Задачи и функции инновационного менеджмента

В инновационном менеджменте акцент переносится с задач максимизации выпуска продукции и длительности функционирования продукта на задачи новаторского доведения научной идеи до производства и коммерциализации.

Особенности функций инновационного менеджмента:

ü повышенное значение социально-психологических функций менеджмента:

§ мотивации;

§ коммуникации;

§ делегирования полномочий;

ü изменение соотношения между различными видами контроля. Выделение приоритетных видов контроля: финансово-экономического, стратегического, самоконтроля.

ü изменение методов управления персоналом:

§ уменьшение полномочий топ-менеджеров;

§ повышение инициативности и свободы управленцев среднего звена;

ü модификация содержания, структуры и состава методов управления организацией;

ü сокращение административных методов и усиление анализа, прогнозирования и планирования.

К основным функциям инновационного менеджмента относятся:

ü планирование;

ü организация;

ü мотивация;

ü координация;

ü контроль.

Планирование подразделяется на два уровня:

ü стратегическое планирование (постановка целей, выработка концепции развития компании);

ü тактическое планирование (разработка комплекса мероприятий по обеспечению ресурсами инновационной деятельности в условиях постоянных изменений).

Постановка целей должна быть определена рыночной потребностью. Цели инновационного менеджмента неразрывно связаны с миссией и философией компании, ее традициями и жизненным циклом.

Все цели инновационного менеджмента формируются под влиянием внешней и внутренней среды и соответственно делятся:

ü на внутренние;

ü внешние.

Внешние цели:

ü общегосударственные:

§ уплата налогов (своевременно и в полном объеме);

§ увеличение темпов роста ВВП;

§ увеличение объемов национального производства;

§ повышение уровня безопасности;

ü правовые:

§ исполнение законов;

§ соблюдение трудовой дисциплины;

§ поддержание правопорядка в обществе;

ü экономические:

§ максимизация выпуска продукции;

§ увеличение объемов продаж;

§ увеличение прибыли;

§ минимизация издержек;

ü рыночные:

§ освоение новых сегментов;

§ выведение новых продуктов;

§ удовлетворение новых потребителей и новых потребностей;

§ социальные – удовлетворение потребностей общества в целом;

ü экологические:

§ безотходное производство;

§ минимизация вредных выбросов, очищение стоков;

§ утилизация отходов;

ü научные – разработка новых программ и методов.

Внутренние цели:

ü приоритетные цели – направлены на рост и развитие компании за счет инновационного менеджмента, продвижения новых товаров и технологий;

ü тактические цели – направлены на ускорение процессов разработки и освоения новшеств и организацию функциональных направлений совершенствования базы новшеств;

ü структурные цели – направлены на обеспечение и поддержание эффективного функционирования подсистем предприятия.

Основные направления деятельности менеджера в инновационном менеджменте:

ü разработка мероприятий по улучшению технического оснащения производства;

ü отслеживание и регулирование взаимодействий между подразделениями;

ü осуществление организационного проектирования;

ü руководство производством и научными разработками.