Задание: Прочесть поэму Гомера и с помощью рекомендуемой литературы ответить на вопросы. Выучить 16 строк поэмы (на выбор студента).

Практическое занятие №1.

Тема: Древнегреческая мифология.

Задание: Запомнить имена олимпийских богов, муз и их функции. Найдите ответы на вопросы:

1. Понятие о мифе: когда и как рождается миф?

2. Два периода в развитии древнегреческой мифологии: архаический (доолимпийский) и классический (олимпийский). Тератоморфизм архаической мифологии как выражение ужаса древнего человека перед слепыми силами природы. Древний образ Земли – Всеобщей Матери.

3. Космогония и теогония древних греков. Мифы творения и «Теогония» Гесиода как генеалогия богов. Историософия Гесиода: пять веков человечества. Воплощение в этой концепции представлений о цикличности времени и зачатков исторического сознания.

4. Патриархальный пантеон богов на Олимпе. Боги как олицетворение природных стихий. Антропоцентризм олимпийской религии как начало эпохи героизма.

5. Символическое число олимпийских богов.

6. Функции олимпийских богов и их атрибуты.

7. Универсализм Аполлона. Аполлон – мусагет. Функции 9 муз.

8. Смысл противопоставления Диониса божеству родовой аристократии – Аполлону. Дионисическое и аполлоническое начала в мировой культуре.

9. Элевсинские мистерии и их тайный смысл (вера в связь со стихийными силами земли). Магические переодевания во время мистерий и их символическое значение (связь с оборотничеством).

10. Миф об аргонавтах и его символический смысл.

11. Миф о Геракле как выражение героики классической эпохи.

12. Мифологический характер духовной культуры Древней Греции.

Литература

1. Мифологический словарь. Под. ред. М.Н. Ботвинника и др. – М., 1964.

2. Мифологический словарь. Под. ред. Е.М. Мелетинского.

3. Мифы народов мира. В 2 т. – Т.1. – М., 2002. (Греческая мифология)

4. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М., 1992.

5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1992.

6. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М., 1989.

7. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом освещении. – М., 1957.

8. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М., 1992.

9. Замаровский Войтех. Боги и герои античных сказаний. – М., 1994.

Практическое занятие №2.

Тема: Историческая и мифологическая основа поэмы Гомера «Илиада»

Задание: Прочесть поэму Гомера и с помощью рекомендуемой литературы ответить на вопросы. Выучить 16 строк поэмы (на выбор студента).

1. Гомер и его время; что такое «гомеровский вопрос»?

2. История и мифология в греческих сказаниях о Троянской войне.

3. Эпико-мифологическое содержание «Илиады»:

а) найти отражение мифологического содержания «Илиады» в первых ее стихах;

б) боги и люди в поэме;

в) о чем свидетельствует соотнесенность «Илиады» с историческим событием героического периода?

г) охарактеризуйте особенности изображения эпического героя в поэме Гомера:

- монументальность;

- отождествление индивидуального и родового в самосознании гомеровского героя;

- чем вызвано господство судьбы в гомеровском эпосе?

4. Герои и судьбы в эпосе; каким отношением к судьбе определяется доблесть эпического героя, его слава?

5. Чем вызвано внимание Гомера к вещам и что такое «Вещественное изображение психики» эпического героя?

6. Что является определяющим в эпосе, роль обстоятельств или личная воля героя? Мог ли Ахиллес стать героем «Илиады», если б он остался верен своему гневу?

7. За счет чего достигается единство и завершенность «Илиады» Гомера?

8. Особенности стиля «Илиады»:

– каким размером написана «Илиада»? Продекламируйте выученные Вами стихи.

– каково соотношение эпизодов и целого в поэме? Можно ли читать «Илиаду» по частям?

– особенности эпического повествования: эпическое раздолье, эпическая ретардация. Каким ценностным отношением к миру, какой позицией автора вызваны эти особенности эпического стиля?

– в чем эпическая особенность сравнений в поэме «Илиада», в чем их самодостаточность?

– в чем суть «закона хронологической несовместимости»? Как этот закон связан с «ахронным временем» или пространственным изображением времени?

– почему боги смеются, а люди плачут? Кто «взрослее», а следовательно, мудрее у Гомера: боги или люди? Смех богов как «божественная» сущность бытия или сущность божественного бытия.

Литература:

1. Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1996.

2. Ярхо В. Гомеровский эпос // История всемирной литературы. – М., 1983.

3. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. – М., 1919.

4. Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. – Тбилиси, 1978.

5. Шталь И.В. Гомеровский эпос: опыт текстологического анализа «Илиады». – М., 1975.

6. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. – М., 1976.

7. Полонская К.Н. Поэмы Гомера. – М., 1962.

8. Тренчений – Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. – М., 1956.

9. Лосев А.Ф. Античная литература. – М., 1980.

10. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1982.