Образования и педагогической мысли
История образования и педагогической мысли
Изучение истории образования и педагогической мысли имеет особое значение для профессионального становления будущих учителей. Данный курс помогает расширить общепедагогический кругозор студентов, сформировать у них ценностное отношение к педагогическому наследию, вооружить знанием педагогических идей прошлого, составляющих общетеоретическую основу педагогики, способствует формированию педагогического мышления, системы ценностных профессиональных установок.
В процессе преподавания решаются следующие конкретные задачи.
· Выяснение зависимости состояния школы и педагогической мысли от развития общества, производства, культуры.
· Выработка умений правильно оценивать теорию и практику школы прошлого, творчески использовать педагогическое наследие человечества.
· Обеспечение более глубокого понимания и осмысления современной педагогической теории, ее постулатов и инноваций.
Одним из важных подходов к раскрытию содержания различных образовательных систем является показ исторической преемственности и взаимопроникновения прогрессивных идей философии, социологии, общей педагогики и ее истории.
Программа содержит наиболее актуальные темы, способствующие формированию продуктивного педагогического мышления, уяснению соотношения истории и современности, общечеловеческого и национального, логики воспитания, которая постоянно корректируется особенностями социального развития. Усвоение их дает возможность:
· проследить происхождение, условия развития и жизненности тех или иных педагогических проблем;
· развить способность ориентироваться в современных проблемах;
· выработать собственное видение;
· показать правильное и обоснованное понимание задач будущего развития;
· подготовить студентов к осуществлению ведущего принципа современной инновационной деятельности – преемственности традиций и новаторства.
Изучение данной дисциплины начинается и заканчивается в 1 семестре в формате зачета.
Требования к знаниям и умениям по истории
образования и педагогической мысли
Иметь представление:
· о фазах мирового историко-педагогического процесса;
· о зависимости состояния школы и педагогической мысли от уровня развития общества, производства, культуры.
Знать:
· основную хронологию;
· ведущие педагогические идеи и открытия.
Уметь:
· правильно оценивать теорию и практику школы прошлого;
· творчески использовать педагогическое наследие человечества.
Владеть:
· начатками педагогического мышления, ценностных профессиональных установок;
· принципами историко-педагогических исследований.
Иметь опыт:
· устанавливать причинно-следственную связь историко-педагогических явлений;
· проводить сравнительный анализ;
· составлять аннотации на произведения искусства, отражающие стороны обучения, воспитания и образования в различные исторические эпохи.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы | ЛК | ПР | из них УСРС лекции | из них УСРС практ. |
1. Общая характеристика мирового историко-педагогического процесса | ||||
2. Зарождение и развитие народной педагогики. Педагогические идеи в Библии | ||||
3. Образовательные системы античного мира и средневековья | ||||
4. Развитие педагогической мысли в XVII – XVIII вв.: Я.Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо | ||||
5. Педагогические системы И.Г. Песталоцци и его последователей (И. Гербарт, А. Дистервег) | ||||
6. Педагогические теории конца XIX – начала XX вв. | ||||
7. Воспитание и просвещение в Беларуси в различные периоды государственности | ||||
8. Становление советской школы и педагогики (довоенный период) | ||||
9. Развитие советской школы и педагогики (1940-1980-е годы) | ||||
10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США во второй половине XX в. - начале XXI в. | ||||
Итого: 34часа |