Потребность. Спрос.
Маркетинг – это деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей.
- Потребность – это нужда в определенном товаре
- Спрос - потребность, обеспеченная денежными средствами
Спрос - экономическое понятие, которое характеризует логику поведения потребителя на рынке. В экономике рассматривают два родственных понятия: спрос и величина спроса.
Величина спроса - это количество товаров, которое готовы купить потребители по определенной цене в течение определенного времени.
Спрос - количество товаров, которое готовы купить потребители при всех возможных изменениях цены в течение определенного времени.
Факторы, формирующие спрос:
- потребности
- полезность
- цена по сравнению с доходами.
Закон спроса: Повышение цен на товар обычно приводит к снижению величины спроса на него и, наоборот, при прочих равных условиях.
Экономические эффекты:
1. Эффект дохода. При росте личного дохода товар даже при сохранении цены на него становится дешевле относительной покупательской способности, и покупатель способен приобретать его в больших количествах, ни от чего другого не отказываясь.
2. Эффект замещения или замены. При снижении или более медленном росте цены товар становится дешевле не только абсолютно, но и относительно других аналогичных товаров, что дополнительно поощряет рост спроса именно на этот товар.
3. Эффект нового покупателя - рост величины спроса на товар, связанный с тем, что при понижении цены его начинают покупать люди, которые раньше этого не делали.
Неценовые факторы спроса:
1. Изменение доходов большой массы потребителей.
2. Субъективные вкусы потребителей (традиции, мода, религия).
3. Цены на сопряженные товары (взаимозависимые, взаимодополняющие, аналогичные), эффект замены.
4. Число реальных покупателей и доступность товара.
5. Перспективное ожидание потребителей (праздники, сезон, войны).
Виды спроса:
- В зависимости от генератора спроса:
1.1. Спрос, генерируемый врачом поликлиник и стационаров
1.2. Спрос, генерируемый населением
· Действительный, который может быть реально предъявлен при достаточном предложении. Равен числу обращений в аптеку.
· Реализованный – фактически удовлетворенный в результате покупки. Равен потреблению.
· Неудовлетворенный, равный разнице между действительным и реализованным.
А) Реальный неудовлетворенный, равный отказу .
Б) Скрытый неудовлетворенный, равный замене.
2. По степени удовлетворения (маркетинга)
3. В зависимости от вида маркетинга:
Изучение спроса осуществляется в целях возможного последующего воздействия на него.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.
1.Определение размеров спроса (различных видов).
С этой целью изучается объем действительного, реализованного и неудовлетворенного спроса, структура и величина отказов и замен.
- Величина реализованного спроса. Используется учетно-отчетная документация по поступлению товара, по материалам инвентаризации. При анализе необходимо охватить 2-3 межинвентаризационных периода Р = О1 +П –О2
Информацией для определения потребности могут выступать:
Для изучения информационных потребностей используют прямые и косвенные методы.
- Прямые (опросные) методы (результаты социологических исследований)– основаны на опросе изучаемых потребителей.
-Анкетирование по заранее разработанному перечню вопросов анкеты.
-Интервьюирование – целенаправленная беседа по заранее подготовленным вопросам.
- Косвенные (документальные) методы – основаны на анализе документальных источников, отражающих деятельность потребителя (рецепты, истории болезней, требования – накладные ЛПУ число обращений за данным препаратом – журнал дефектуры).
Необходимо также исследование факторов, формирующих спрос.
- факторы, формирующие потребность в ЛС, поскольку спрос является формой проявления платежеспособной потребности.
- группа экономических показателей (таких как цена товара и его аналога, доход покупателя и др.)
Для определения степени влияния отдельных факторов на величину спроса рассчитывают коэффициенты эластичности.
Коэффициент эластичности – это отношение темпа прироста результативного признака (спроса) к темпу прироста формирующего его фактора.
В условиях рынка к числу наиболее важных относятся коэффициент ценовой эластичности и коэффициент подоходной эластичности.
КОЭФФИЦИЕНТ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ (Кцэ) – коэффициент спроса определяет степень изменения спроса в зависимости от изменения цены.
Чаще всего применяют эластичность спроса по цене.
1. При незначительном изменении цены пользуются формулой точечной эластичности:
P1- начальная цена товара
ΔP- изменение цены
Q1- начальная величина спроса
2. Рост спроса %
Кцэ= снижение цены %
При абсолютном значении величины Кцэ больше 1 спрос является эластичным.
Эластичным называется спрос, имеющий тенденцию меняться при незначительном колебании цены.
При абсолютном значении величины Кц меньше 1 – спрос является неэластичным.
При формировании своей ценовой политики фирма должна учитывать, какие категории потребителей в зависимости от ценовой ориентации она обслуживает.
Так, устойчивый неэластичный спрос формируют «апатичные» покупатели, которые вне зависимости от цен (в разумных пределах) основное внимание удобству и комфорту. Фирма может особенно не волноваться за цены, некоторое повышение на товар не приведет к снижению спроса на него.
Устойчивый эластичный спрос формируют «экономные» покупатели, они имеют высокую чувствительность к цене, и небольшое ее повышение приводит к резкому падению спроса, фирме желательно не повышать цены. В то же время небольшое снижение цены может привести к увеличению спроса, что позволит увеличить доходы предприятия.
Виды спроса.
1. Индивидуальный спрос, предъявляемый по всем товарам на рынке 1 потребителем.
2. Рыночный спрос - предъявляемый всеми покупателями к одному товару.
3. Совокупный спрос, общее количество конечных товаров и услуг, которые могут приобрести все потребители страны при сложившемся уровне цен.
Виды товаров.
а) товары высшей категории (нормальные товары) - действует эффект дохода.
б) Товары низшей категории (худшие) - действует эффект дохода, наоборот.
в) временные товары (товары Гиффена) - товары, в отношении которых закон спроса действует наоборот за счет эффекта замены.