ТЕМА 4. Развитие педагогической мысли в XVII – XVIII вв.: Я.Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо
Ян Коменский как основоположник системы традиционного обучения. «Великая дидактика» – «универсальное искусство всех учить всему». Принцип природосообразности. Возрастная периодизация и система школ. Обоснование классно-урочной как новой формы организации учебного процесса. Дидактические принципы и содержание воспитания.
Джон Локк – «сын классового компромисса 1688 года». Педагогическое значение его идеи «чистой доски». Система воспитания джентльмена Локка как модель элитарного воспитания.
Модель свободного воспитания Ж. Руссо. Сущность идеи свободного и естественного развития. Возрастная периодизация Руссо. Метод естественных последствий в воспитании.
ТЕМА 5. Педагогические системы И.Г. Песталоцци и его последователей (И. Гербарт, А. Дистервег)
Социально-педагогическая деятельность Песталоцци. Создание приютов по типу семьи. Идея соединения обучения с производительным трудом. Идея саморазвития сил. Анализ теории элементарного образования. Создание частных методик начального обучения. Значение педагогического наследия Песталоцци для современности.
Вклад Иоганна Гербарта в философию и психологию, развитие авторитарной педагогики. Идея воспитывающего обучения. Процесс воспитания по Гербарту. Его модель обучения как основа традиционной дидактики.
Вклад А. Дистервега в практическую разработку идеи развивающего обучения. Идея общечеловеческого и культуросообразного воспитания.
ТЕМА 6. Педагогические теории конца XIX – начала XX вв.
Экономическая и политическая причины возникновения теорий. Суть и основные положения педагогики гражданского воспитания и трудовой школы Г. Кершенштейнера, экспериментальной педагогики, педагогики действия А. Лая, педагогики прагматизма Дж. Дьюи. Принцип педоцентризма. Педагогика экзистенциализма и неопозитивизма. Педагогика неотомизма. Особенности реформаторских концепций и традиционной школы, их сравнительный анализ.
ТЕМА 7. Воспитание и просвещение в Беларуси в различные периоды государственности
Воспитательный опыт до возникновения государственного объединения. Культурно-педагогическое значение принятия христианства. Особенности развития образования, ведущие идеи и деятели просвещения в различные периоды государственности: Киевская Русь (Полоцкий период), Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя.