Нестандартные формы урока иностранного языка.
Лекция 10
1. Нестандартные формы проведения урока иностранного языка как фактор развития учебной мотивации у школьников.
2. Нетрадиционный урок как форма сотрудничества в обучении.
3. Технология проведения нестандартных уроков.
4. Особенности организации и проведения нестандартных уроков.
1.Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Его следует рассматривать как деятельность двух сторон – обучающего и обучающегося. (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 27-28)
Первостепенными задачами в деятельности педагога являются: (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 19)
· установление педагогически и психологически правильных взаимоотношений,
· адекватный выбор содержания и средств управления речевым и неречевым поведением учащихся,
· направленность на обеспечение благоприятных условий для протекания коммуникации,
· формирование у школьников устойчивого интереса к изучению иностранного языка и выработка у них навыков и умений реального общения.
В сложившейся практике в системе уроков наряду с традиционной формой четко просматриваются нетрадиционные формы и приемы работы на уроке. (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 28-29)
Нетрадиционные формы урока способствуют лучшему усвоению ЗУН учащихся, проявлению творчества, усилению личной сопричастности к происходящему формированию учебного партнерства и сотрудничества. (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 28)
Проводить подобные уроки рекомендуется не чаще 1-2 раз в четверть. Для успешного проведения нестандартного урока рекомендуется соблюдать определенные требования. (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 2-3)
2.Особенностью иностранного языка является сформированное к нему субъективное отношение людей как к очень трудному предмету. Иностранный язык, действительно, требует работы – ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он это делает, и иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного языка.
Учитель должен определить не только доминирующий мотив, но и учитывать всю структуру мотивационной среды школьника. (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 19-20)
Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренними мотивами интеллектуально- познавательного плана. Они осознаются человеком как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Этого всегда возможно достичь на нетрадиционном уроке. Учебная деятельность может побуждаться и самыми разными внешними мотивами – самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др.
Учитель должен опираться на: (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 20)
· реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на иностранном языке;
· общие познавательные и социальные мотивы учеников;
· собственную учебную мотивацию.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют: (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 20-21)
· отношения сотрудничества учителя и учащегося;
· выразительность речи учителя;
· общая атмосфера в классе;
· включенность ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности;
· занимательность изложения материала;
· необычная форма преподнесения материала.
3.Педагогическую деятельность целесообразно рассматривать в направлении от учителя (как носителя ценностей) к ученику (как личности, которая формируется). В процессе обучения, и воспитания учащихся взаимодействуют не методы и приемы сами по себе, а психолого-педагогические компоненты, которые входят в сложную психологическую структуру педагогической деятельности, основанные на понимании ученика педагогом.
В традиционной педагогике воспитательно-образовательное воздействие учителя чаше всего носит прямой, нескрытый от воспитанника характер. (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 24)
В настоящее время наиболее эффективным считается использование косвенных средств управления процессом воспитания и социализации личности. (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 24)
Успешное обучение возможно только в условиях сближения функций учителя и ученика. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 25)
Нетрадиционное проведение уроков строящееся на принципах сотрудничества имеет ряд преимуществ перед традиционным общением: (Нестандартные формы организации урока ИЯ с. 25)
· возрастает объем усваемого материала и глубина понимания;
· растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
· меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
· снижаются дисциплинарные трудности;
· ученики получают, больше удовлетворения от знаний;
· меняется характер взаимоотношений между учениками;
· резко возрастает сплоченность класса;
· ученики приобретают важные социальные навыки;
· учитель получает возможность индивидуализировать обучение.
Необходимо отметить, что преимуществами они станут только при условии, если нетрадиционные уроки будут решать поставленные цели обучения, воспитания и развития, при этом не переходя только в игру, развлечение.