Календарный фольклор

(календарные песни, заклички, приговорки)

Заклички (от слова закликать — звать, просить, приглашать, обращаться) свя­заны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы. Заклички относятся к наиболее распространенным, активно бытующим жанрам дет­ского календарного фольклора. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен. Пережитком давно за­бытых верований звучит обращение к солнышку «её деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне, осени как к живым существам является отголоском древней традиции. Заговорно - заклинательные функции закличек по всей вероятности утрачены еще в прошлых веках. В настоящее время они отражают непосредственное общение детей с природой и переплетаются в их творчестве с игровыми элементами.

Присущее закличкам прямое обращение, обусловило преобладание в них интонаций зова, клича.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр календарного фольклора – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

. Приговорки исполняют следующим образом: скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая.

К редко встречающимся относятся приговорки, которые дети напевают, собирая грибы, ягоды. Редкостны также записи приговорок птицам. Замечено, что эти приговорки, содержащие передразнивания и подражание голосам птиц, точное наблюдение детей над их повадками и оперением

В музыкальном отношении приговорки, пожалуй, разнообразны, как ни один другой жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких к разговорной речи. Есть приговорки, построенные на многократном повторении отдельных возгласов. Древнейший музыкальный язык календарных песен сохраняет специфические особенности мелодического склада: лаконизм изложения, узкий звуковой объем (весь детский календарный музыкальный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), тесную связь с живыми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, интонировать говорком.

Календарный фольклор представляет большой интерес для всех изучающих традиционное народное творчество.

Раздел детского календарного фольклора - одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связан с образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, окружающей природы во всякое время года.

В купальских песнях для них привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы. В масленичных песнях им близки короткие 4—6-строфные миниатюрные образы сходные с детскими дразнилками.

В современных условиях дети перенимают календарный фольклор не только от взрослых, когда те отправляют тот или иной обряд, но друг от друга в игре. Нам не раз приходилось сталкиваться с фактами перенимания детьми тех или иных календарных образцов по воспоминаниям и рассказам пожилых людей, что позволяет им знакомиться даже с вышедшими из активного бытования песнями и обрядами и поминать их.

Исследователи детского фольклора начала XX века, и в частное Г. С. Виноградов, указывали на то, что календарный фольклор постепенно исчезает не только из взрослой, но и из детской музыкальной среды.

«В новом столетии календарный фольклор забывается и детской средой... Он на глазах историка народного быта выпал из состава фольклора взрослых, вошел в репертуар исполнителей из детской среды и теперь окончательно исчезает».

Безусловно, детский календарный фольклор претерпел значительные изменения даже по сравнению со второй половиной XIX века, что особенно заметно по обрядовым действам. Вот как описывала закликание весны детьми в Курской губернии в начале XX века этнограф Р. Данковская: «В Курской губернии дети 9 марта отправлялись с специальным печеньем в виде птиц на огороды, где стоят стога соломы, клали на верхушки стогов свои «кулики» и, глядя на них, плясали припевали печальным напевом, после чего, схватив каждый своего «кулика», убегали без оглядки, с тем, чтобы вернувшись, повторить все сначала. Дети бегали и пели так до позднего вечера. Съев головки «куликов», назавтра производили то же самое с их туловищами, которые к вечеру съедались».

Некоторые детские календарные песни хранятся в памяти детей независимо от определенных обрядов и праздников, связанных с конкретными датами. Например, описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось — они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их ни с какими праздниками. Некоторые жнивные песни, близкие традиционным детским закличкам и приговоркам, бытуют в современной детской среде тоже как заклички и пригворки. В настоящее время также не связаны с обрядом и егорьевские песни - дети могут пропевать их в любое время, увидев стадо или выгоняя скотину на пастбище. Вьюношные песни были записаны уже только от отдельных ребят по их воспоминаниям. Нам не удалось найти село или деревню, где бы обряд поздравления молодоженов еще бытовал, хотя можно предположить, что он существовал до недавнего времени. Несмотря на то, что молодоженов уже не поздравляют, но поздравительные песни еще помнят.