Понятие судебных экспертиз. Актуальность экспертной деятельности в условиях развития рыночных отношений.
Тема 1. Судебно–экспертная деятельность. Цели и задачи
1. Понятие судебных экспертиз. Актуальность экспертной деятельности в условиях развития рыночных отношений.
2. Структура судебной экономической экспертизы.
3. Возникновение и развитие судебных экономических экспертиз.
4. Экономические преступления, характерные для переходного периода российской экономики
Понятие судебных экспертиз. Актуальность экспертной деятельности в условиях развития рыночных отношений.
"С каждым годом нарушения гражданских и уголовных норм встречаются все чаще и чаще, размеры этих нарушений становятся грандиознее, а техника их утонченнее. Если в прежние времена суд прибегал к услугам эксперта в исключительных случаях, то теперь это заурядное явление".
Эти слова принадлежат известному ученому-бухгалтеру, создателю теории судебно-бухгалтерской экспертизы, автору многочисленных книг, в том числе "Бухгалтерская экспертиза в судебном процессе" (СПб, 1913т.) - Иванову С.Ф. И актуальность этих слов в наше время возросла многократно.
Глубокий политический и экономический кризис, разразившийся в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг., повлек за собой центробежные процессы, результатом которых стало выделение Российской Федерации в самостоятельное государство, ориентированное на рыночную модель экономики. Произошла резкая дезинтеграция реального сектора экономики, повлекшая за собой разрушение единого хозяйственного механизма страны и бурный количественный рост экономических субъектов.
Однако наметившиеся и во многом уже оформившиеся в постперестроечный период новые формы экономических отношений между участниками финансовой и хозяйственной деятельности по своей сути мало напоминали функционирование настоящего рыночного механизма.
Правовой нигилизм в экономике, вызванный отсутствием соответствующей правовой базы и запоздалым принятием законов, регулирующих функционирование новых организационно-правовых форм собственности (коммерческих банков, инвестиционных фондов, акционерных обществ, товариществ всех видов и др.), значительный отток профессиональных кадров из правоохранительной системы в коммерческие структуры и другие неблагоприятные условия привели к криминализации определенной части экономически активного населения страны.
Гражданский кодекс РФ, вышедший в свет в 1993 году, лишь частично компенсировал правовые "прорехи" законодательства в вопросах экономики. Поэтому растущий вал преступлений продолжал набирать обороты.
В связи с обострением криминогенной обстановки в целом на территории России, отягощенным проникновением преступных элементов в коммерческие структуры и развитием организованной преступности, возникли новые формы хозяйственных правонарушений.
В результате за последние 10 лет (1992 - 2002 гг.) подавляющее большинство российских граждан не только не пришли к благосостоянию и богатству, напротив, были несправедливо унижены, обмануты и ограблены.
Как показывают экспертные оценки, многообразие экономических преступлений и в дальнейшем будет расширяться как по характеру и методам преступлений, так и по составу и социальному положению лиц, в них участвующих.
Идея перехода от "всеобщей конкуренции" к поиску эффективных форм экономической и юридической защиты от лжепредпринимательства, мошенничества, невыполнения обязательств по долгам и вкладам, невыплаты заработной платы, невыплаты дивидендов и других проявлений ущемления законных прав участников экономических отношений в последнее время очень близка государству, хозяйствующим субъектам (в том числе их руководителям), рядовым гражданам.
С целью получения максимальной прибыли, сегодня преступления в сфере экономики совершают на только отдельные лица, но и как правило, группы специально организовавшиеся для умышленной преступной деятельности.
С этой целью производят различные извращения учетных данных, фальсифицируют показатели, характеризующие те или иные процессы, происходящие в ходе совершения хозяйственных операций, уничтожают документы.
Это обусловлено тем, что документами оформляются все хозяйственные операции, непосредственно в момент и на месте их совершенствования.
Все последующие учетные записи в накопительных ведомостях, журналах-ордерах и т.д. производятся только на основе документов или иных первичных носителей информации, получаемых при использовании ЭВМ.
Раскрыть подобные преступления в сфере экономики почти немыслимо без знания бухгалтерского учета и судебной экономической экспертизы.
Трудность состоит не только в том, что у следователя нет необходимых знаний и навыков по бухгалтерскому учету. Сегодня в большинстве случаев преступления в сфере экономики являются многоэпизодными, с разветвленной сетью преступных связей, которые уходят за пределы России в страны ближнего и дальнего зарубежья.
С целью выявления фальшивых документов, подделки, подчистки, искажений в компьютерных программах, следователям и экспертам-бухгалтерам приходится изучать сотни, а порой и тысячи документов.
Вот почему в последние годы значительно возросла роль судебной экономической экспертизы.
Важным условием правильной постановки предварительного следствия и судебного разбирательства (в т.ч. и по арбитражным делам) является привлечение специалистов различных областей науки и техники для производства различных видов судебных экспертиз.
Судебная экспертиза может быть назначена по любым вопросам (кроме юридических), требующих специальных познаний и опыта.
Наиболее часто судебно-следственные органы назначают медицинскую, экономическую, криминалистическую и автотехническую экспертизы. Основные виды судебных экспертиз:
1.Экономические (бухгалтерская, экономико-трудовая, финансово-экономическая, планово-финансовая, финансово-кредитная и др.);
2.Криминалистические (подчерковедческая, технического исследования документов, фототехническая, автороведческая, баллистическая, трассологическая и др.);
3.Товароведческие (продовольственных товаров, непродовольственных товаров);
4.Технические (инженерно-транспортные, в т.ч. автотехнические, строительные, пожарно-технические и др.);
5.Физико-технических исследований (материаловедческие, технологические);
6.Прочие виды (химико-биологических исследований, экологические, биологические, искусствоведческие, компьютерно-технических исследований и др.).
Общий перечень судебных экспертиз насчитывает более двадцати наименований.
От правильного понимания работниками дознания, следствия и суда сущности судебной экспертизы и пределов деятельности эксперта в процессе очень часто зависит исход дела.
Юридическая природа судебной экспертизы, в какой бы области она не проводилась, едина.
Особенностью судебной экспертизы является установление имеющих значение для дела факторов путем производства специального исследования (например, изучения бухгалтерских документов, сравнения двух экземпляров текста, двух пальцевых отпечатков, двух подписей и т.д.).
Особенностью заключения судебного эксперта является то, что он на основании своих специальных знаний, объясняет значение установленных судебной экспертизой фактов, подводя их под определенные, так называемые опытные суждения (например, разъясняет, что наличие нескольких совпадающих признаков в двух сравниваемых документах доказывает, что они выполнены одним и тем же лицом).
Эти суждения имеют общий характер, относясь к группе однородных фактов, а не к единичному факту, как это бывает в суждениях свидетеля.
Свидетель описывает данный факт, как он его воспринял, в то время как судебный эксперт для объяснения данного факта выдвигает общее суждение, установленное определенной наукой (например, бухгалтерский учет, финансы и др.), искусством, ремеслом на основе длительного опыта, чем и объясняется название суждений судебного эксперта "опытными суждениями".
Экспертиза помимо установления самого факта подлога, может установить кем конкретно выполнен текст документа или подписи (при наличии образцов почерка подозреваемых лиц), пробит ли кассовый чек на данном кассовом аппарате, исполнен ли текст при помощи конкретного печатающего устройства или нет и др.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, впервые изданный в 1897 году и пользующийся заслуженной популярностью по сей день, определяет экспертизу как "исследование, истолкование и установление таких фактов и обстоятельств, для удостоверения которых необходимы специальные познания в какой-нибудь науке, искусстве, ремесле или промысле... Предметом экспертизы является вопрос о конкретном обстоятельстве подлежащем разрешению при помощи специальных сведений и опытности; при этом экспертиза дает только указания, служащие к разрешению данного вопроса и проект его решения с точки зрения технической, отнюдь не вторгаясь в юридическую сторону вопроса." (Ф.А.Брокгауз, И.А.Эфрон:Энциклопедический словарь, Том 79, стр. 305-306, СПб, 1904г.).
Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (см. ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" 73-ФЗ от 31.05.2001 года).
Общие положения о судебной экспертизе, закрепленные в выше указанном законе распространяются на все виды судебных экспертиз, включая и все виды судебно-экономических экспертиз.
Специфика судебно-экономической экспертизы проявляется:
во-первых, в том, что для ее производства требуются специальные познания в области бухгалтерского учета и смежных экономических дисциплин (экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности, налогообложение, финансы, аудит, статистика и др.) и в области правовых дисциплин (финансовое право, бюджетное право, налоговое право, коммерческое право, криминалистика, уголовное право и уголовный процесс, гражданское право и гражданский процесс и др.);
во-вторых, объектом расследования и судебного разбирательства являются хозяйственные операции, получившие отражение в бухгалтерских документах, учетных регистрах, балансах и отчетности, дискетах, компьютерных программах и т.п., в-третьих, объектом исследования являются факты и явления финансово-хозяйственной деятельности юридического или физического лица…
Правовой основой судебно-экономической экспертизы являются:
- Конституция РФ,
- ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" №73-ФЗ от 31.05.2001 года,
- ГПК РСФСР,
- АПК РФ,
- УПК РФ,
- КоАП,
- Таможенный кодекс РФ,
- Налоговый кодекс РФ
- и другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.
Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Она осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции РФ и иных нормативных актов, составляющих правовую основу этой деятельности.
Это непосредственно определено в ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" №73-ФЗ от 31.05.2001 года.
Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенности частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
2. Структура судебной экономической экспертизы
В процессе поиска форм экономической и юридической защиты от вышеуказанных преступлений ведущую роль должна игратьсудебная экономическая экспертиза, непосредственно изучающая финансовые потоки и возможности которой в реальной юридической практике еще предстоит раскрыть.
Вышедший в свет в новой редакции в 1997 г. Уголовный Кодекс (УК) РФ содержит наиболее полный перечень экономических преступлений, возникших в переходный период экономики.
Не случайно, глава 22 УК РФ, посвященная преступлениям в сфере экономической деятельности, в Кодексе самая большая.
В ней содержится более тридцати составов преступлений.
Подавляющее большинство из них для российского уголовного законодательства новые.
Наиболее значимые новые виды экономических преступлений - это преступления, связанные с движением финансовых потоков и банкротством.
Все новые виды экономических преступлений имеют свои особенности как с точки зрения методов совершения, так и с точки зрения уголовно-правовой характеристики и технологии их доказывания посредством судебной экономической экспертизы.
Если вспомнить традиционные виды криминалистических экспертиз – баллистическую, дактилоскопическую, автотехническую и т.д., то этот класс судебных экономических экспертиз нельзя отнести к традиционным видам судебных криминалистических экспертиз.
Как и в любом новом явлении теоретические и методологические аспекты судебно-экономической экспертизы в настоящее время определены недостаточно четко.
Рассматривая судебную экономическую экспертизу мы может отметить, что основываясь на специальных познаниях, эксперты-экономисты могут:
- установить и оценить признаки искажения экономической информации,
- определить возникшие негативные экономические явления и ситуации,
- выявить степень их влияния на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
В настоящее время по применяемым методикам принято различать четыре рода экономических экспертиз:
- судебно-бухгалтерскую;
- финансово-аналитическую;
- финансово-кредитную;
- налоговую.
Объединяет же все роды экономических исследований не только близость их «материнских наук», но и то обстоятельство, что названные экспертизы назначаются по так называемым хозяйственным делам в случаях, когда у следствия или суда имеются данные, что совершение или сокрытие преступления осуществлялись посредством намеренного искажения экономической информации.
Объектами экспертного исследования экономических экспертиз являются документальные данные.
3. Возникновение и развитие судебно-экономических экспертиз.
История развития судебно-экономических экспертиз неразрывно связана с историей развития бухгалтерского учета, а также правовых отношений и норм.
Экспертиза появилась в уголовном процессе значительно позже других судебных доказательств. Однако институт бухгалтеров-поверителей существовал уже в древнем Египте, Халдее, Финикии, Греции и Риме.
В итальянских кодексах эпохи Возрождения можно найти конкретно сформулированные требования к купеческим книгам, как одной из норм торгового права.
В Иудее учету придавались специальные контрольные функции. Жрецы Иерусалимского храма не приступали к службе, пока главный писарь Иудеи не подведет итоги на всех счетах и не составит отчет, а контролирующие лица не подтвердят его достоверность. Специальный регламент предусматривал порядок учета пожертвований на храм. Перед алтарем устанавливался сундук, и царский контролер вместе с главным жрецом открывали его и подсчитывали доходы.
В городах Северной Италии издавались книги по бухгалтерскому учету. Они использовались как учебные пособия при ведении бухгалтерского учета.
Всемирную известность получила книга францисканского монаха, ученого-математика Луки Пачоли "Трактат о счетах и записях", создателя двойной записи. Принцип двойной записи является одним из краеугольных камней современного бухгалтерского учета.
Во Франции в 1667 году был учрежден специальный институт экспертов. Первоначально экспертиза состояла из доклада сведущих людей по поставленному вопросу и их изложения или заключения (мнения). Позднее сведущие люди стали приглашаться и в тех случаях, когда практические обстоятельства были уже установлены судом, а от эксперта (специалиста) требовалось научное подтверждение и разъяснения.
Итальянские канонисты видели в сведущих людях научных судей и их заключения признавали приговором, обязательным для судей.
С конца XIX и начала XX века сравнительно большое развитие получает бухгалтерский учет. В Европе создаются общества счетоводов.
В 1896 году в Германии было основано общество немецких счетных ревизоров, которое стало издавать труды ежегодных съездов своих членов; в Швеции - общество шведских счетных ревизоров; во Франции - академическое общество счетоводов и бухгалтеров; в Голландии - Нидерландский счетоводный институт и Нидерландская академия счетоводства; в Бельгии - общество экспертов-счетоводов.
Все эти общества в числе прочих задач обеспечивали правосудие сведущими экспертами-бухгалтерами. С этой целью велась теоретическая подготовка будущих экспертов-счетоводов на курсах и в школах, где читались лекции по судебно-бухгалтерской экспертизе.
Так, программа курса, читаемого в Австрийской торговой академии, включала вопросы: общие понятия; развитие и постановка ревизий; организации счетоводов, организация аудиторов, ревизоров в Европе и в Америке; организация рациональной ревизии книг и баланса в акционерных обществах, в отделениях торговых домов, в товариществах и обществах с ограниченной ответственностью; виды ревизий (контроль кассы, постоянная и временная ревизия книг, баланса); разное применение соответствующих методов при организации и постановке торговых книг: для экспертов, ликвидаторов, администраторов, судей, членов совета и т.д.; ревизионные учреждения при образовании акционерных и других общественных предприятий; ревизионные учреждения в судебных установлениях (конкурс, разные процессы наследства и т.п.); практические примеры.
В России история судебной экономической экспертизы началась значительно позже. С 1645 года имеются сведения о существовании как общих, так и городских смет, но определенных правил об их составлении не существовало. Не было и отчетности. Приказы собирали деньги, расходовали их, а остатки хранились в приказах. Если обнаруживался дефицит, то занимали у другого приказа. Гласность о состоянии финансовых дел не допускалась.
С 1802 года со времени образования Министерства финансов стали составлять росписи доходов и расходов на основании смет министров. Это позволило уравновешивать доходы с расходами, упорядочить контроль, но общих правил их составления не было.
В 1811 году был издан "Наказ Министерству финансов", в основу которого был положен "План финансов", в соответствии с ним расходы делились на необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные. По "Наказу Министерству финансов" к 15 ноября министры сдавали в Министерство финансов смету по единой форме. Министерство финансов на основе их объединения составляло сводную смету, которую вносило в Государственный Совет, а последний представлял на утверждение Государю.
Финансовые дела государства были окружены тайной. Недостатки действующих правил "Наказа Министерству финансов": отсутствие гласности привело к хаотическому состоянию государственных финансов.
В связи с этим Министерство финансов командировало специальную комиссию для изучения бухгалтерского дела и контроля в Западную Европу. В состав комиссии входили представители всех управлений Министерства финансов.
Результатом поездки явились подготовленные комиссией и утвержденные Министерством финансов правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи от 22 мая 1862 года. Эти правила предполагали составление смет для всех управлений по единой форме с обязательным обоснованием необходимости тех или иных статей расходов и сумм по ним; разграничения постоянных и временных расходов; специализацию расходов по основным направлениям; для утверждения сметы данные за отчетный период должны были представляться в соответствии с отчетными данными прошлого периода. Позже было принято дополнение к правилам, которое предусматривало строгое соблюдение деления доходов и расходов на параграфы и статьи, что остается в силе и по сей день.
В конце XVIII века в России Петром I был утвержден "Регламент адмиралтейской коллегии", в котором были даны указания по ведению учета, отчетности и контроля. Формы ведения бухгалтерского учета были построены применительно к записи по двойной системе и отражали все средства и источники. Первоначально бухгалтерский учет по двойной системе стал вестись в государственных учреждениях, в торговых и горнозаводских предприятиях.
В то время суды при рассмотрении уголовных и гражданских дел для установления объективной истины пользовались свидетельскими показаниями. Но с развитием крупного капиталистического производства сравнительно большое развитие получает и бухгалтерский учет. С целью получения максимальной прибыли капиталисты стали использовать и данные учета (стали занижать и скрывать показатели, образующие прибыль, и суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет, фальсифицировать показатели, характеризующие те или иные процессы, происходящие в капиталистическом хозяйстве).
Обычным явлением стали растраты, хищения, обманы, мошенничества, подлоги, вымогательства, взяточничество, ростовщичество, махинации, связанные с коррупцией, фиктивные банкротства и т.п.
После судебной реформы 1864 года в России была создана новая система судов и законодательства, подобная той, которая сложилась в западноевропейских странах (процессы стали открытыми, их могли посещать все желающие, появились институты присяжных и адвокатов).
Экономические преступления исследовал суд. Если раньше суд обращался к услугам экспертов-бухгалтеров в исключительных случаях, то теперь это стало нормой. Судьи стали уже не в состоянии самостоятельно разобраться во всех деталях экономического преступления. Они были вынуждены обращаться к специалистам и приглашать их в качестве экспертов.
Профессор В.К. Случевский в предисловии к книге С.Ф. Иванова "Бухгалтерская экспертиза в судебном процессе" (СПб, 1913, с. IX) писал: "Наше время выдвинуло немало серьезных проблем, относящихся к области как гражданского, так и уголовного правосудия. В ряду их стоит проблема об обосновании оценки и условий пользования теми источниками, из которых заимствует судья данные к освещению своего разума и своей совести при расследовании обстоятельств дела, подлежащего его рассмотрению. Со времени отдаленной древности, следы которой сохранены нам историей, признается несомненным, что личные средства действия судьи не всегда достаточны для разрешения задач, возложенных на него законодателем, и что нередко он вынужден обращаться к содействию сведущих людей, а именно всякий раз, когда по свойству возникших на суде вопросов о достоверности и степени доказательной силы, выясняющихся на суде обстоятельств необходимо использовать такие эмпирические или научные сведения, которыми обладают эти сведущие лица и которыми не располагает сам судья".
В первые годы Советской власти был проведен ряд мероприятий по организации судебной экономической экспертизы и широком использовании ее выводов при решении уголовных и гражданских дел.Так, в 1918 году Совнарком РСФСР своим декретом о судах предоставил судам право при рассмотрении гражданских дел, которые требуют специальных знаний, по своему решению привлекать специалистов в свой состав с правом соглашательного голоса, В Петрограде в 1921 году был создан Отдел счетно-финансовой экспертизы при Северо-Западной областной торговой палате, а год спустя - Институт ответственных бухгалтеров.
В 1923 году в Москве при Московском отделении Российского технического товарищества был создан Отдел учета хозяйственной деятельности, включавший бюро бухгалтерской экспертизы и консультаций, которые обслуживали суды и арбитражи.
Положительную роль в повышении качества судебной экономической экспертизы и росте квалификации кадров экспертов-бухгалтеров сыграли объединения работников учета при губернских отделах профсоюза советских неторговых служащих. Одной из задач их объединений стало проведение судебно-бухгалтерских экспертиз.
Важным фактом, свидетельствующим о внимании, проявленным государством к судебной экономической экспертизе, явилась организация Института государственных экспертов-бухгалтеров (ИГЭБ) при Народном комиссариате Рабоче-Крестьянской Инспекции СССР с широкой сетью местных органов (республиканских, губернских, окружных и уездных). ИГЭБ работал с 18 августа 1925 года по 1 июля 1930 года, его сотрудникам принадлежало исключительное право проводить бухгалтерские экспертизы по заданию государственных органов.
После ликвидации ИГЭБ функции судебных экономических экспертиз были переданы одноименным секторам при общественных организациях учетных работников - Объединению работников учета (ОРУ), а в последствии - Всесоюзному обществу социалистического учета (ВОСУ).
В 1936 году сектор судебно-бухгалтерской экспертизы был создан при Прокуратуре СССР, который затем был реорганизован в Центральное бюро судебно-бухгалтерской экспертизы с филиалами в республиках, краях, областях. Оно просуществовало немногим более одного года в подчинении Прокуратуры СССР и в 1937 году было передано в ведение Наркомата юстиции СССР, а в 1938 году ликвидировано.
С 1938 года по 1952 год в стране не было органа, объединявшего работников, производящих судебные экономические экспертизы, Ликвидация единого органа судебно-бухгалтерской экспертизы не замедлила отрицательно сказаться на качестве экспертиз и заметно усложнила работу органов дознания, следственного аппарата, суда и арбитража.
Для проведения методической работы и обобщения практики по судебно-бухгалтерской экспертизы в Институте Проблем уголовной политики Прокуратуры СССР был сформирован сектор судебно-бухгалтерской экспертизы. Работники института подготовили и издали методическое письмо "Организация и проведение судебно-бухгалтерской экспертизы", утвержденное Прокуратурой СССР 10 июня 1935 года, и циркуляр Прокуратуры СССР от 7 октября 1936 года № 61/19, в котором впервые проводилась разница между судебно-бухгалтерской экспертизой и документальной ревизией.
За эти годы появились в основном работы методического и практического характера, а также ряд статей в журналах "Вестник ИГЭБ", "Счетоводство", "Социалистическая законность".
В 1952 году при Министерстве финансов СССР было создано Бюро государственной бухгалтерской экспертизы с филиалами при министерствах союзных и автономных республик, краевых, областных и городских (Москва и Ленинград) финансовых отделах.
Порядок деятельности судебно-бухгалтерских экспертных учреждений определяло "Положение о Бюро государственной бухгалтерской экспертизы". Перед ним были поставлены основные задачи: руководить и контролировать работу филиалов, проводить судебные экономические экспертизы, подбирать, воспитывать экспертные кадры и повышать их квалификацию, обобщать материалы бухгалтерских экспертиз.
В начале 1957 года Союзное Бюро государственной бухгалтерской экспертизы при Министерстве финансов СССР упразднили, а его филиалы при соответствующих республиканских министерствах финансов преобразовали в самостоятельные структурные единицы (на правах управления).
Существовавшие до 1936 года объединения экспертов-бухгалтеров выполняли работы по требованиям судебно-следственных органов. Кадры экспертов-бухгалтеров комплектовались из числа квалифицированных счетных работников, желающих работать в области бухгалтерской экспертизы. При этом прием новых экспертов был обусловлен их практическим стажем, но не образовательным цензом. Специальная подготовка экспертов-бухгалтеров отсутствовала. Организация Бюро государственной бухгалтерской экспертизы при Министерстве финансов СССР, а затем; при министерствах финансов союзных республик в порядок комплектования кадров, к сожалению, ничего нового не внесла.
При расследовании и рассмотрении уголовных дел судебно-следственные органы все шире применяли научные методы исследования, требовавшие солидных теоретических познаний в области экономики. Эксперты-бухгалтеры в своем большинстве продолжали оставаться практиками.
Большое значение для дальнейшего развития теории и практики судебно-экономических экспертиз имело постановление Совета Министров РСФСР от 1 октября 1962 года о передаче учреждений бухгалтерской экспертизы в систему Юридической комиссии Совета Министров РСФСР.
Таким образом, судебно-экономические экспертизы были объединены с другими видами экспертиз, что позволило создать единую, крупную сеть экспертных учреждений в стране. Объединение различных видов судебных экспертиз в одно ведомство улучшило структуру экспертных организаций, внесло единство в методику проводимой ими работы, дало возможность оперативно по мере необходимости одновременно с судебно-бухгалтерской экспертизой проводить товароведческие, криминалистические и другие виды судебной экспертизы, что в свою очередь значительно сократило сроки расследования и рассмотрения уголовных дел.
После проведенной реорганизации экспертных организаций на базе двух московских криминалистических лабораторий был организован Центральный научно-исследовательский институт судебных экспертиз, где на равных правах с другими структурными подразделениями стала функционировать лаборатория судебно-бухгалтерской экспертизы.
Важными задачами лаборатории являлись: производство судебно-бухгалтерских экспертиз по уголовным и гражданским делам, находящимся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов; проведение научно-исследовательской и методической работы в целях разработки теоретических основ и более совершенных методов экспертного исследования; подготовка организационных и научно-методических предложений по предупреждению правонарушений на основе материалов судебно-бухгалтерских экспертиз и применения специальных познаний; оказание научно-методической помощи работникам дознания, следователям и судам в осуществлении следственных и судебных действий.
Эксперты Центрального научно-исследовательского института судебных экспертиз проводили повторные и наиболее сложные экспертизы, а также принимали на исследование материалы из органов государственного управления (райсобесов, райвоенкоматов и др.).
Таковы основные вехи возникновения и развития судебных экономических экспертиз.