Основные задачи и направления просветительской журналистики.

Журналист как просветитель, интеллигент, посредник.

 

Говоря о просветительской журналистике, большинство авторов замыкает разговор на культурнообразовательной функции (приобщение к науке, культуре и т.д.) Журналисты считают просветительство скучной темой, отодвигают его подальше от прайм-тайма, скептически настроена и аудитория. Такой подход противоречит исходным традициям журналистской деятельности.

У известного философа Г. Померанцева в журнале «Журналист» опубликована статья «Фельетонист и касталья», где он помышляет о развитии человечества, говорит от ом, что журналистика зародилась в эпоху Возрождения, накануне Нового Времени как следствие демократизации общества, секуляризации культуры и распространения грамотности. Журналистика являлась и мощным фактором этих процессов. А в предыдущий этап – Средневековье – люди были прикованы к душе, религии, церкви. Для Ренессанса характерна экспансия во всех областях жизни, оно центробежно. Как только появилось много новостей – возникла потребность в журналистике. Журналисты потеснили религиозных проповедников и миссионеров.

Уже Ломоносов в своем трактате «Рассуждение об обязанностях журналиста» внедрял журналистам в обязанность внедрять знания. Просветительство и журналистика обнаруживают и сущностное родство, которое проявляется в общей преемственной обращенности к современнику. И то, и другое является одинаковой формой публичной, общественной, а не частной жизни. Унаследовав многое от духовенства, она во многом ему противостоит. Священники до сих пор говорят что просветительство – пародия на христианство. То же говорили и авторы сборника «Вехи».

Первая газета в России была элитной, потом стала преобладать просветительская журналистика. В 30-е гг. при Пушкине, Булгарине, Белинском образов 2 направления: аристократическая и коммерческая/продажная журналистика. Именно просветители разночинцы ворвались в промежуточное пространство между этими типами и отодвинули их на «обочину». Основной тип лучших времен для русской журналистики – просветительское издание. Разночинцы стали и по склонностям, и по положению первыми настоящими интеллигентами, а ведущим занятием интеллигенции было просветительство.

Это главенство просветительство будет продолжаться до 90-х гг. 20 в. Вся история русской журналистики с 30-х г. 19 в. До 90-х гг. 20 в. является историей русской интеллигенции.

 

Интеллигент.

 

Принято считать, что этот термин ввел Петр Боборыкин, писатель-натуралист. Если взять за основу термин академика Д.Н. Овсянико-Куликовского (автор кн. «История русской интеллигенции»), то интеллигенция – это «образованная и мыслящая часть общества, созидающая и распространяющая общечеловеческие духовные ценности». Считается, что это сугубо русское понятие, но амер. ученый Р. Пайпс указывает и на французские, и на немецкие эквиваленты этого слова. Русскую специфику он видит в том, что здесь интеллигентами считаются не только работники умственного труда, но и образованные общественники.

Колебания России в сторону деспотии или демократии были неустойчивыми и чаще всего непродолжительными, поэтому интеллигенция постоянно заявляла о себе.

И Фирсов, и многие другие ученые часто русскую интеллигенцию противопоставляют западным интеллектуалам. Фирсов считает, что интеллигенты это распространители идей, а интеллектуалы – распространители.

Известный социолог Леонид Гудков опубликовал статью «Интеллигенты и интеллектуалы» (1992, журн. «Знамя»), где указывает 3 основные функции интеллектуалов в современном обществе:

- систематическая инновация;

- критика и отбор наиболее важного и ценного;

- хранение и ретрансляция всего того, что составляет интеллектуальные ресурсы общества.

 

Интеллектуалы в основном сторонятся политики, если это не политическая элита и главной своей задачей понимают внятный, частный и специальный интерес, хотят быть авторитетами в определенной области. Интеллигент широк, склонен ставить неблизкие и непрагматические цели, отвлечен от мелочей, занят духовными исканиями.

 

В целом интеллигенция и интеллигент – это убежденный сторонник нарождающегося (всякий раз!) гражданского общества. Сущность интеллигенции определяется его переходным положением между властью и народом. Главное положение интеллигента – посредничество, согласование интересов между властью и народом.

Власть для интеллигенции – непременная инстанция. Находясь в зависимости, как правило, материальной, интеллигенция сама претендует на власть, в первую очередь духовную и безграничную. Русская интеллигенция и журналистика чем-то напоминает подростка, для которого характерна вынужденная зависимость от родителей при особо сильной жажде самостоятельности.

 

Государство интеллигенцией воспринималось чаще всего как одряхлевший регент, которое нуждается в наставнике, пастыре. Вторая инстанция – народ. Сходство с подростками выдает тайных интеллигентов.

 

Интеллигенция готова осуществить демократизацию культуры. Но когда оказывается, что от народа нет отклика – начинаются противоречия.

 

70-е гг. 19 в. – хождение в народ. Трагедию пытались разрешить за счет идеализации народа. Идеализировалось крестьянство как кладезь абсолютных моральных ценностей.

П. Ткачев.

Возникали некие интеллигентные профессии и занятия, если при этом писатель, художник, журналист поднимал темы, относящиеся к жизни народа.

 

Творчество передвижников показательно. На картине можно было изобразить социальную проблему.

 

В 19 в. Интеллигенты обращались к народу, в 20 в. – к власти («Письма к вождям»).

 

Либеральная интеллигенция нередко выступала в роли диктатора, а интеллигент – в роли пропагандиста. Интеллигенция пыталась активно участвовать в политике. Но при этом наличные формы мироустройства интеллигента никогда не устраивали – он вечный преобразователь, политический романтик.

 

Федотов предлагает считать интеллигенцию как особую группу людей, объединяемую идейностями своих задач и беспочвенностью своих идей. В особенности романтизм и идеализм сказывается, когда мечты интеллигента начинают сбываться.

 

В годы после перестройки интеллигенция напомнила подростка, который не желает взрослеть.

 

Интеллигентские противоречия, двойственность обусловлены промежуточным положением этого социального слоя. Интеллигент всегда пребывает между молотом и наковальней, между властью и народом, между элитой и толпой, между познанием и развлечением. Отсюда и противоречия, и сила. Находясь в промежутке, интеллигенция выступает как звено интегрирующее, созидательное, поэтому оно необходимо. Не будучи отдельным классом, интеллигенция или тянется к другим, или возвышается над этой зависимостью и становится выразителем общечеловеческих устремлений. Важно, чтобы интеллигенция занималась не столько борьбой, сколько посредничеством.

 

Дзелашинский выделяет 3 основных типа российской журналистки:

- журналистика управления – представители считают, что главная задача управлять созданием и поведением людей,

- журналистика успеха/информации – главная задача - успешная продажа информации, рыночная журналистика,

- журналистика соучастия, сотрудничества, соратничества – задача помогать реальным людям, главное – взаимопонимание со своим народом, со своими читателями.