Базовые понятия и термины психологической культуры
Психологическая культура личности (Психология)
Содержание
Введение. 2
1. Психологическая культура личности как часть духовной культуры.. 3
1.1 Базовые понятия и термины психологической культуры.. 3
1.2 Основные компоненты психологической культуры.. 5
2. Историческое формирование психологической культуры личности. 8
2.1 Архетипическое восприятие как основа формирования психологической культуры 8
2.2 Формирование психологической культуры личности под влиянием психологической культуры этноса и психологических субкультур. 14
3. Проблемы формирования психологической культуры личности. 16
3.1 Психологическая культура и психическое здоровье человека. 16
3.2 Психологическая поп-культура как психологический феномен. 19
Заключение. 24
Список использованных источников. 26
Введение
Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.
Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения.
Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности. При этом невозможно повысить уровень психологической культуры человека в отдельности и общества в целом, не изучив как объект ее саму.
Целью данной курсовой работы является исследование такого культурного элемента, как психологическая культура личности.
Предметом исследования является процесс зарождения и формирования психологической культуры личности, его основные закономерности.
В качестве объекта исследования выступает психологическая культура личности современного человека.
В ходе выполнения работы использовался анализ научно-популярной и методической литературы по предмету исследования, публикации в СМИ.
Психологическая культура личности как часть духовной культуры
Базовые понятия и термины психологической культуры
В духовную культуру человечества всегда входили представления о природе психики, возможностях и способах ее регулирования и развития. В разных группах общества эти представления имели свои особенности, но, вместе с тем, они несли черты, характерные для этноса в целом. От поколения к поколению передавались практические умения управлять психикой и развивать ее. Эту часть духовной культуры мы называем психологической культурой.
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными [1, 112]:
1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей;
2) культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности.
Психологическая культура - это совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, используемые формы регулирования и развития психики [1, 113].
Носителями, обладателями психокультуры могут быть разные субъекты: личность, группа (возрастная, профессиональная и др.), этнос, социум.
Соответственно, психологическая культура личности - это характерные для определенного человека закономерности психики, формы ее регулирования и развития [1,114].
Психологическая культура проявляется в уровне и формах развития психологической компетентности и практического использования представлений о психике, в способах формирования психических качеств. Понятие психологической культуры находится в одном ряду с такими понятиями, как культура труда, культура быта, культура поведения, культура общения, физическая культура, культура воспитания, культура врачевания.
Психологическая культура представляет собой предмет психокультурологии - междисциплинарной науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией, социологией.
В психокультурологии могут быть выделены разделы [2, 75]:
- психологическая культура чувств и эмоций;
- психологическая культура познания и интеллекта; психологическая культура воли и саморегуляции;
- психологическая культура сознания и самосознания;
- психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности.
Главным предметом психокультурологических исследований должно быть описание и объяснение форм использования представлений о психике (донаучных и научных), способов ее практического изучения, регулирования и развития. Такое описание необязательно происходит в психологических терминах. Более того, определенные виды воздействий вообще могут не относиться к сфере психики. Разумеется, и познание, и регулирование, и развитие психики - все, что входит в сферу психологической культуры, детерминировано не только психологическими факторами и не может быть объяснено с помощью одних психологических закономерностей.
Познание, регулирование и развитие психики невозможны лишь на основе психологических подходов и методов. Необходим учет и использование социальных, биологических, этнологических, антропологических и многих других законов, подходов и методов. Так, важнейшим социокультурным фактором является религия. Она может напрямую обусловливать представления людей о своих индивидуальных особенностях [2, 81].
Например, протестантская этика связана с приписыванием себе психических качеств, высокоценимых в протестантизме, - высокий уровень мотивации достижения, выносливость, развитая сила воли, упорядоченность, способность к самодисциплине, низкая тревожность, низкая импульсивность.
Факторами, обусловливающими специфику психологической культуры личности, являются этнические особенности психики, культурно-исторические традиции, экономический уклад и экономическое состояние общества и индивидуума, географические и экологические особенности страны проживания.
На психологическую культуру личности кроме этих факторов влияют также уровень общей культуры, знания о психике, образ жизни, характер трудовой деятельности, черты микросоциума, к которому принадлежит человек [3, 94].
При психодиагностических обследованиях людей, живущих в новой для них этнической среде, особенно важно учесть уровень их адаптированности к новой культуре. Этот параметр нередко оказывается более значимым, чем, например, возраст или принадлежность к определенному социальному слою.
Будучи подверженной влиянию множества социокультурных факторов психологическая культура личности оказывает обратное влияние и входит как важная составляющая в систему ценностей данной личности, в личностное сознание и самосознание, в картину мира данной личности.