не учитывать малозначимые для рассматриваемых инвесторов возможные.
Обоснованные рыночные цены за бизнес на конкурентных рынках капитала (бизнесов) стремятся к максимально приемлемым вследствие информационной прозрачности таких рынков и большого числа потенциальных покупателей бизнеса. Конкурируя за покупку, они предлагают за привлекательный бизнес все большую цену, которая приближается к максимально приемлемой.
Частный случай описанного практического применения оценки бизнеса — ее использование для принятия решений о капиталовложениях венчурными инвесторами.Разница заключается лишь в том, что:
• объектом инвестирования для венчурных инвесторов выступают не уже существующие компании, а вновь учреждаемые, которые организуются с целью начать (venture — начинание) и завершить осуществление некоторого делового проекта (чаще всего основанного на новых технологиях) и привлечь для этого внешнее финансирование;
• в качестве показателя служит учредительский взнос, испрашиваемый от венчурного инвестора за долю в уставном капитале молодой компании.
При этом если от венчурного инвестора требуется денежный взнос, а прочие соучредители такой молодой компании предполагают сделать в уставный капитал имущественный взнос (например, в виде нематериальных активов типа ноу-хау или патентных прав), то характерным является встречное требование венчурного инвестора прибегнуть к услугам независимого оценщика для оценки обоснованной рыночной стоимости вносимого имущества. Указанное требование вполне закономерно, так как венчурный инвестор не желает, чтобы его доля в уставном капитале была занижена из-за слишком высокой оценки рыночной стоимости не денежных взносов соучредителей фирмы, включая инициаторов соответствующего проекта.
Для венчурного инвестора критерием положительного решения о вложении средств в создаваемую для реализации инвестиционного проекта фирму является не то, чтобы был положительным чистый дисконтированный доход (NPV) самого этого проекта, у которого длительность полезной жизни составляет я лет, а то, чтобы положительным оказался чистый дисконтированный доход (NPV) проекта вложения средств венчурного инвестора в рассматриваемую молодую компанию на m лет, когда этот срок меньше срока полезной жизни проекта учреждаемой фирмы.
Кроме того, венчурный инвестор будет именно на основе показателя NPV, а не показателя NPV проверять достаточность показателей внутренней нормы рентабельности и срока окупаемости проекта вложения своих средств.
Следовательно, многое зависит от того, насколько все же большим для данного проекта фирмы окажется срок вложения средств данным венчурным инвестором и как быстро в проекте фирмы ожидается выход на достаточно серьезные положительные денежные потоки или достижение достаточного серьезного прироста стоимости имущественного комплекса молодой компании.