IV. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ДИСКУССИИ
После всего этого слишком краткого (и ь вместе с чем слишком долгого) отступления мы можем вернуться к нэ*ией проблеме. Все вышеизложенное объясняет, что понимается под неадекватностью каждой системы истины; а также, как и почему — по мере роста господства одной из систем — общество, культура и отдельные индивиды все больше и больше отдаляются от подлинной реальности и истинного знания о ней. Подавляя другие системы истины и затемняя те аспекты реальности, которые они освещают, господствующая система частичной истины начинает под маской всеведения все больше и больше уводить общество в сторону невежества, заблуждения, фальшивых ценностей, бесплодия в сфере созидания и открытий, обеднения
Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерений j^l 41- Суперритм идеациональнои, идеалистической и чувственной фаз 873
общественной и культурной жизни. Адаптация становится все менее и менее возможной. А сама жизнь делается все более бедной в смысле приобретения подлинных ценностей и творческого опыта. В результате такое общество и такая культура оказываются перед дилеммой: либо по-прежнему идти столь губительным путем, зачахнуть и погибнуть, либо приложить значительное усилие и восстановить более полную и подлинную истину и систему ценностей. Такая реставрация означает поворот к другим системам истины, реальности и ценностей, что, в свою очередь, знаменует новую фазу в суперритме системы истины, реальности и ценностей и в доминантной форме суперсистемы культуры.
Некоторые культуры, такие как греко-римская и западная, оказались в состоянии совершить такой переворот несколько раз, некоторые другие — нет. Первые из названных культур сохранили свое существование и пережили различные фазы изучаемого нами ритма; другие же либо исчезли, либо были обречены на застой и полумертвое прозябание, превратившись со своими ограниченными истиной, реальностью и ценностями всего лишь в «пережиток» или «объект истории», вместо того чтобы быть ее творческим субъектом. Такие культуры и общества служат просто «строительным материалом» для других — более творческих и жизнеспособных — культур и обществ. Те, кто ограничивают ценность реальности только одним из трех указанных выше аспектов — будь то эмпирическим, рациональным или сверхчувственным — бесцельно обедняют себя, свою реальность, знания и ценности. Это в равной мере относится и к человеку, и к обществу в целом, и к его культуре. Такого рода исключительное Weltanschauung20 никогда не бывает адекватным и неизбежно становится жертвой собственной своей ограниченности. То же происходит и с культурами, в которых доминируют столь односторонние умонастроения. Исключительно теологическая, сверхчувственная ментальность средневековой культуры, которая возникла и развивалась как обратная реакция на опустошенную чувственную культуру позднего греко-римского периода, после нескольких столетий господства также исчезла и погребла себя в катастрофах конца средних веков. То же случилось и с односторонней ментальностью культуры XVI-XVIII вв. (ментальностью Ренессанса и Просвещения). Они сгорели в социальных пожарах конца ХУШ-начала XIX в. Наконец, односторонняя чувственно-эмпирическая ментальность сегодняш-
ней культуры слабеет на наших глазах — вместе с самой культурой, в которой она доминирует.
Теоретическая несостоятельность господствующей сегодня чувственной системы истины, реальности, ценностей и культуры проявляется во многом и подробно проанализирована в предыдущих разделах «Динамики». Прежде всего эта несостоятельность проявляется во все нарастающем стирании границ между истиной и ложью, действительностью и вымыслом, достоверностью и утилитаристскими соображениями. Если проанализировать преобладающий в наше время научный и философский эмпиризм во всех его вариантах — собственно эмпиризм, позитивизм, неопозитивизм, кантианский и псевдокантианский критицизм типа als ob (то есть измышлений наподобие «как если бы»21), прагматизм, операционализм, инструментализм22 и т. п. — то нельзя не заметить, что все они тяготеют к стиранию различий между истиной и ложью, реальностью и вымыслом, справедливостью и утилитарной целесообразностью. Когда представители этих преобладающих направлений заявляют, что научные утверждения всего лишь «общепринятые нормы» и те из них, которые при данных обстоятельствах наиболее удобны, «экономичны», целесообразны, полезны или «действенны», те и являются истинными (Пуанкаре, К. Пирсон, Э. Мах, У. Джеймс), — то они стирают грань между правдой и ложью, подрывают истину и само знание. Согласно этому критерию, все догмы Сталина, Гитлера и Даладье тоже истинны, поскольку для них они наиболее удобны. Когда ученые заявляют, что они не занимаются реальностью, а создают схемы, «как будто бы соотносящиеся l. реальностью», они превращают реальность, науку и истину в чистую фикцию, в чистое als ob, в условную и произвольную «конструкцию». Если наука не занимается реальностью, то чем же она занимается? В чем же тогда разница, помимо целесообразности, между конструкцией als ob пациента сумасшедшего дома и аналогичными размышлениями ученого? Между фикцией и реальностью? Далеко же мы ушли от концепции истины как «adaequatio rei et inteliectus»23 Фомы Аквинского!
Прагматизм, с его культом и критерием полезности как эквивалента истины, ведет к тем же результатам, что и операционализм, инструментализм и тому подобные «измы». Таковы же примерно результаты и современных псевдокантианских концепций законов природы, которые провозглашаются всего лишь