Безработных

Потребности и мотивы обращения безработных

В службу занятости

Зачем безработный приходит сегодня в службу занятости? Что ожи-

дает он здесь найти, какую помощь получить, даже не зная, что может сде-

лать для него эта служба?

Мнения специалистов относительно мотивов обращения

безработных

Значительная группа безработных (их долю относительно всех без-

работных определить трудно, но, возможно, они составляют не менее 1/4 -

1/3 от всех, стоящих на учёте) регулярно приходит в информационный зал

только за тем, чтобы получить новую информацию о рабочих местах. Они не

становятся на учёт и нигде не регистрируются. В последние годы эта тенден-

ция стала нарастать. Соответственно, реальный объём работы сотрудников

районных отделов оказывается существенно выше фиксируемого на основе

учёта регистрирующихся безработных.

По оценкам специалистов городской службы занятости, большинство

безработных (более половины), впервые обращаясь в службу и становясь на

учёт, приходят сюда в надежде найти работу. Многие из них уверены, что

служба занятости предоставит работу и бывают разочарованы тем обстоя-

тельством, что она только различным образом содействует их трудоустройст-

ву.

Основными мотивами обращения другой, меньшей группы впервые

приходящих в службу занятости и регистрирующихся безработных является

оформление документов для сохранения непрерывного стажа работы или по-

лучения пособия по безработице.

Следует отметить также небольшую группу безработных, как прави-

ло, имеющих среднее специальное или высшее образование, мотивом обра-

щения которых является получение дополнительного профессионального

образования по специальностям, востребованным на рынке (например бух-

галтер, секретарь-референт, водитель, скорняк и т.п.).

Численность этой группы безработных невелика во всех районных

отделах и обычно составляет, по оценкам специалистов, 5 -- 10 %. Это люди,

умеющие учиться и имеющие вкус к учёбе, она для них интересна не только с

утилитарной точки зрения, но и сама по себе, в «чистом» виде. Большинство

из них желает обучиться с тем, чтобы приступить к работе в новой сфере дея-

тельности или “иметь про запас” дополнительную специальность. Однако

некоторые — чаще всего женщины — учатся “от скуки” и, бывает, проходят

по 2 – 3 разных курса в течение нескольких этапов повторных постановок на

учёт (это обеспеченные, достаточно молодые женщины, ведущие домашнее

хозяйство и совершенно не заинтересованные в работе).

Таким образом, безработные, впервые обращаясь в службу занято-

сти, приходят сюда главным образом в поисках работы. Только несколько

позже начинается трансформация трудовых мотиваций этих людей.

Мнения самих безработных относительно мотивов их

обращения

Безработные, впервые пришедшие в службу или стоящие здесь на

учёте непродолжительное время (как правило месяц - два) мотивируют своё

обращение сюда в основном в соответствии с мнениями специалистов служ-

бы занятости. Ведущий мотив их обращения — получение в службе занятости

работы по специальности.

Примерно в половине случаев мотивом обращения является получе-

ние направления на переобучение (хотя желание учиться имеет только каж-

дый четвёртый; по-видимому, двукратное различие между нуждающимися и

желающими обусловлены пониманием того, что различные профессии по

разному востребованы на рынке) и желанием людей повысить надёжность

своего положения.

Никакие иные кроме этих мотивы обращения в службу са-

мими безработными не указываются. Более того, люди недоумевают, с какой

иной целью и зачем ещё можно сюда обращаться. Есть основания думать,

что большинство респондентов в этом случае вполне искренни. Представле-

ние о распределении основных мотивов обращения безработных в службу

занятости с точки зрения её сотрудников и с позиций самих безработных в

поселениях разного типа. Структура мотивов обращения безработных в отделы службы занятости в

разных типах поселений (мотивы ранжированы по значимости с точки зре-

ния специалистов службы и безработных)

Указание на поиск работы как ведущий мотив обращения безработ-

ных в службу занятости во всех типах поселений свидетельствует, однако, не

только о том, что человек, в большей или меньшей степени неожиданно для

себя став безработным, не желает мириться со своим новым состоянием и

предпочитает вернуться к исходному состоянию (об этом, в частности, свиде-

тельствуют и все сотрудники службы), но и о различной осведомлённости

людей в разных типах поселений о возможности нового трудоустройства.

Признаком этого является и то, какие другие мотивы обращения в службу

занятости выдвигаются самими безработными.

В Новосибирске имеется достаточно широкий выбор возможностей

трудоустройства и все – как сотрудники службы, так и сами безработные –

признают, что при желании практически любой может найти более или менее

подходящую работу. Следовательно, люди приходят в службу занятости,

имея первоначально только потребность в трудоустройстве, в информации о

новых вакансиях и возможности бесплатного обучения по новым специаль-

ностям. Стаж и пособие не является актуальными и ведущими мотивами об-

ращения человека в службу занятости города.

Несколько иная ситуация в городе-спутнике Новосибирска Бердске.

Здесь, как и в других небольших городах (особенно соседнем Искитиме), да и

страны в целом, значительное сокращение рабочих мест и снижение коммер-

ческой активности, компенсировавшей ранее этот процесс, резко ограничили

возможности трудоустройства населения. Доходы же от натурального хозяй-

ства, которое ведётся в основном на небольших дачных участках, не позво-

ляют обеспечить даже собственные потребности средней семьи. Инфраструк-

тура города и его коммунальное хозяйство, державшееся ранее на плечах

крупных предприятий, осталось в наследство новой администрации, которая

увеличивает коммунальные платежи и, тем самым создаёт дополнительные

финансовые трудности для большей части населения. В этих условиях служба

занятости населения оказалась практически единственной государственной

структурой, способной оказать какую-то помощь людям. Благодаря распро-

странению информации по неформальным каналам всё большее число людей

обнаруживают, что они могут получить здесь ту или иную помощь. Поэтому

мотивы обращения в данном случае шире, чем в городе, и они, может быть,

больше относятся к сфере социального обеспечения, нежели к сфере занято-

сти.

В сельской местности подобный характер взаимоотношений безра-

ботного со службой занятости сложился, по-видимому, раньше вследствие

как быстрого и резкого сокращения рабочих мест, так и очень низкого уровня

заработной платы в любых сферах общественного производства. Но при этом

информированность людей о возможностях службы занятости оставалась

долгое время слабой, да и сами по себе эти возможности не были слишком

многообразны. Поэтому ведущими мотивами обращения на фоне ожидания

работы являются такие как сохранение стажа работы и получение пособия.

Мотивация в профессиональном обучении всё-таки достаточно ограничена

такой важной причиной как удалённость большинства деревень от районного

центра и, тем более города, где только и может осуществляться обучение.

Поскольку сельские жители достаточно хорошо информированы о наличии

вакансий в своих сёлах, ожидание помощи в трудоустройстве, выдвигаемое в

качестве ведущего мотива обращения в службу, не всегда соответствует ис-

тине, тем более, что многие жители сёл регулярно трудоустраиваются на пе-

риод сельскохозяйственных работ.

Структура реальных потребностей безработных

Безработные, достаточно давно стоящие на учёте в районных отделах

службы – а этот срок составляет, по мнению специалистов, более 4 - 6 меся-

цев – существенно отличаются по своему поведению и потребностям от лю-

дей, впервые обратившихся в службу занятости.

Безработные сами признают, что немало людей приходит в службу

занятости в основном ради получения пособия. В то же время указывается,

что многие хотели бы получить работу, но при определённых условиях, пер-

выми из которых являются высокий оклад, регулярность его выплаты и рас-

положение места работы недалеко от дома.

Примерно каждый четвёртый безработный, особенно те, кто уже

имеет какую-либо специальность, желает получить направление на учебу.

Однако далеко не всем желающим удаётся не только пройти обучение или

даже встать в очередь на получение такой возможности в будущем, но и по-

лучить информацию о каких-либо курсах. Такая ситуация сложилась относи-

тельно недавно и вызвана сокращением числа вакансий на профессиональное

обучение, получаемых районными отделами службы занятости.

Безработные считают, что получают от службы занятости очень мало

предложений, особенно таких, которые были бы реально полезны им. Основ-

ные виды услуг, с их точки зрения, это информация о вакансиях рабочих

мест, пособие по безработице и профессиональное обучение. Никто из безра-

ботных не упоминает о таком объективно важном факторе, как сохранение

непрерывного стажа работы. А информация о вакансиях даже безработных

специалистов интересует чаще не в профессиональном плане, но только по

уровню зарплаты и регулярности её выплаты.