В чем же может проявляться профессиональная компетентность педагога-психолога?

Профессиональная компетентность педагога-психолога

Компетентность (или компетенция) в буквальном переводе с латинского означает «относящийся, соответствующий». Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения (БСЭ, т. 22, с. 292). Принцип профессиональной компетентности – один из главных этических принципов работы педагога-психолога (подробному разбору профессиональной психологической этики будет посвящен раздел 4.3 данной главы). Подразумевается, что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченность средств изучения ученика и влияния на него. Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточны, предоставляя это более квалифицированным специалистам. Например, ни одному учителю не придет в голову делать операцию, если у ребенка приступ аппендицита, но некоторые педагоги почему-то считают себя вправе ставить диагноз способностям ученика, уровню его умственного развития, не проводя никаких измерений. Тем самым они поступают непрофессионально, нарушают границы своей компетенции. Результатом подобных непрофессиональных суждений может быть сомнение ученика в профессиональных качествах учителя (в лучшем случае) или его неверие в собственные силы, снижение самооценки (в более серьезных случаях).

В чем же может проявляться профессиональная компетентность педагога-психолога?

1. Педагог-психолог имеет право использовать только тесты, соответствующие уровню его квалификации. Если методика требует более высокого уровня квалификации, то необходимо заменить тест на более простой в обработке либо пройти специальное обучение. В инструкциях к некоторым методикам (преимущественно западным) указываются требования к пользователю: А – методика не имеет ограничений для применения, В – методику могут использовать только специалисты с высшим психологическим образованием, С – методика может быть применена специалистами-психологами при условии дополнительного обучения.

Для проведения, обработки и интерпретации результатов некоторых методик (например, проективных) недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного-двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.

В процессе обучения под руководством человека, квалифицированно применяющего методику в течение нескольких лет, можно научиться избегать субъективизма в оценке, соотносить полученные результаты с теоретическими концепциями, которых придерживался разработчик, и интерпретировать результаты максимально объективно. Кроме того, обучение даст возможность извлекать из результатов методики как можно больше информации.

2. Точно такое же требование предъявляется и к работе при консультировании. Педагог-психолог не имеет права использовать консультативные подходы и техники, если недостаточно квалифицированно ими владеет.В консультации существует несколько теоретических подходов. Достижение результатов зависит от того, насколько профессионально психолог применяет в своей работе теорию и разработанные на ее основе техники.

При обучении в вузе студенты получают знания, достаточные для самостоятельного проведения всех видов деятельности педагога-психолога: диагностики, обучения, индивидуального и группового консультирования, в том числе осваивают методы, основывающиеся на различных теориях, но полученные знания носят преимущественно теоретический характер. Необходимо время для того, чтобы адаптировать имеющиеся знания к практике работы в конкретной школе, с конкретными группами учеников. Начинающий психолог на подобную адаптацию обычно затрачивает два-три года. Только после этого можно говорить о первичном профессиональном опыте. Данный процесс можно ускорить, например, постоянно работая с наставником, наблюдая за работой более опытных коллег или регулярно занимаясь рефлексией.

Говорят, что консультативная работа педагога-психолога никогда не базируется на одном теоретическом подходе. Действительно, в консультировании большинство психологов – эклектики. Но и при эклектичном подходе профессионально компетентный специалист будет значительно отличаться от некомпетентного.Первый отберет для работы над конкретным случаем наиболее эффективные методы, т. е. дающие максимально надежный результат при минимуме затрат. Второй выберет для работы то, что лучше знает или что вспомнилось в первую очередь.

3. Компетентность проявится и в том случае, если педагог-психолог откажется проводить исследование или консультирование в той области психологии, которая им недостаточно изучена. Психология очень обширна, знать в ней одинаково хорошо все отрасли невозможно. Так же, как и в образовании, редкий учитель одинаково хорошо может обучать физике и литературе. То же самое и в психологии. Человек, специализирующийся, например, в области профориентации, может плохо разбираться в медицинской или судебной психологии, профессионал в области социальной психологии может плохо знать патопсихологию и т. д.

Педагог-психолог, способный признать, что он не специалист в той или иной области, обладает подлинным педагогическим тактом и ни в коем случае не должен стесняться своего незнания.

Выше были описаны основные области работы педагога-психолога. Напомним, что среди них есть и коррекционная, и развивающая, и социально-педагогическая, и управленческая, и ряд других. Подчас они требуют от человека совершенно различных качеств личности. Например, доказано, что длительную индивидуальную коррекционную или развивающую работу лучше выполняютинтроверты(люди, характеризующиеся обращенностью на себя), а для культурно-просветительской или социально-педагогической работы чаще требуется противоположное качество –экстраверсия(обращенность вовне). Компетентный специалист владеет всеми видами деятельности, одними – на высоком уровне, другими – на более низком. Профессионализм педагога-психолога заключается еще и в том, что он знает свои сильные стороны, но отказывается выполнять виды работ, в которых не чувствует себя полностью компетентным (или выполняет их лишь после соответствующей подготовки).

4. Принцип компетентности предполагает, что педагог-психолог будет применять психодиагностические методики или консультативные приемы только после предварительной проверки. Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкциях к ним, т. е. не исключено, что результат будет ложным.Например, многие из так называемых тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, поэтому, используя такую методику, можно лишь сказать, на каком уровне ребенок освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта.

Не все методики и тесты психометрически проверены. Для того чтобы доказать, что методика измеряет именно данное качество (например, коэффициент интеллекта, долговременную память, темперамент и т. д.), проводят специальную, длительную и сложную проверку. Она называется психометрической (слово образовано от двух латинских корней: «псюхе» – душа и «метрос» – измерять). Психометрическая проверка показывает, насколько результаты методики устойчивы для действия посторонних факторов (например, насколько результат теста на диагностику внимания зависит от усталости человека в момент тестирования), насколько точны проводимые измерения, для каких групп людей предназначена методика, насколько ее результаты устойчивы при повторном проведении, будет ли зависеть результат, полученный при повторном проведении, от случайных факторов или он покажет прогресс человека в развитии данного качества, и ряд других показателей. Поскольку данные измерения сложны и требуют большого количества испытуемых и длительного времени, не все педагоги их проводят. Если в руководстве к методике, которую педагог-психолог собирается использовать, не указаны результаты психометрической проверки, или такое руководство отсутствует, целесообразно заменить методику на другую, более надежную, или самому провести проверку.

То же относится и к консультационным приемам и методам, которые помогают решить проблему, стоящую перед психологом, в одном случае, и привести его к провалу – в другом. Для того чтобы избежать ошибок и неудач, связанных с неправильным использованием методов и методик работы, необходимо проводить их предварительную проверку (на себе, друзьях, знакомых детях и т. д.).

d:\Надежда\Рабочий стоÐ

d:\Надежда\Рабочий стоÐ

 

d:\Надежда\Рабочий стоÐ

 

d:\Надежда\Рабочий стоÐ

 

Психологічні особливості комунікативної компетентності

Майбутніх психологівМудрик Алла Богданівна

 

Професія психолога відноситься до соціономічних видів

Діяльності де спілкування , що супроводжує трудову

Діяльність перетворюється у професійно значущу суттєву характеристику особистості.

. Всі основні види професійної діяльності психолога

Здійснюються через організацію спілкування з оточуючими

.Так методологічні проблеми спілкування аналізуються

У працях К.О. Альбуханової-Славської та низки

Інших авторів У дослідженнях Г.О. Балла

Теоретичний аналіз різних підходів до розуміння

Сутності компетентності дозволяє.

Компетентність−це підготовленість до оптимального

Здійснення певної діяльності.

Її необхідно розглядати у процессуальному аспекті,

Бо вона характеризується через діяльність і має

Динамічний характер

.Комунікативна компетентність однією із найважливіших

структурно- функціональних компонентів професійної

компетентності психолога.

Найчастіше комунікативна компетентність розглядається

Як один з операційно- когнітивних компонентів психологічної готовності до професійної діяльності

.

Компетенції, що входять до структури комунікативної

Компетентності відповідають комплексу знань та умінь,

Необхідних для ефективного спілкування у процесі

Здійснення професійної діяльності.

Головними компонентами комунікативної

Компетентності є комунікативні властивості особистості,

Що характеризують розвиток потреби у спілкуванні

Комунікативна компетентність виявляється в цілому

Як знання норм та правил спілкування ,оволодіння

його технологією

З метою вивчення комунікативної компетентності психолог частіше використовує компетентний стиль

спілкування

Виявлено, що протягом навчання зростає рівень

Комунікативної компетентності, формуються знання,

Вміння і навички, необхідні для професійної діяльності,

Зростає впевненість в собі та своїх силах.

Майбутній психолог на протязі навчання стає менш

Залежним ,більш самостійним та відповідальним.

Комунікативна компетентність майбутнього психолога

Визначається такими компетенціями як: потреба у

спілкуванні, широта, ініціатива, виразність, легкість і

стійкість спілкування, уміння здійснювати та приймати

знаки уваги, здійснювати підтримку, співпереживати,

адекватно реагувати на справедливу та несправедливу

критику, провокуючу поведінку стосовно себе, бути

спроможним прийняти підтримку зі сторонни інших,

здатність звертатися до співрозмовника з проханням,

однак вміти відповісти відмовою на чуже прохання,

сказати «ні» у несприятливій ситуації,мати навички

ефективної взаємодії з іншими людьми

. Емпіричне дослідження дало змогу стверджувати , що

Показники таких типів міжособистісних стосунків як, авторитарність, егоїстичність, агресивність та дружелюбність у студентів – психологів набувають

Вищого рівня прояву у процесі навчання.

Формування комунікативної компетентності майбутніх

Психологів полягає у формуванні та актуалізації таких

Компетенцій як бажання спілкуватись , отримання

Задоволення від спілкування ; активність, контактність;

ініціативність; уміння висловлювати свою думку, переконувати інших; уміння виражати свій емоційний

настрій, уміння швидко й легко знайти вихід із будь-якої

складної комунікативної ситуації; уміння реагувати як на

справедливу , так і на несправедливу критику;

вміння здійснити підтримку, орієнтація на півробітництво;

відповідальність, повага, дружелюбність.

Чинниками, що заважають розвитку комунікативної

Компетентності є:

Висока авторитарність; егоїстичність; надмірний конформізм, покірність та послужливість; повна

Залежність від думки інших, надмірний сором’язливість;

нерішучість; надмірне почуття провини;

недовірливість; критицизм,; підозрілість;

почуття власної зверхності; надмірна впертість;

недружелюбність нестриманість та запальність.