III. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ И РЕАЛЬНОСТИ

В наше время едва ли есть сомнения относительно научной и философской систем истины — истины разума и чувств. Эти си­стемы признаны вместе с их источниками истины: диалектикой человеческого разума и «свидетельскими показаниями» орга­нов чувств. Математика и логика являются по преимуществу системой истины человеческого разума; а естествознание — глав­ное «хранилище» истины чувств. Не столь несомненна сегодня истина веры, источник которой называют по-разному: «интуи­ция», «вдохновение», «откровение», «сверхчувственное воспри­ятие», «мистический опыт» и т. п. А существует ли источник, отличный и от дискурсивной диалектики, и от показаний орга­нов чувств? Ответ, очевидно, должен быть положительным, хотя мы можем и не знать точно природу этого источника истины. Мы должны также признать, что, подобно наблюдению во всех его формах (экспериментальной, статистической, клинической) и рассуждению, он не всегда гарантирует истину. Но любой скру­пулезный исследователь истории человеческого опыта, науки, философии, религии, творческой мысли и подлинных культур­ных ценностей едва ли станет отрицать существование такого источника истины и его весомого положительного з*4гада в ис­торию человеческой мысли, науки, искусства, философии, ре­лигии, этики, технологии и даже в экономику и чр^ктические ценности. Прежде всего, это справедливо по той причине, что в основе достоверности систем истины разума и чувств лежит не­кий род интуиции. Во-вторых* потому, что интуиция, как не­что отличное и от дискурсивной диалектики, и от чувственного опыта, нередко служила как бы трамплином для множества важ­нейших открытий в науке, математике, философии и техноло­гических изобретений. В-третьих, потому, что некая разновид­ность религиозной и мистической интуиции была главным источником и основной движущей силой при создании величай­ших художественных, религиозных и этических систем культу-

862 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения

ры. В-четвертых, потому, что есть достаточно много свиде­тельств великих мыслителей, основателей религиозных движе­ний, авторов художественных и научных открытий, которые подтверждают существование, дееспособность и могущество этого источника истины. Поясним кратко вышеперечисленные тезисы.

А. Интуиция — непосредственное, самоочевидное, аксиома­тическое и зачастую моментальное познание, отличное от вос­приятия или ощущения, а еще в большей степени от воображе­ния, памяти, дискурсивного мышления и обычного наблюдения во всех его формах — лежит в основе достоверности важней­ших положений не только религиозной и философской мысли, но и логике-математических и эмпирических наук. Это в наше время признают многие философы, ученые, мыслители и вооб­ще исследователи данной проблемы. Почему основные постула­ты любой науки, от математики до физики, воспринимаются как бесспорно достоверные, а их аксиомы — как не требующие доказательств? Да потому, что они, по определению, являются абсолютными постулатами и аксиомами и не могут быть осно­ваны ни на логическом умозаключении, ни на эмпирическом опыте — наоборот, все соответствующие логические утвержде­ния и эмпирические теории основываются на постулатах и ак­сиомах и вытекают из них. Единственным источником самооче­видного характера таких постулатов и аксиом является интуиция. В этом смысле интуиция — не производная от истины разума и чувственного опыта, а их условие и основание.

К такому же выводу можно прийти, если обратить внимание на тот факт, что язык как абсолютно необходимое условие мыш­ления создается не диалектикой человеческого разума, а пред­ставляет собой продукт интуиции. Некоторые мыслители даже считают интуицию основой нашего восприятия: она — судья, который решает, является ли восприятие подлинным или иллю­зорным.

По-видимому, интуиция оказывается также последним су­дией прекрасного, этического и нравственного, не говоря уже о религии — сфере, где роль интуиции, и особенно мистической, чрезвычайно велика.

В. Еще меньше сомнений вызывает тот факт, что интуиция дала начало огромному числу открытий и изобретений во всех областях человеческой культуры, начиная с науки — от мате­матики, технологии и биологии до общественных и гуманитар-

41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 863

ных дисциплин — и кончая искусством, этикой и другими сис­темами. О том, что интуиция играет важную роль в математике и лежит в основе математических дедукций, писал, в частности, один из самых выдающихся математиков Дж. Биркгоф.

То, что многие математические открытия были сделаны ин­туитивно — а не по законам Ф. Бэкона или логистики — свиде­тельствует сама история математики. В этом отношении пока­зателен личный опыт А. Пуанкаре.

«В течение двух недель, — пишет он, — я старался доказать, что невозможна никакая функция, которая была бы подобна тем, которым я впоследствии дал название Фуксовых функций. Каждый день я усаживался за свой рабочий стол, перебирал боль­шое число комбинаций и не приходил ни к какому результату. Но однажды вечером я выпил вопреки своему обыкновению чашку черного кофе и не мог заснуть; идеи возникали во множе­стве; мне казалось, что я чувствую, как они сталкиваются между собой [se heurter], пока, наконец, две из них, как бы сцепившись друг с другом [s'accrochassent], не образовали устойчивого со­единения. Наутро я установил существование класса функций Фукса. Мне оставалось лишь сформулировать результаты, что отняло у меня всего несколько часов»э.

Рассказывал он и о том, как решение другой математической проблемы пришло к нему мгновенно в тот момент, когда он са­дился в омнибус. Прибыв в Кан, он проверил это решение и на­шел его правильным. Он приводит еще несколько примеров та­кого рода и каждый раз подчеркивает, что решение приходило «с теми же характерными признаками: краткостью, внезапнос­тью и непосредственной уверенностью [avec les memes r^racteres de brievete, de soudainete et de certitude immediate]»1. !

Едва ли отличается от этого интуитивного опыта открытие гравитации Исааком Ньютоном. «В один памятны! день ябло­ко с легким стуком падает у его ног. Это был пустяковый случай, свидетелем которого, не задумываясь о нем, были тысячи лю­дей. Но сейчас он был подобен щелчку маленького выключате­ля, который приводит в действие большую машину, и оказался толчком, пробудившим его ум и заставившим его работать. Как во сне, Ньютон увидел, что если таинственное притяжение Зем­ли может действовать сквозь пространство, достигая вершины Дерева... то оно могло бы действовать, достигая даже Луны»5.

Не отличается от этого и случай с Архимедом, которого его знаменитая «Эврика!» осенила внезапно, когда он принимал ван-

Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения <fl 41. Суперритм идеационаяъной, идеалистической и чувственной фаз 865

ну; он был так возбужден, что даже забыл одеться после этого. И с Галилеем, наблюдавшим раскачивающуюся лампаду в собо­ре и после «короткого замыкания» в сознании сформулировав­шим закон колебания маятника; и с Робертом Майером, кото­рый из двух случайных наблюдений во время одного своего вояжа «с помощью неожиданного скачка мысли... вывел закон механического эквивалента теплоты»6. В общем, интуиция дала толчок огромному числу больших и малых открытий в матема­тике, физике и химии.

Сказанное в еще большей степени относится к техническим изобретениям. «Активность нашего сознания, направленная на изобретательство... связана с эмоциями теснее, чем с разумом... и носит скорее эстетический и интуитивный характер, чем ра­циональный». «Интуитивное познание и работа творческого воображения непосредственно связаны с погружением в глуби­ны, находящиеся за пределами нашей обычной сознательной жизни»7. Признания самих изобретателей демонстрируют это вполне отчетливо. Один из них, говоря о потребности изобрес­ти что-либо, пишет: «Я немедленно изгоняю основную идею из "объективной" части моего мозга. Я, так сказать, перестаю ду­мать о ней и передаю ее в "субъективный отдел" моего мозга. Там она созревает до тех пор, пока не выходит наружу».

Другой рассказывает: «Идеи приходят ко мне, когда я мень­ше всего их ожидаю — когда я дремлю или о чем-нибудь меч­таю». Многие изобретатели утверждают, что они либо просы­паются с новой идеей, либо она осеняет их, «как вспышка», или приходит «во время отдыха», «в ванне», или внезапно, когда изоб­ретатель занят совершенно другим делом, или же «совершенно неожиданно»8 и т. д.

Ничем не отличается ситуация и в других естественных на­уках. Многие величайшие представители естествознания счита­ют, во-первых, что едва ли какое-нибудь важное открытие было сделано с помощью «схем» Ф. Бэкона9; во-вторых, подчеркива­ют, что множество открытий было сделано интуитивно или по вдохновению.

Что касается открытий в области философии, гуманитарных и социальных научных дисциплин, то здесь роль интуиции была действительно преобладающей. Это объективно подтверждает­ся тем фактом, что почти все великие философские учения, ос­новные гуманитарные и социальные научные теории были со­зданы очень давно, когда не существовало ни лабораторий, ни

статистики, ни систематических данных наблюдения, ни ка­кого-либо другого материала для эмпирического и даже ра­ционального обобщения. Изучение соответствующих фактов доказывает, что многие теории в этих сферах обязаны своим появлением интуиции. Это, конечно, не исключает того, что в ряде случаев интуитивному озарению предшествовала на­пряженная работа чувственного или дискурсивного разума. Но разум был здесь бесплоден, и решение приходило интуи­тивно.

Экстремальный характер этого процесса прекрасно описал один из величайших философов-поэтов XIX в. Ф. Ницше. Со­стояние своей души и разума в то время, когда он писал книгу «Так говорил Заратустра», он комментирует следующим обра­зом: «Есть ли у кого-нибудь в конце девятнадцатого столетия ясное понятие о том, что поэты сильных эпох называли вдохно­вением? В противном случае я хочу это описать. — При самом малом остатке суеверия действительно трудно защититься от представления, что ты только инкарнация, только рупор, толь­ко медиум сверхмощных сил. Понятие откровения в том смыс­ле, что нечто внезапно с несказанной уверенностью и точностью становится видимым, слышимым и до самой глубины потрясает и опрокидывает человека, есть просто описание фактического состояния. Слышишь без поисков; берешь, не спрашивая, кто здесь дает; как молния вспыхивает мысль, с необходимостью, в форме, не допускающей колебаний, — у меня никогда не было выбора. Восторг, огромное напряжение которого разрешается порою в потоках слез, при котором шаги невольно становятся то бурными, то медленными; частичная невменяемость с пре­дельно ясным сознанием бесчисленного множества тяжких дро­жаний до самых пальцев ног; глубина счастья, где самое болез­ненное и самое жестокое действуют не как противоречие, но как нечто вытекающее из поставленных условий, как необходимая окраска внутри такого избытка света... Все происходит в выс-Щей степени непроизвольно, но как бы в потоке чувства свобо­ды, безусловности, силы, божественности»10.

Сходным образом и А. Стриндберг рассказывает, что поэтиче­ский экстаз был для него «состоянием блаженства, сопровожда­ющим весь процесс писания».

Что касается искусства, то здесь творческий процесс преиму­щественно весь интуитивный, будь то поэзия или проза, музыка или живопись, скульптура или драма. Типично в этом смысле

Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения ,И 41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 867

описание Моцартом процесса своей работы. Отвечая на задан­ный ему вопрос, Моцарт пишет: «В чем, спрашиваете вы, зак­лючается мой метод создания крупных и нашумевших произве­дений? Я на самом деле ничего определенного сказать не могу больше того, что я не знаю и никогда не смогу понять, как это происходит. Когда я особенно хорошо себя чувствую — ну, ска­жем, когда я еду в экипаже или прогуливаюсь после хорошего обеда, или когда я не сплю ночью — тогда мысли приходят вне­запно, и притом самые лучшие. Откуда и как? Этого я не знаю и не могу знать. Мелодии, которые мне нравятся, я удерживаю в голове и, возможно, напеваю их сам себе — так мне, по крайней мере» рассказывали...»

Далее он описывает, как «крупицы» спонтанно соединяются друг с другом в единое целое, вызревают и наконец приобрета­ют в голове законченную форму: «Всякая находка и созвучие проходят передо мной, как в очень ярком сне».

Наконец, как и Пуанкаре, слова которого были процитиро­ваны выше, Моцарт записывает ноты, и, поскольку музыка прак­тически готова у него в голове, «она ложится на бумагу изуми­тельно быстро» п.

Почти то же самое утверждает и Шеллинг: «Подобно тому как находящийся во власти рока человек совершает не то, что он хочет или намерен совершить, а то, что предписывают ему неисповедимые веления судьбы, во власти которой он находит­ся, и художник... кажется подчиненным некой силе... заставля­ющей его высказывать или изображать то, чего он и сам полно­стью не постигает и смысл чего бесконечен по своей глубине»|2. Наконец, что касается религиозных и моральных учений, то они интуитивны чрезвычайно. Они возвещают откровенную истину веры; они основаны почти исключительно на сверхраци­ональной, сверхчувственной, сверхэмпирической Абсолютной Истине, то есть на Боге. Все великие религии основаны мистика­ми, наделенными харизматическим даром. Таковы Будда, Зоро-астр, Лао Цзы, еврейские пророки, Махавира, Мухаммед, Иисус Христос, апостол Павел, Августин Блаженный — вплоть до бо­лее поздних мистиков христианства и других великих религий. Когда же появляется некая псевдорелигия, основанная на «на­уке», рациональности или на «разумных, эмпирически прове­ренных истинах», она никуда не годна и в лучшем случае пред­ставляет собой третьесортную вульгаризацию социальной или гуманистической философии или, проще говоря, псевдонауку.

Все же великие религии открыто заявляют, что они суть corpus13 возвещенной, сверхрациональной, сверхэмпирической, сверхчувственной истины, дарованной милостью Абсолюта харизматическим личностям — пророкам, святым, мистикам, оракулам и другим его «орудиям». Опыт этих «орудий» всегда сверхрациональный или мистический. А мистический опыт име­ет мало общего (если вообще имеет) с обычным познанием, осу­ществляемым через органы чувств или рациональный дискурс. Без мистической интуиции у человечества навряд ли была бы хоть одна великая религия, поскольку всякая великая религия есть обретение истины веры путем мистического опыта. Посколь­ку религия вообще и великие мировые религии в частности со­ставляют одно из самых значительных достижений человечес­кой культуры, это вновь указывает на то, сколь важную роль играет интуиция и особенно интуиция мистическая в истории человеческой мысли и культуры. Религия, с ее сверхрациональ­ной и сверхчувственной интуицией, ведет нас к касанию с той стороной подлинной и многообразной реальности, которая ос­тается недосягаемой через чувственное и разумное познание. Ос­нователи, пророки, апостолы и мистики ведущих религиозных систем, как и великие художники, которые тоже по-своему яв­ляются «орудиями» мистической интуиции, — все они главные посредники истины веры, которая ведет нас к касанию со сверхэм­пирическим и металогическим аспектами Бесконечного Много­образия, с coincidentia oppositorum Эриугены и Николая Кузан-ского14.

Если интуиция, таким образом, играет решающую роль во всех сферах творчества, то, следовательно, она ярд ^гся глав­ным фактором познания, так как любое истинное п зоргние есть подлинное познание, так же как и любое настоящее открытие есть творчество. Когда Моцарт или Бетховен, Фидий или Шек­спир, Будда или апостол Павел, Рафаэль или Дюрер, Платон или Кант создавали свои художественные, религиозные или фило­софские системы, они открывали скрытую возможность, суще­ствующую в реальности; они обнаруживали ее и превращали из потенциальной возможности в актуальную действительность. Они открыли то, что было сокрыто, показали нам то, чего мы не видели и не знали. В этом смысле всякое творчество есть позна­ние, а созидание — открытие новых звуковых комбинации (в классической музыке) или новых архитектурных форм, раскры-

Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения • 4/. Суперритм идеационаяьной, идеалистической и чувственной фаз 869

тых в небывалом сочетании камня, мрамора, дерева и других строительных материалов; или новых аспектов реальности, ко­торые открывают нам живопись, литература, религия и этика. Если представить на мгновение, что все художественные, рели­гиозные, философские и моральные ценности уничтожены и все наше знание сведено к строго «научным открытиям», сформу­лированным сухим языком теорем, то как было бы обеднено наше знание о мире и реальности! Из миллионеров мы преврати­лись бы в нищих.

С другой стороны, любое научное открытие является вместе с тем и продуктом творчества (не обязательно в смысле навязы­вания природе того, что создано нашим разумом, как это ут­верждают кантианцы и их последователи, а как обнаружение скрытых возможностей природы, их реализация и тем самым обогащение нашего знания). В этом смысле Ньютон создал за­кон тяготения, Р. Майер — закон сохранения энергии, Ломо­носов и Лавуазье — закон сохранения материи и т. д.

Насколько решающую роль играет интуиция в творчестве, настолько же большую роль она играет в любом познании и от­крытии.

Этот беглый обзор объясняет, почему мыслители — предста­вители самых разных направлений — признают интуицию — и истину веры, ее продукт — как источник и corpus истины sui gene­ris 15, отличный от источника и corpus'a знания, полученного при помощи органов чувств или посредством рациональной диалек­тики. Здесь объясняется, кроме того, почему они приписывают интуиции весьма значительную роль в происхождении и стиму­лировании чувственного и рационального познания. После все­го сказанного будут понятны следующие утверждения мыслите­лей, придерживающихся разных направлений;

«Бессознательное часто управляет поступками людей наме­ками и предчувствиями, когда они не в состоянии помочь себе с помощью осознанного мышления.

Бессознательное способствует осознанному процессу мыш­ления, вдохновляя его в больших и малых делах, но мистицизм ведет человечество к представлению о высших и потусторонних мирах (unities).

Бессознательное делает людей счастливыми, одаряя их чув­ством прекрасного и способностью к художественному творче­ству» 16.

«Новые пути мышления рождаются из проблесков интуи­ции» 17.

«В математике целые положительные числа 1,2,3 и т. д. под­чинены определенным и простым арифметическим законам, а эти законы интуитивно считаются истинными... Но существу­ет много других абстрактных математических структур поми­мо тех, что были указаны. В любом случае считается, что они — логические выводы из некоторых интуитивно принятых посту­латов... Так вот, я хотел бы особенно подчеркнуть то, что мате­матик идет гораздо дальше таких общепринятых и четко выра­женных предположений, но его молчаливые мысленные верования в них едва ли появятся в печати... Например, он верит в суще­ствование различных бесконечных классов вроде того, который образован всеми целыми числами... Такие идеи... я называю... математической верой... Почти все величайшие математики раз­деляли подобные точки зрения и придавали им глубочайшее зна­чение... Скрываемые ими верования имели величайшее эврис­тическое значение как инструменты открытия»18.

В этом отношении еще более показательны такие ученые, как Эддингтон, Джине, Дриш и другие.

«Человеческий дух как "нечто знающее" совсем не такое уз­кое понятие, как "нечто наблюдающее". Сознание имеет и такие функции, которые не в состоянии исполнять счетная машина; а знание позволяет постигать и другие истины, кроме тех, что свя­заны с чувственными впечатлениями... Вера глубже любой фор­мы разума. В век разума вера все еще остается господствующей; ибо разум — это одно из ее слагаемых».

Едва ли можно сомневаться в том, что интуиция — это под­линный источник истинного знания, чья роль отличается от роли чувств и разума. Если это так, то значит, истина веры, у^й источ­ник и основание — интуиция, так же подлинна, т-cai. и истина чувств и разума. Особенно это важно учитывать при рассмотре­нии тех аспектов подлинной реальности, которые геиэстижимы чувством и разумом. Этим объясняется также, почему истина веры была в состоянии господствовать в течение веков и почему сверхрациональные религии оказывались вечными спутниками развития человеческой культуры. Если бы истина веры (и инту­иция как ее источник) была абсолютно лсжной, то этого бы не случилось. В свете вышесказанного о той важной и часто неза­менимой роли, которую играла интуиция в познании подлин­ной реальности, становится объяснимым бессмертие религии и искусств и господство истины веры в течение долгих периодов. А бессмертие сверхчувственной религии, сверхрациональных ис-

кусств и этики, господство истины веры в течение долгих столе­тий подтверждают важную роль интуиции как источника исти­ны, знания и творчества.

Следовательно, в силу вышеизложенных причин интег­ральная истина не идентична ни одной из трех форм исти­ны, но охватывают их все. Интегральная истина, с ее трех­мерным измерением истины веры, разума и чувств, ближе к абсолютной истине, чем любая из трех ее односторонних форм. Таким же образом и реальность, открываемая интег­ральной трехмерной истиной, с ее источниками — интуици­ей, разумом и чувствами — гораздо ближе к бесконечной металогической реальности с ее coincidentia oppositorum, чем чисто чувственная, или чисто рациональная, или же чисто интуитивная реальность, открывающаяся по отдельности каждой из этих систем истины. Чувственно-эмпирический ас­пект интегральной истины познается с помощью истины чувств; рациональный с помощью истины разума; сверхра­циональный с помощью истины веры. Тройственная интег­ральная система истины обеспечивает нас не только более адекватным знанием реальности, но и более надежным опы­том — даже в специфической области каждой системы исти­ны. Каждая из этих систем истины, отделенная от осталь­ных систем, становится менее надежной или более ложной даже в пределах своей сферы действия. Органы чувств, не кон­тролируемые разумом или интуицией, могут дать нам лишь хаотическую массу впечатлений, восприятий, ощущений, но не в состоянии обеспечить нас ни целостным знанием, ничем вообще, кроме как неупорядоченными обрывками псевдо­наблюдения и псевдовпечатления. В лучшем случае они мо­гут дать нам только массу бессмысленных фактов — безо вся­кой связи, системы и общей концепции. Без истины разума и интуиции органы чувств оказываются бессильными даже в познании чувственно воспринимаемого аспекта реальности. При восприятии звука, запаха, видимых предметов наши орга­ны чувств, как показывают эксперименты И.П. Павлова, го­раздо слабее, чем органы чувств у собаки. В течение тысяч лет такие виды энергии, как электрическая и радиоволны лежали буквально у нас «под носом», и тем не менее эти сенсорные формы реальности нельзя было ни увидеть, ни услышать, ни потрогать. В течение тех же тысяч лет многие эмпирические закономерности природных явлений были в принципе доступ-

41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 871

ны нашим «глазам и ушам», и тем не менее мы были не в со­стоянии уловить их. И они были «открыты» только с помо­щью других источников познания — логики и интуиции. Ког­да эти прописные истины будут наконец осознаны, то станет ясно, каким ограниченным, бедным, бессвязным и узким было бы наше знание, если бы оно ограничивалось одним только чисто чувственным познанием и зависело бы только от на­ших органов чувств. Точно так же одни лишь диалектические рассуждения не могут гарантировать нам знания эмпиричес­ких явлений. Они могут представить нам безукоризненный силлогизм или математический вывод, но такого рода силло­гизм или вывод будут эмпирически достоверными только в том случае, если большая и меньшая посылки тоже будут эм­пирически достоверными. А такая эмпирическая адекват­ность не может быть установлена с помощью истины разума. Наконец, интуиция, не контролируемая истиной разума и чувств, очень часто дает нам вместо интуитивной истины ин­туитивную ошибку. Каждый из этих источников и систем ис­тины легко вводит нас в заблуждение, когда он изолирован от других источников и систем истины и не «перепроверяется» ими. Важно, чтобы он был соединен с ними в одно интеграль­ное целое.

Отсюда — большая адекватность интегральной системы ис­тины и реальности по сравнению с частичной или односторон­ней истиной и реальностью каждой из этих систем.