Понятие судебных экспертиз. Актуальность экспертной деятельности в условиях развития рыночных отношений.

Тема 1. Судебно–экспертная деятельность. Цели и задачи

 

1. Понятие судебных экспертиз. Актуальность экспертной деятельности в условиях развития рыночных отношений.

2. Структура судебной экономической экспертизы.

3. Возникновение и развитие судебных экономических экспертиз.

4. Экономические преступления, характерные для переходного периода российской экономики

 

Понятие судебных экспертиз. Актуальность экспертной деятельности в условиях развития рыночных отношений.

 

"С каждым годом нарушения гражданских и уголовных норм встречаются все чаще и чаще, размеры этих нарушений становят­ся грандиознее, а техника их утонченнее. Если в прежние времена суд прибегал к услугам эксперта в исключительных случаях, то теперь это заурядное явление".

Эти слова принадлежат известному ученому-бухгалтеру, создателю те­ории судебно-бухгалтерской экспертизы, автору многочисленных книг, в том числе "Бухгалтерская экспертиза в судебном процес­се" (СПб, 1913т.) - Иванову С.Ф. И актуальность этих слов в наше время возросла многократно.

Глубокий политический и экономический кризис, разразившийся в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг., повлек за собой центробежные процессы, результатом которых стало выделение Российской Федерации в самостоятельное государство, ориентированное на рыночную модель экономики. Произошла резкая дезинтеграция реального сектора эконо­мики, повлекшая за собой разрушение единого хозяйственного механиз­ма страны и бурный количественный рост экономических субъектов.

Однако наметившиеся и во многом уже оформившиеся в постперестроечный период новые формы экономических отношений между уча­стниками финансовой и хозяйственной деятельности по своей сути мало напоминали функционирование настоящего рыночного механизма.

Правовой нигилизм в экономике, вызванный отсутствием соответст­вующей правовой базы и запоздалым принятием законов, регулирующих функционирование новых организационно-правовых форм собственности (коммерческих банков, инвестиционных фондов, акционерных обществ, товариществ всех видов и др.), значительный отток профессиональных кадров из правоохранительной системы в коммерческие структуры и дру­гие неблагоприятные условия привели к криминализации определенной части экономически активного населения страны.

Гражданский кодекс РФ, вышедший в свет в 1993 году, лишь частично компенсировал правовые "прорехи" законодательства в вопросах эконо­мики. Поэтому растущий вал преступлений продолжал набирать обороты.

В связи с обострением криминогенной обстановки в целом на терри­тории России, отягощенным проникновением преступных элементов в коммерческие структуры и развитием организованной преступности, возникли новые формы хозяйственных правонарушений.

В результате за последние 10 лет (1992 - 2002 гг.) подавляющее боль­шинство российских граждан не только не пришли к благосостоянию и богатству, напротив, были несправедливо унижены, обмануты и ограблены.

Как показывают экспертные оценки, многообразие экономических преступлений и в дальнейшем будет расширяться как по характеру и ме­тодам преступлений, так и по составу и социальному положению лиц, в них участвующих.

Идея перехода от "всеобщей конкуренции" к поиску эффективных форм экономической и юридической защиты от лжепредпринимательст­ва, мошенничества, невыполнения обязательств по долгам и вкладам, невыплаты заработной платы, невыплаты дивидендов и других проявлений ущемле­ния законных прав участников экономических отношений в последнее время очень близка государству, хозяйствующим субъектам (в том числе их руководителям), рядовым гражданам.

С целью получения максималь­ной прибыли, сегодня преступления в сфере экономики соверша­ют на только отдельные лица, но и как правило, группы специально организовавшиеся для умышленной преступной деятельности.

С этой целью производят различные извращения учетных данных, фальсифицируют показатели, характеризующие те или иные про­цессы, происходящие в ходе совершения хозяйственных операций, уничтожают документы.

Это обусловлено тем, что документами оформляются все хозяйственные операции, непосредственно в момент и на месте их совершенствования.

Все последующие учетные записи в накопительных ведомостях, журналах-орде­рах и т.д. производятся только на основе документов или иных первичных носителей информации, получаемых при использова­нии ЭВМ.

Раскрыть подобные преступления в сфере экономики почти немыслимо без знания бухгалтерского учета и судебной экономической экспертизы.

Трудность состоит не только в том, что у следо­вателя нет необходимых знаний и навыков по бухгалтерскому уче­ту. Сегодня в большинстве случаев преступления в сфере эко­номики являются многоэпизодными, с разветвленной сетью пре­ступных связей, которые уходят за пределы России в страны ближ­него и дальнего зарубежья.

С целью выявления фальшивых доку­ментов, подделки, подчистки, искажений в компьютерных програм­мах, следователям и экспертам-бухгалтерам приходится изучать сотни, а порой и тысячи документов.

Вот почему в последние годы значительно возросла роль судебной экономической экспертизы.

Важным условием правильной постановки предварительно­го следствия и судебного разбирательства (в т.ч. и по арбитраж­ным делам) является привлечение специалистов различных обла­стей науки и техники для производства различных видов судеб­ных экспертиз.

Судебная экспертиза может быть назначена по любым вопросам (кроме юридических), требующих специальных познаний и опыта.

Наиболее часто судебно-следственные органы назначают медицинскую, экономическую, криминалистическую и автотехническую экспертизы. Основные виды судебных экспер­тиз:

1.Экономические (бухгалтерская, экономико-трудовая, финан­сово-экономическая, планово-финансовая, финансово-кредитная и др.);

2.Криминалистические (подчерковедческая, технического исследования документов, фототехническая, автороведческая, бал­листическая, трассологическая и др.);

3.Товароведческие (продовольственных товаров, непродо­вольственных товаров);

4.Технические (инженерно-транспортные, в т.ч. автотехничес­кие, строительные, пожарно-технические и др.);

5.Физико-технических исследований (материаловедческие, технологические);

6.Прочие виды (химико-биологических исследований, эколо­гические, биологические, искусствоведческие, компьютерно-тех­нических исследований и др.).

Общий перечень судебных экспертиз насчитывает более двадцати наименований.

От правильного понимания работниками дознания, следствия и суда сущности судебной экспертизы и пределов деятельности эксперта в процессе очень часто зависит исход дела.

Юридичес­кая природа судебной экспертизы, в какой бы области она не проводилась, едина.

Особенностью судебной экспертизы является ус­тановление имеющих значение для дела факторов путем произ­водства специального исследования (например, изучения бухгал­терских документов, сравнения двух экземпляров текста, двух паль­цевых отпечатков, двух подписей и т.д.).

Особенностью заключе­ния судебного эксперта является то, что он на основании своих специальных знаний, объясняет значение установленных судеб­ной экспертизой фактов, подводя их под определенные, так назы­ваемые опытные суждения (например, разъясняет, что наличие нескольких совпадающих признаков в двух сравниваемых доку­ментах доказывает, что они выполнены одним и тем же лицом).

Эти суждения имеют общий характер, относясь к группе однород­ных фактов, а не к единичному факту, как это бывает в суждениях свидетеля.

Свидетель описывает данный факт, как он его воспри­нял, в то время как судебный эксперт для объяснения данного фак­та выдвигает общее суждение, установленное определенной нау­кой (например, бухгалтерский учет, финансы и др.), искусством, ремеслом на основе длительного опыта, чем и объясняется назва­ние суждений судебного эксперта "опытными суждениями".

Экспертиза помимо установления самого факта подлога, мо­жет установить кем конкретно выполнен текст документа или под­писи (при наличии образцов почерка подозреваемых лиц), пробит ли кассовый чек на данном кассовом аппарате, исполнен ли текст при помощи конкретного печатающего устройства или нет и др.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, впервые изданный в 1897 году и пользующийся заслуженной популярнос­тью по сей день, определяет экспертизу как "исследование, истол­кование и установление таких фактов и обстоятельств, для удосто­верения которых необходимы специальные познания в какой-ни­будь науке, искусстве, ремесле или промысле... Предметом экс­пертизы является вопрос о конкретном обстоятельстве подлежа­щем разрешению при помощи специальных сведений и опытнос­ти; при этом экспертиза дает только указания, служащие к разре­шению данного вопроса и проект его решения с точки зрения тех­нической, отнюдь не вторгаясь в юридическую сторону вопроса." (Ф.А.Брокгауз, И.А.Эфрон:Энциклопедический словарь, Том 79, стр. 305-306, СПб, 1904г.).

Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по воп­росам, разрешение которых требует специальных знаний в облас­ти науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом произ­водящим дознание, следователем или прокурором, в целях уста­новления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкрет­ному делу (см. ФЗ "О государственной судебно-экспертной дея­тельности в РФ" 73-ФЗ от 31.05.2001 года).

Общие положения о судебной экспертизе, закрепленные в выше указанном законе рас­пространяются на все виды судебных экспертиз, включая и все виды судебно-экономических экспертиз.

Специфика судебно-экономической экспертизы проявляется:

во-первых, в том, что для ее производства требуются специальные познания в области бухгалтерского учета и смежных эконо­мических дисциплин (экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности, налогообложение, финансы, аудит, стати­стика и др.) и в области правовых дисциплин (финансовое право, бюджет­ное право, налоговое право, коммерческое право, криминалисти­ка, уголовное право и уголовный процесс, гражданское право и гражданский процесс и др.);

во-вторых, объектом расследования и судебного разбирательства являются хозяйственные операции, получившие отражение в бухгалтерских документах, учетных ре­гистрах, балансах и отчетности, дискетах, компьютерных програм­мах и т.п., в-третьих, объектом исследования являются факты и явления финансово-хозяйственной деятельности юридического или физического лица…

Правовой основой судебно-экономической экспертизы явля­ются:

- Конституция РФ,

- ФЗ "О государственной судебно-эксперт­ной деятельности в РФ" №73-ФЗ от 31.05.2001 года,

- ГПК РСФСР,

- АПК РФ,

- УПК РФ,

- КоАП,

- Таможенный кодекс РФ,

- Налоговый кодекс РФ

- и другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, ре­гулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Государственная судебно-экспертная деятельность основыва­ется на принципах законности, соблюдения прав и свобод челове­ка и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследова­ний, проводимых с использованием современных достижений на­уки и техники.

Она осуществляется при условии точного исполне­ния требований Конституции РФ и иных нормативных актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Это непосредственно определено в ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" №73-ФЗ от 31.05.2001 года.

Нарушение закона при осуществле­нии судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляет­ся при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их консти­туционных прав на свободу и личную неприкосновенность, дос­тоинство личности, неприкосновенности частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

 

2. Структура судебной экономической экспертизы

 

В процессе поиска форм экономической и юридической защиты от вышеуказанных преступлений ведущую роль должна игратьсудебная экономическая экспертиза, непосредственно изучающая финансовые потоки и возможности которой в реальной юри­дической практике еще предстоит раскрыть.

Вышедший в свет в новой редакции в 1997 г. Уголовный Кодекс (УК) РФ содержит наиболее полный перечень экономических преступлений, возникших в переходный период экономики.

Не случайно, глава 22 УК РФ, посвященная преступлениям в сфере экономической деятельности, в Кодексе самая большая.

В ней содержится более тридцати составов пре­ступлений.

Подавляющее большинство из них для российского уголовного законодательства новые.

Наиболее значимые новые виды экономических преступлений - это преступления, связанные с движением финансовых потоков и банкротством.

Все новые виды экономических преступлений имеют свои особенности как с точки зрения методов совершения, так и с точки зрения уголовно-правовой характеристики и технологии их доказывания посредством судебной экономической экс­пертизы.

Если вспомнить традиционные виды криминалистических экспертиз – баллистическую, дактилоскопическую, автотехническую и т.д., то этот класс судебных экономических экспертиз нельзя отнести к традиционным видам судебных криминалис­тических экспертиз.

Как и в любом новом явлении теоретические и методологические аспекты судебно-экономической экспертизы в настоящее время определены недостаточно четко.

Рассматривая судебную экономическую экспертизу мы может отметить, что основываясь на специальных познаниях, эксперты-экономисты могут:

- установить и оценить признаки искажения экономической информации,

- определить возникшие негативные экономические явления и ситуации,

- выявить степень их влияния на конечные ре­зультаты финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпри­нимательской деятельности.

В настоящее время по применяемым методикам при­нято различать четыре рода экономических экспертиз:

- судебно-бухгалтерскую;

- финансово-аналитическую;

- финансово-кредитную;

- налоговую.

Объединяет же все роды экономических исследований не только близость их «материнских наук», но и то обстоятельство, что назван­ные экспертизы назначаются по так называемым хозяйственным делам в случаях, когда у следствия или суда имеются данные, что совершение или сокрытие преступления осуществлялись посредством намеренного искажения экономической информации.

Объектами экспертного исследования экономических экспертиз являются документальные данные.

 

3. Возникновение и развитие судебно-экономических экспертиз.

 

История развития судебно-экономических экспертиз нераз­рывно связана с историей развития бухгалтерского учета, а также правовых отношений и норм.

Экспертиза появилась в уголовном процессе значительно позже других судебных доказательств. Однако институт бухгалтеров-поверителей существовал уже в древнем Египте, Халдее, Финикии, Греции и Риме.

В итальянских кодексах эпохи Возрождения можно найти конк­ретно сформулированные требования к купеческим книгам, как одной из норм торгового права.

В Иудее учету придавались специ­альные контрольные функции. Жрецы Иерусалимского храма не приступали к службе, пока главный писарь Иудеи не подведет итоги на всех счетах и не составит отчет, а контролирующие лица не подтвердят его достоверность. Специальный регламент предусмат­ривал порядок учета пожертвований на храм. Перед алтарем уста­навливался сундук, и царский контролер вместе с главным жре­цом открывали его и подсчитывали доходы.

В городах Северной Италии издавались книги по бухгалтерс­кому учету. Они использовались как учебные пособия при веде­нии бухгалтерского учета.

Всемирную известность получила кни­га францисканского монаха, ученого-математика Луки Пачоли "Трактат о счетах и записях", создателя двойной записи. Принцип двойной записи является одним из краеугольных камней современного бухгалтерского учета.

Во Франции в 1667 году был учрежден специальный инсти­тут экспертов. Первоначально экспертиза состояла из доклада све­дущих людей по поставленному вопросу и их изложения или зак­лючения (мнения). Позднее сведущие люди стали приглашаться и в тех случаях, когда практические обстоятельства были уже уста­новлены судом, а от эксперта (специалиста) требова­лось научное подтверждение и разъяснения.

Итальянские канонисты видели в сведущих людях научных судей и их заключения при­знавали приговором, обязательным для судей.

С конца XIX и начала XX века сравнительно большое разви­тие получает бухгалтерский учет. В Европе создаются общества счетоводов.

В 1896 году в Германии было основано общество немецких счетных ревизоров, которое стало издавать труды ежегод­ных съездов своих членов; в Швеции - общество шведских счет­ных ревизоров; во Франции - академическое общество счетово­дов и бухгалтеров; в Голландии - Нидерландский счетоводный институт и Нидерландская академия счетоводства; в Бельгии - общество экспертов-счетоводов.

Все эти общества в числе прочих задач обеспечивали правосудие сведущими экспертами-бухгалте­рами. С этой целью велась теоретическая подготовка будущих эк­спертов-счетоводов на курсах и в школах, где читались лекции по судебно-бухгалтерской экспертизе.

Так, программа курса, читае­мого в Австрийской торговой академии, включала вопросы: об­щие понятия; развитие и постановка ревизий; организации счето­водов, организация аудиторов, ревизоров в Европе и в Америке; организация рациональной ревизии книг и баланса в акционерных обществах, в отделениях торговых домов, в товариществах и обществах с ог­раниченной ответственностью; виды ревизий (контроль кассы, по­стоянная и временная ревизия книг, баланса); разное применение соответствующих методов при организации и постановке торго­вых книг: для экспертов, ликвидаторов, администраторов, судей, членов совета и т.д.; ревизионные учреждения при образовании акционерных и других общественных предприятий; ревизионные учреждения в судебных установлениях (конкурс, разные процес­сы наследства и т.п.); практические примеры.

В России история судебной экономической экспертизы началась значительно позже. С 1645 года имеются сведения о существова­нии как общих, так и городских смет, но определенных правил об их составлении не существовало. Не было и отчетности. Приказы собирали деньги, расходовали их, а остатки хранились в приказах. Если обнаруживался дефицит, то занимали у другого приказа. Глас­ность о состоянии финансовых дел не допускалась.

С 1802 года со времени образования Министерства финансов стали составлять росписи доходов и расходов на основании смет министров. Это позволило уравновешивать доходы с расходами, упорядочить контроль, но общих правил их составления не было.

В 1811 году был издан "Наказ Министерству финансов", в основу которого был положен "План финансов", в соответствии с ним расходы делились на необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные. По "Наказу Министерству финансов" к 15 ноября министры сдавали в Министерство финансов смету по единой форме. Министерство финансов на основе их объедине­ния составляло сводную смету, которую вносило в Государственный Совет, а последний представлял на утверждение Государю.

Финансовые дела государства были окружены тайной. Недостатки действующих правил "Наказа Министерству финансов": отсут­ствие гласности привело к хаотическому состоянию государствен­ных финансов.

В связи с этим Министерство финансов команди­ровало специальную комиссию для изучения бухгалтерского дела и контроля в Западную Европу. В состав комиссии входили пред­ставители всех управлений Министерства финансов.

Результатом поездки явились подготовленные комиссией и утвержденные Ми­нистерством финансов правила о составлении, рассмотрении, ут­верждении и исполнении государственной росписи от 22 мая 1862 года. Эти правила предполагали составление смет для всех управ­лений по единой форме с обязательным обоснованием необходи­мости тех или иных статей расходов и сумм по ним; разграниче­ния постоянных и временных расходов; специализацию расхо­дов по основным направлениям; для утверждения сметы данные за отчетный период должны были представляться в соответствии с отчетными данными прошлого периода. Позже было принято дополнение к правилам, которое предусматривало строгое соблю­дение деления доходов и расходов на параграфы и статьи, что ос­тается в силе и по сей день.

В конце XVIII века в России Петром I был утвержден "Регла­мент адмиралтейской коллегии", в котором были даны указания по ведению учета, отчетности и контроля. Формы ведения бухгал­терского учета были построены применительно к записи по двой­ной системе и отражали все средства и источники. Первоначально бухгалтерский учет по двойной системе стал вестись в государ­ственных учреждениях, в торговых и горнозаводских предприя­тиях.

В то время суды при рассмотрении уголовных и гражданских дел для установления объективной истины пользовались свиде­тельскими показаниями. Но с развитием крупного капиталисти­ческого производства сравнительно большое развитие получает и бухгалтерский учет. С целью получения максимальной прибыли капиталисты стали использовать и данные учета (стали занижать и скрывать показатели, образующие прибыль, и суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет, фальсифицировать показа­тели, характеризующие те или иные процессы, происходящие в капиталистическом хозяйстве).

Обычным явлением стали растра­ты, хищения, обманы, мошенничества, подлоги, вымогательства, взяточничество, ростовщичество, махинации, связанные с коррупцией, фиктивные банкротства и т.п.

После судебной реформы 1864 года в России была создана новая система судов и законодательства, подобная той, которая сложилась в западноевропейских странах (процессы стали откры­тыми, их могли посещать все желающие, появились институты присяжных и адвокатов).

Экономические преступления исследо­вал суд. Если раньше суд обращался к услугам экспертов-бухгал­теров в исключительных случаях, то теперь это стало нормой. Судьи стали уже не в состоянии самостоятельно разобраться во всех деталях экономического преступления. Они были вынужде­ны обращаться к специалистам и приглашать их в качестве экс­пертов.

Профессор В.К. Случевский в предисловии к книге С.Ф. Ива­нова "Бухгалтерская экспертиза в судебном процессе" (СПб, 1913, с. IX) писал: "Наше время выдвинуло немало серьезных проблем, относящихся к области как гражданского, так и уголовного право­судия. В ряду их стоит проблема об обосновании оценки и усло­вий пользования теми источниками, из которых заимствует судья данные к освещению своего разума и своей совести при расследо­вании обстоятельств дела, подлежащего его рассмотрению. Со времени отдаленной древности, следы которой сохранены нам историей, признается несомненным, что личные средства действия судьи не всегда достаточны для разрешения задач, возложенных на него законодателем, и что нередко он вынужден обращаться к содействию сведущих людей, а именно всякий раз, когда по свой­ству возникших на суде вопросов о достоверности и степени до­казательной силы, выясняющихся на суде обстоятельств необхо­димо использовать такие эмпирические или научные сведения, которыми обладают эти сведущие лица и которыми не располага­ет сам судья".

В первые годы Советской власти был проведен ряд меропри­ятий по организации судебной экономической экспертизы и широ­ком использовании ее выводов при решении уголовных и граж­данских дел.Так, в 1918 году Совнарком РСФСР своим декретом о судах предоставил судам право при рассмотрении гражданских дел, которые требуют специальных знаний, по своему решению привлекать специалистов в свой состав с правом соглашательного голоса, В Петрограде в 1921 году был создан Отдел счетно-фи­нансовой экспертизы при Северо-Западной областной торговой палате, а год спустя - Институт ответственных бухгалтеров.

В 1923 году в Москве при Московском отделении Российского техничес­кого товарищества был создан Отдел учета хозяйственной деятель­ности, включавший бюро бухгалтерской экспертизы и консульта­ций, которые обслуживали суды и арбитражи.

Положительную роль в повышении качества судебной экономической экспертизы и росте квалификации кадров экспертов-бух­галтеров сыграли объединения работников учета при губернских отделах профсоюза советских неторговых служащих. Одной из задач их объединений стало проведение судебно-бухгалтерских экспертиз.

Важным фактом, свидетельствующим о внимании, проявлен­ным государством к судебной экономической экспертизе, явилась организация Института государственных экспертов-бухгалтеров (ИГЭБ) при Народном комиссариате Рабоче-Крестьянской Инс­пекции СССР с широкой сетью местных органов (республиканс­ких, губернских, окружных и уездных). ИГЭБ работал с 18 авгус­та 1925 года по 1 июля 1930 года, его сотрудникам принадлежало исключительное право проводить бухгалтерские экспертизы по заданию государственных органов.

После ликвидации ИГЭБ функции судебных экономических экспертиз были переданы одноименным секторам при обществен­ных организациях учетных работников - Объединению работни­ков учета (ОРУ), а в последствии - Всесоюзному обществу со­циалистического учета (ВОСУ).

В 1936 году сектор судебно-бух­галтерской экспертизы был создан при Прокуратуре СССР, кото­рый затем был реорганизован в Центральное бюро судебно-бух­галтерской экспертизы с филиалами в республиках, краях, облас­тях. Оно просуществовало немногим более одного года в подчи­нении Прокуратуры СССР и в 1937 году было передано в ведение Наркомата юстиции СССР, а в 1938 году ликвидировано.

С 1938 года по 1952 год в стране не было органа, объединяв­шего работников, производящих судебные экономические эксперти­зы, Ликвидация единого органа судебно-бухгалтерской эксперти­зы не замедлила отрицательно сказаться на качестве экспертиз и заметно усложнила работу органов дознания, следственного ап­парата, суда и арбитража.

Для проведения методической работы и обобщения практики по судебно-бухгалтерской экспертизы в Институте Проблем уго­ловной политики Прокуратуры СССР был сформирован сектор судебно-бухгалтерской экспертизы. Работники института подготовили и издали методическое письмо "Организация и проведение судебно-бухгалтерской экспертизы", утвержденное Прокура­турой СССР 10 июня 1935 года, и циркуляр Прокуратуры СССР от 7 октября 1936 года № 61/19, в котором впервые проводилась раз­ница между судебно-бухгалтерской экспертизой и документаль­ной ревизией.

За эти годы появились в основном работы методического и практического характера, а также ряд статей в журналах "Вестник ИГЭБ", "Счетоводство", "Социалистическая законность".

В 1952 году при Министерстве финансов СССР было созда­но Бюро государственной бухгалтерской экспертизы с филиалами при министерствах союзных и автономных республик, краевых, областных и городских (Москва и Ленинград) финансовых отде­лах.

Порядок деятельности судебно-бухгалтерских экспертных учреждений определяло "Положение о Бюро государственной бух­галтерской экспертизы". Перед ним были поставлены основные задачи: руководить и контролировать работу филиалов, проводить судебные экономические экспертизы, подбирать, воспитывать экс­пертные кадры и повышать их квалификацию, обобщать материа­лы бухгалтерских экспертиз.

В начале 1957 года Союзное Бюро государственной бухгал­терской экспертизы при Министерстве финансов СССР упраздни­ли, а его филиалы при соответствующих республиканских мини­стерствах финансов преобразовали в самостоятельные структур­ные единицы (на правах управления).

Существовавшие до 1936 года объединения экспертов-бухгал­теров выполняли работы по требованиям судебно-следственных органов. Кадры экспертов-бухгалтеров комплектовались из числа квалифицированных счетных работников, желающих работать в области бухгалтерской экспертизы. При этом прием новых экс­пертов был обусловлен их практическим стажем, но не образовательным цензом. Специальная подготовка экспертов-бухгалтеров отсутствовала. Организация Бюро государственной бухгалтерской экспертизы при Министерстве финансов СССР, а затем; при мини­стерствах финансов союзных республик в порядок комплектова­ния кадров, к сожалению, ничего нового не внесла.

При расследовании и рассмотрении уголовных дел судебно-следственные органы все шире применяли научные ме­тоды исследования, требовавшие солидных теоретических позна­ний в области экономики. Эксперты-бухгалтеры в своем боль­шинстве продолжали оставаться практиками.

Большое значение для дальнейшего развития теории и прак­тики судебно-экономических экспертиз имело постановление Совета Министров РСФСР от 1 октября 1962 года о передаче уч­реждений бухгалтерской экспертизы в систему Юридической ко­миссии Совета Министров РСФСР.

Таким образом, судебно-экономические экспертизы были объединены с другими видами экспер­тиз, что позволило создать единую, крупную сеть экспертных уч­реждений в стране. Объединение различных видов судебных экс­пертиз в одно ведомство улучшило структуру экспертных органи­заций, внесло единство в методику проводимой ими работы, дало возможность оперативно по мере необходимости одновременно с судебно-бухгалтерской экспертизой проводить товароведческие, криминалистические и другие виды судебной экспертизы, что в свою очередь значительно сократило сроки расследования и рас­смотрения уголовных дел.

После проведенной реорганизации экспертных организаций на базе двух московских криминалистических лабораторий был организован Центральный научно-исследовательский институт судебных экспертиз, где на равных правах с другими структурны­ми подразделениями стала функционировать лаборатория судеб­но-бухгалтерской экспертизы.

Важными задачами лаборатории являлись: производство судебно-бухгалтерских экспертиз по уго­ловным и гражданским делам, находящимся в производстве орга­нов дознания, предварительного следствия и судов; проведение научно-исследовательской и методической работы в целях разра­ботки теоретических основ и более совершенных методов экспер­тного исследования; подготовка организационных и научно-мето­дических предложений по предупреждению правонарушений на основе материалов судебно-бухгалтерских экспертиз и примене­ния специальных познаний; оказание научно-методической помо­щи работникам дознания, следователям и судам в осуществлении следственных и судебных действий.

Эксперты Центрального научно-исследовательского института судебных экспертиз проводили повторные и наиболее сложные экспертизы, а также принимали на исследование материалы из органов государственного управления (райсобесов, райвоенкома­тов и др.).

Таковы основные вехи возникновения и развития судебных экономических экспертиз.