Былина мифологическая, её эволюция в балладу

ПЛАНЫ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

1.Поэтика волшебной сказки. В.Я. Пропп о происхождении сказки, её эволюции композиции и сюжете.

Прочтите «Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке».

Почтите и законспектируйте основные положения работы В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки».

Выясните, границы начальной ситуации и финала сказки. С какого момента начинается развитие действия. Можно ли утверждать, что фабула волшебной сказки сводится к восстановлению начальной ситуации?

Определите какие персонажи сказки в каких функциях выступают. Меняются или нет функции персонажей в процессе развития действия.

Установите, почему Серый волк обязан как съесть коня Ивана-царевича, так и помогать самому главному герою. Можно ли установить, где кончается мир людей и начинается мир Серого волка? Обозначена ли эта граница? Какими свойствами обладает мир Серого волка и его обитатели и почему?

Выясните, какие свойства приобретает Иван-царевич, когда пересекает границы миров. Почему для оживления Ивана-царевича необходим еще один помощник – ворон. Определите отношение к нему героев сказки. Как вы это можете объяснить.

Каково главное приобретение Ивана-царевича в другом мире? Исходя из ответа на этот вопрос, сделайте вывод, в чем смысл сюжета волшебной сказки и почему В.Я. Пропп утверждал о её восхождении к инициационным обрядам древности.

Литература:

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М. 2004.

Т.В. Зуева. Б.П. Кирдан. Русский фольклор. Учебник. М. 2003[1].

 

Былина героическая

Прочтите былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Определите, имеется ли у этого произведения начальная ситуация?

Установите сюжетные линии былины: с какой целью богатырь едет в Киев? И как выстраивается последовательность его подвигов? Усложняются ли они от эпизода к эпизоду, становятся ли проще?..

Исходя из расмостренного выше установите, для чего едет в Киев богатырь?

Какова роль в былине князя Владимира и Соловья Разбойника? Отношение к Соловью сказителя. Почему в финале поэмы ему «славỷ поют»?

Изображение в былине битвы и единоборства. Почему одно показывается лишь схематически, а описание другого тщательно проработано?

Каков язык былины? Как называется такая стиховая система?

Почему былины о младших богатырях относятся к героическому эпосу?

Литература:

Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: «Лабиринт», 2006. С. 524 — 549.

Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. Спб. 1999. С. 23 — 56.

 

Былина мифологическая, её эволюция в балладу

Прочтите былину О Вольге Всеславьевиче и ответьте на вопросы:

Как родился Вольга Всеславьевич? О чём говорит тот факт, что по своему рождению он попадает в ряд других персонажей, которых южные славяне называли «Змеевичи»?

Какими свойствами обладает Вольга в силу своего чудесного рождения и почему?

В каком возрасте Вольга берётся за оружие, когда начинает учиться и чему, а в каком возрасте набирает дружину?

Сколько лет его дружинникам? Почему именно в таком возрасте они отправляются покорять Индейское царство? Сравните это царство со сказочными царствами, в которых оказывается персонаж волшебной сказки. О чем говорят соответствия?

Можно ли утверждать, что волшебная сказка и мифологическая былина (песня) произошли от одного общественного явления? Вспомните теории А.Н. Веселовского и В.Я. Проппа.

Прочтя былину «Вольга и Микула» установите, одинаково ли изображен богатырь в обеих былинах. И является ли он одним персонажем, или это два разных героя, названных одним именем.

В чём заключается роль старших богатырей в русском эпосе (сопоставьте былины про Вольгу Всеславьевича, Михайлу Потыка и Марью Лебедь Белую, Святогора, Микулу Селяниновича). Почему их можно поставить в один ряд старших богатырей, и в чем их отличие от младших богатырей - главных персонажей героического эпоса?

В чем проявляется балладность былин о Михайле Потыке или Дунае?

Литература:

Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики. В его кн.: Историческая поэтика. М. 1989. С. 155 — 299

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М. 2004. С. 36 — 89.