Коммерческая маржа (чистая рентабельность продаж)
Оценка эффективности
При оценке эффективности текущей деятельности обязательными для расчета являются следующие показатели:
· рентабельность продаж (коммерческая маржа);
· коэффициент трансформации.
Дополнительные показатели:
· запас финансовой прочности.
Коммерческая маржа (чистая рентабельность продаж)
Коэффициент показывает, какую норму чистой прибыли приносит предприятию каждый рубль, полученный им в качестве выручки (обычно КМ выражают в процентах). По существу, это чистая экономическая рентабельность оборота, или чистая рентабельность реализованной продукции. У предприятий с высоким уровнем прибыли коммерческая маржа превышает 20 и даже 30%, у других едва достигает 3-5%.
Данный показатель рассчитывается по формуле (9.7) как отношение чистой прибыли к выручке предприятия за тот же период.
, (9.7)
где: – коммерческая маржа (чистая рентабельность продаж) в t-м периоде, %;
– чистая прибыль в t-м периоде, руб.;
– выручка (не вкл. НДС) в t-м периоде, руб.
Для большинства предприятий малого и среднего бизнеса, данный показатель должен находиться в пределах от 5 до 30%.