Задачи и функции инновационного менеджмента
В инновационном менеджменте акцент переносится с задач максимизации выпуска продукции и длительности функционирования продукта на задачи новаторского доведения научной идеи до производства и коммерциализации.
Особенности функций инновационного менеджмента:
ü повышенное значение социально-психологических функций менеджмента:
§ мотивации;
§ коммуникации;
§ делегирования полномочий;
ü изменение соотношения между различными видами контроля. Выделение приоритетных видов контроля: финансово-экономического, стратегического, самоконтроля.
ü изменение методов управления персоналом:
§ уменьшение полномочий топ-менеджеров;
§ повышение инициативности и свободы управленцев среднего звена;
ü модификация содержания, структуры и состава методов управления организацией;
ü сокращение административных методов и усиление анализа, прогнозирования и планирования.
К основным функциям инновационного менеджмента относятся:
ü планирование;
ü организация;
ü мотивация;
ü координация;
ü контроль.
Планирование подразделяется на два уровня:
ü стратегическое планирование (постановка целей, выработка концепции развития компании);
ü тактическое планирование (разработка комплекса мероприятий по обеспечению ресурсами инновационной деятельности в условиях постоянных изменений).
Постановка целей должна быть определена рыночной потребностью. Цели инновационного менеджмента неразрывно связаны с миссией и философией компании, ее традициями и жизненным циклом.
Все цели инновационного менеджмента формируются под влиянием внешней и внутренней среды и соответственно делятся:
ü на внутренние;
ü внешние.
Внешние цели:
ü общегосударственные:
§ уплата налогов (своевременно и в полном объеме);
§ увеличение темпов роста ВВП;
§ увеличение объемов национального производства;
§ повышение уровня безопасности;
ü правовые:
§ исполнение законов;
§ соблюдение трудовой дисциплины;
§ поддержание правопорядка в обществе;
ü экономические:
§ максимизация выпуска продукции;
§ увеличение объемов продаж;
§ увеличение прибыли;
§ минимизация издержек;
ü рыночные:
§ освоение новых сегментов;
§ выведение новых продуктов;
§ удовлетворение новых потребителей и новых потребностей;
§ социальные – удовлетворение потребностей общества в целом;
ü экологические:
§ безотходное производство;
§ минимизация вредных выбросов, очищение стоков;
§ утилизация отходов;
ü научные – разработка новых программ и методов.
Внутренние цели:
ü приоритетные цели – направлены на рост и развитие компании за счет инновационного менеджмента, продвижения новых товаров и технологий;
ü тактические цели – направлены на ускорение процессов разработки и освоения новшеств и организацию функциональных направлений совершенствования базы новшеств;
ü структурные цели – направлены на обеспечение и поддержание эффективного функционирования подсистем предприятия.
Основные направления деятельности менеджера в инновационном менеджменте:
ü разработка мероприятий по улучшению технического оснащения производства;
ü отслеживание и регулирование взаимодействий между подразделениями;
ü осуществление организационного проектирования;
ü руководство производством и научными разработками.