III. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ И РЕАЛЬНОСТИ
В наше время едва ли есть сомнения относительно научной и философской систем истины — истины разума и чувств. Эти системы признаны вместе с их источниками истины: диалектикой человеческого разума и «свидетельскими показаниями» органов чувств. Математика и логика являются по преимуществу системой истины человеческого разума; а естествознание — главное «хранилище» истины чувств. Не столь несомненна сегодня истина веры, источник которой называют по-разному: «интуиция», «вдохновение», «откровение», «сверхчувственное восприятие», «мистический опыт» и т. п. А существует ли источник, отличный и от дискурсивной диалектики, и от показаний органов чувств? Ответ, очевидно, должен быть положительным, хотя мы можем и не знать точно природу этого источника истины. Мы должны также признать, что, подобно наблюдению во всех его формах (экспериментальной, статистической, клинической) и рассуждению, он не всегда гарантирует истину. Но любой скрупулезный исследователь истории человеческого опыта, науки, философии, религии, творческой мысли и подлинных культурных ценностей едва ли станет отрицать существование такого источника истины и его весомого положительного з*4гада в историю человеческой мысли, науки, искусства, философии, религии, этики, технологии и даже в экономику и чр^ктические ценности. Прежде всего, это справедливо по той причине, что в основе достоверности систем истины разума и чувств лежит некий род интуиции. Во-вторых* потому, что интуиция, как нечто отличное и от дискурсивной диалектики, и от чувственного опыта, нередко служила как бы трамплином для множества важнейших открытий в науке, математике, философии и технологических изобретений. В-третьих, потому, что некая разновидность религиозной и мистической интуиции была главным источником и основной движущей силой при создании величайших художественных, религиозных и этических систем культу-
862 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения
ры. В-четвертых, потому, что есть достаточно много свидетельств великих мыслителей, основателей религиозных движений, авторов художественных и научных открытий, которые подтверждают существование, дееспособность и могущество этого источника истины. Поясним кратко вышеперечисленные тезисы.
А. Интуиция — непосредственное, самоочевидное, аксиоматическое и зачастую моментальное познание, отличное от восприятия или ощущения, а еще в большей степени от воображения, памяти, дискурсивного мышления и обычного наблюдения во всех его формах — лежит в основе достоверности важнейших положений не только религиозной и философской мысли, но и логике-математических и эмпирических наук. Это в наше время признают многие философы, ученые, мыслители и вообще исследователи данной проблемы. Почему основные постулаты любой науки, от математики до физики, воспринимаются как бесспорно достоверные, а их аксиомы — как не требующие доказательств? Да потому, что они, по определению, являются абсолютными постулатами и аксиомами и не могут быть основаны ни на логическом умозаключении, ни на эмпирическом опыте — наоборот, все соответствующие логические утверждения и эмпирические теории основываются на постулатах и аксиомах и вытекают из них. Единственным источником самоочевидного характера таких постулатов и аксиом является интуиция. В этом смысле интуиция — не производная от истины разума и чувственного опыта, а их условие и основание.
К такому же выводу можно прийти, если обратить внимание на тот факт, что язык как абсолютно необходимое условие мышления создается не диалектикой человеческого разума, а представляет собой продукт интуиции. Некоторые мыслители даже считают интуицию основой нашего восприятия: она — судья, который решает, является ли восприятие подлинным или иллюзорным.
По-видимому, интуиция оказывается также последним судией прекрасного, этического и нравственного, не говоря уже о религии — сфере, где роль интуиции, и особенно мистической, чрезвычайно велика.
В. Еще меньше сомнений вызывает тот факт, что интуиция дала начало огромному числу открытий и изобретений во всех областях человеческой культуры, начиная с науки — от математики, технологии и биологии до общественных и гуманитар-
41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 863
ных дисциплин — и кончая искусством, этикой и другими системами. О том, что интуиция играет важную роль в математике и лежит в основе математических дедукций, писал, в частности, один из самых выдающихся математиков Дж. Биркгоф.
То, что многие математические открытия были сделаны интуитивно — а не по законам Ф. Бэкона или логистики — свидетельствует сама история математики. В этом отношении показателен личный опыт А. Пуанкаре.
«В течение двух недель, — пишет он, — я старался доказать, что невозможна никакая функция, которая была бы подобна тем, которым я впоследствии дал название Фуксовых функций. Каждый день я усаживался за свой рабочий стол, перебирал большое число комбинаций и не приходил ни к какому результату. Но однажды вечером я выпил вопреки своему обыкновению чашку черного кофе и не мог заснуть; идеи возникали во множестве; мне казалось, что я чувствую, как они сталкиваются между собой [se heurter], пока, наконец, две из них, как бы сцепившись друг с другом [s'accrochassent], не образовали устойчивого соединения. Наутро я установил существование класса функций Фукса. Мне оставалось лишь сформулировать результаты, что отняло у меня всего несколько часов»э.
Рассказывал он и о том, как решение другой математической проблемы пришло к нему мгновенно в тот момент, когда он садился в омнибус. Прибыв в Кан, он проверил это решение и нашел его правильным. Он приводит еще несколько примеров такого рода и каждый раз подчеркивает, что решение приходило «с теми же характерными признаками: краткостью, внезапностью и непосредственной уверенностью [avec les memes r^racteres de brievete, de soudainete et de certitude immediate]»1. !
Едва ли отличается от этого интуитивного опыта открытие гравитации Исааком Ньютоном. «В один памятны! день яблоко с легким стуком падает у его ног. Это был пустяковый случай, свидетелем которого, не задумываясь о нем, были тысячи людей. Но сейчас он был подобен щелчку маленького выключателя, который приводит в действие большую машину, и оказался толчком, пробудившим его ум и заставившим его работать. Как во сне, Ньютон увидел, что если таинственное притяжение Земли может действовать сквозь пространство, достигая вершины Дерева... то оно могло бы действовать, достигая даже Луны»5.
Не отличается от этого и случай с Архимедом, которого его знаменитая «Эврика!» осенила внезапно, когда он принимал ван-
Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения <fl 41. Суперритм идеационаяъной, идеалистической и чувственной фаз 865
ну; он был так возбужден, что даже забыл одеться после этого. И с Галилеем, наблюдавшим раскачивающуюся лампаду в соборе и после «короткого замыкания» в сознании сформулировавшим закон колебания маятника; и с Робертом Майером, который из двух случайных наблюдений во время одного своего вояжа «с помощью неожиданного скачка мысли... вывел закон механического эквивалента теплоты»6. В общем, интуиция дала толчок огромному числу больших и малых открытий в математике, физике и химии.
Сказанное в еще большей степени относится к техническим изобретениям. «Активность нашего сознания, направленная на изобретательство... связана с эмоциями теснее, чем с разумом... и носит скорее эстетический и интуитивный характер, чем рациональный». «Интуитивное познание и работа творческого воображения непосредственно связаны с погружением в глубины, находящиеся за пределами нашей обычной сознательной жизни»7. Признания самих изобретателей демонстрируют это вполне отчетливо. Один из них, говоря о потребности изобрести что-либо, пишет: «Я немедленно изгоняю основную идею из "объективной" части моего мозга. Я, так сказать, перестаю думать о ней и передаю ее в "субъективный отдел" моего мозга. Там она созревает до тех пор, пока не выходит наружу».
Другой рассказывает: «Идеи приходят ко мне, когда я меньше всего их ожидаю — когда я дремлю или о чем-нибудь мечтаю». Многие изобретатели утверждают, что они либо просыпаются с новой идеей, либо она осеняет их, «как вспышка», или приходит «во время отдыха», «в ванне», или внезапно, когда изобретатель занят совершенно другим делом, или же «совершенно неожиданно»8 и т. д.
Ничем не отличается ситуация и в других естественных науках. Многие величайшие представители естествознания считают, во-первых, что едва ли какое-нибудь важное открытие было сделано с помощью «схем» Ф. Бэкона9; во-вторых, подчеркивают, что множество открытий было сделано интуитивно или по вдохновению.
Что касается открытий в области философии, гуманитарных и социальных научных дисциплин, то здесь роль интуиции была действительно преобладающей. Это объективно подтверждается тем фактом, что почти все великие философские учения, основные гуманитарные и социальные научные теории были созданы очень давно, когда не существовало ни лабораторий, ни
статистики, ни систематических данных наблюдения, ни какого-либо другого материала для эмпирического и даже рационального обобщения. Изучение соответствующих фактов доказывает, что многие теории в этих сферах обязаны своим появлением интуиции. Это, конечно, не исключает того, что в ряде случаев интуитивному озарению предшествовала напряженная работа чувственного или дискурсивного разума. Но разум был здесь бесплоден, и решение приходило интуитивно.
Экстремальный характер этого процесса прекрасно описал один из величайших философов-поэтов XIX в. Ф. Ницше. Состояние своей души и разума в то время, когда он писал книгу «Так говорил Заратустра», он комментирует следующим образом: «Есть ли у кого-нибудь в конце девятнадцатого столетия ясное понятие о том, что поэты сильных эпох называли вдохновением? В противном случае я хочу это описать. — При самом малом остатке суеверия действительно трудно защититься от представления, что ты только инкарнация, только рупор, только медиум сверхмощных сил. Понятие откровения в том смысле, что нечто внезапно с несказанной уверенностью и точностью становится видимым, слышимым и до самой глубины потрясает и опрокидывает человека, есть просто описание фактического состояния. Слышишь без поисков; берешь, не спрашивая, кто здесь дает; как молния вспыхивает мысль, с необходимостью, в форме, не допускающей колебаний, — у меня никогда не было выбора. Восторг, огромное напряжение которого разрешается порою в потоках слез, при котором шаги невольно становятся то бурными, то медленными; частичная невменяемость с предельно ясным сознанием бесчисленного множества тяжких дрожаний до самых пальцев ног; глубина счастья, где самое болезненное и самое жестокое действуют не как противоречие, но как нечто вытекающее из поставленных условий, как необходимая окраска внутри такого избытка света... Все происходит в выс-Щей степени непроизвольно, но как бы в потоке чувства свободы, безусловности, силы, божественности»10.
Сходным образом и А. Стриндберг рассказывает, что поэтический экстаз был для него «состоянием блаженства, сопровождающим весь процесс писания».
Что касается искусства, то здесь творческий процесс преимущественно весь интуитивный, будь то поэзия или проза, музыка или живопись, скульптура или драма. Типично в этом смысле
Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения ,И 41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 867
описание Моцартом процесса своей работы. Отвечая на заданный ему вопрос, Моцарт пишет: «В чем, спрашиваете вы, заключается мой метод создания крупных и нашумевших произведений? Я на самом деле ничего определенного сказать не могу больше того, что я не знаю и никогда не смогу понять, как это происходит. Когда я особенно хорошо себя чувствую — ну, скажем, когда я еду в экипаже или прогуливаюсь после хорошего обеда, или когда я не сплю ночью — тогда мысли приходят внезапно, и притом самые лучшие. Откуда и как? Этого я не знаю и не могу знать. Мелодии, которые мне нравятся, я удерживаю в голове и, возможно, напеваю их сам себе — так мне, по крайней мере» рассказывали...»
Далее он описывает, как «крупицы» спонтанно соединяются друг с другом в единое целое, вызревают и наконец приобретают в голове законченную форму: «Всякая находка и созвучие проходят передо мной, как в очень ярком сне».
Наконец, как и Пуанкаре, слова которого были процитированы выше, Моцарт записывает ноты, и, поскольку музыка практически готова у него в голове, «она ложится на бумагу изумительно быстро» п.
Почти то же самое утверждает и Шеллинг: «Подобно тому как находящийся во власти рока человек совершает не то, что он хочет или намерен совершить, а то, что предписывают ему неисповедимые веления судьбы, во власти которой он находится, и художник... кажется подчиненным некой силе... заставляющей его высказывать или изображать то, чего он и сам полностью не постигает и смысл чего бесконечен по своей глубине»|2. Наконец, что касается религиозных и моральных учений, то они интуитивны чрезвычайно. Они возвещают откровенную истину веры; они основаны почти исключительно на сверхрациональной, сверхчувственной, сверхэмпирической Абсолютной Истине, то есть на Боге. Все великие религии основаны мистиками, наделенными харизматическим даром. Таковы Будда, Зоро-астр, Лао Цзы, еврейские пророки, Махавира, Мухаммед, Иисус Христос, апостол Павел, Августин Блаженный — вплоть до более поздних мистиков христианства и других великих религий. Когда же появляется некая псевдорелигия, основанная на «науке», рациональности или на «разумных, эмпирически проверенных истинах», она никуда не годна и в лучшем случае представляет собой третьесортную вульгаризацию социальной или гуманистической философии или, проще говоря, псевдонауку.
Все же великие религии открыто заявляют, что они суть corpus13 возвещенной, сверхрациональной, сверхэмпирической, сверхчувственной истины, дарованной милостью Абсолюта харизматическим личностям — пророкам, святым, мистикам, оракулам и другим его «орудиям». Опыт этих «орудий» всегда сверхрациональный или мистический. А мистический опыт имеет мало общего (если вообще имеет) с обычным познанием, осуществляемым через органы чувств или рациональный дискурс. Без мистической интуиции у человечества навряд ли была бы хоть одна великая религия, поскольку всякая великая религия есть обретение истины веры путем мистического опыта. Поскольку религия вообще и великие мировые религии в частности составляют одно из самых значительных достижений человеческой культуры, это вновь указывает на то, сколь важную роль играет интуиция и особенно интуиция мистическая в истории человеческой мысли и культуры. Религия, с ее сверхрациональной и сверхчувственной интуицией, ведет нас к касанию с той стороной подлинной и многообразной реальности, которая остается недосягаемой через чувственное и разумное познание. Основатели, пророки, апостолы и мистики ведущих религиозных систем, как и великие художники, которые тоже по-своему являются «орудиями» мистической интуиции, — все они главные посредники истины веры, которая ведет нас к касанию со сверхэмпирическим и металогическим аспектами Бесконечного Многообразия, с coincidentia oppositorum Эриугены и Николая Кузан-ского14.
Если интуиция, таким образом, играет решающую роль во всех сферах творчества, то, следовательно, она ярд ^гся главным фактором познания, так как любое истинное п зоргние есть подлинное познание, так же как и любое настоящее открытие есть творчество. Когда Моцарт или Бетховен, Фидий или Шекспир, Будда или апостол Павел, Рафаэль или Дюрер, Платон или Кант создавали свои художественные, религиозные или философские системы, они открывали скрытую возможность, существующую в реальности; они обнаруживали ее и превращали из потенциальной возможности в актуальную действительность. Они открыли то, что было сокрыто, показали нам то, чего мы не видели и не знали. В этом смысле всякое творчество есть познание, а созидание — открытие новых звуковых комбинации (в классической музыке) или новых архитектурных форм, раскры-
Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения • 4/. Суперритм идеационаяьной, идеалистической и чувственной фаз 869
тых в небывалом сочетании камня, мрамора, дерева и других строительных материалов; или новых аспектов реальности, которые открывают нам живопись, литература, религия и этика. Если представить на мгновение, что все художественные, религиозные, философские и моральные ценности уничтожены и все наше знание сведено к строго «научным открытиям», сформулированным сухим языком теорем, то как было бы обеднено наше знание о мире и реальности! Из миллионеров мы превратились бы в нищих.
С другой стороны, любое научное открытие является вместе с тем и продуктом творчества (не обязательно в смысле навязывания природе того, что создано нашим разумом, как это утверждают кантианцы и их последователи, а как обнаружение скрытых возможностей природы, их реализация и тем самым обогащение нашего знания). В этом смысле Ньютон создал закон тяготения, Р. Майер — закон сохранения энергии, Ломоносов и Лавуазье — закон сохранения материи и т. д.
Насколько решающую роль играет интуиция в творчестве, настолько же большую роль она играет в любом познании и открытии.
Этот беглый обзор объясняет, почему мыслители — представители самых разных направлений — признают интуицию — и истину веры, ее продукт — как источник и corpus истины sui generis 15, отличный от источника и corpus'a знания, полученного при помощи органов чувств или посредством рациональной диалектики. Здесь объясняется, кроме того, почему они приписывают интуиции весьма значительную роль в происхождении и стимулировании чувственного и рационального познания. После всего сказанного будут понятны следующие утверждения мыслителей, придерживающихся разных направлений;
«Бессознательное часто управляет поступками людей намеками и предчувствиями, когда они не в состоянии помочь себе с помощью осознанного мышления.
Бессознательное способствует осознанному процессу мышления, вдохновляя его в больших и малых делах, но мистицизм ведет человечество к представлению о высших и потусторонних мирах (unities).
Бессознательное делает людей счастливыми, одаряя их чувством прекрасного и способностью к художественному творчеству» 16.
«Новые пути мышления рождаются из проблесков интуиции» 17.
«В математике целые положительные числа 1,2,3 и т. д. подчинены определенным и простым арифметическим законам, а эти законы интуитивно считаются истинными... Но существует много других абстрактных математических структур помимо тех, что были указаны. В любом случае считается, что они — логические выводы из некоторых интуитивно принятых постулатов... Так вот, я хотел бы особенно подчеркнуть то, что математик идет гораздо дальше таких общепринятых и четко выраженных предположений, но его молчаливые мысленные верования в них едва ли появятся в печати... Например, он верит в существование различных бесконечных классов вроде того, который образован всеми целыми числами... Такие идеи... я называю... математической верой... Почти все величайшие математики разделяли подобные точки зрения и придавали им глубочайшее значение... Скрываемые ими верования имели величайшее эвристическое значение как инструменты открытия»18.
В этом отношении еще более показательны такие ученые, как Эддингтон, Джине, Дриш и другие.
«Человеческий дух как "нечто знающее" совсем не такое узкое понятие, как "нечто наблюдающее". Сознание имеет и такие функции, которые не в состоянии исполнять счетная машина; а знание позволяет постигать и другие истины, кроме тех, что связаны с чувственными впечатлениями... Вера глубже любой формы разума. В век разума вера все еще остается господствующей; ибо разум — это одно из ее слагаемых»1Э.
Едва ли можно сомневаться в том, что интуиция — это подлинный источник истинного знания, чья роль отличается от роли чувств и разума. Если это так, то значит, истина веры, у^й источник и основание — интуиция, так же подлинна, т-cai. и истина чувств и разума. Особенно это важно учитывать при рассмотрении тех аспектов подлинной реальности, которые геиэстижимы чувством и разумом. Этим объясняется также, почему истина веры была в состоянии господствовать в течение веков и почему сверхрациональные религии оказывались вечными спутниками развития человеческой культуры. Если бы истина веры (и интуиция как ее источник) была абсолютно лсжной, то этого бы не случилось. В свете вышесказанного о той важной и часто незаменимой роли, которую играла интуиция в познании подлинной реальности, становится объяснимым бессмертие религии и искусств и господство истины веры в течение долгих периодов. А бессмертие сверхчувственной религии, сверхрациональных ис-
кусств и этики, господство истины веры в течение долгих столетий подтверждают важную роль интуиции как источника истины, знания и творчества.
Следовательно, в силу вышеизложенных причин интегральная истина не идентична ни одной из трех форм истины, но охватывают их все. Интегральная истина, с ее трехмерным измерением истины веры, разума и чувств, ближе к абсолютной истине, чем любая из трех ее односторонних форм. Таким же образом и реальность, открываемая интегральной трехмерной истиной, с ее источниками — интуицией, разумом и чувствами — гораздо ближе к бесконечной металогической реальности с ее coincidentia oppositorum, чем чисто чувственная, или чисто рациональная, или же чисто интуитивная реальность, открывающаяся по отдельности каждой из этих систем истины. Чувственно-эмпирический аспект интегральной истины познается с помощью истины чувств; рациональный — с помощью истины разума; сверхрациональный — с помощью истины веры. Тройственная интегральная система истины обеспечивает нас не только более адекватным знанием реальности, но и более надежным опытом — даже в специфической области каждой системы истины. Каждая из этих систем истины, отделенная от остальных систем, становится менее надежной или более ложной даже в пределах своей сферы действия. Органы чувств, не контролируемые разумом или интуицией, могут дать нам лишь хаотическую массу впечатлений, восприятий, ощущений, но не в состоянии обеспечить нас ни целостным знанием, ничем вообще, кроме как неупорядоченными обрывками псевдонаблюдения и псевдовпечатления. В лучшем случае они могут дать нам только массу бессмысленных фактов — безо всякой связи, системы и общей концепции. Без истины разума и интуиции органы чувств оказываются бессильными даже в познании чувственно воспринимаемого аспекта реальности. При восприятии звука, запаха, видимых предметов наши органы чувств, как показывают эксперименты И.П. Павлова, гораздо слабее, чем органы чувств у собаки. В течение тысяч лет такие виды энергии, как электрическая и радиоволны лежали буквально у нас «под носом», и тем не менее эти сенсорные формы реальности нельзя было ни увидеть, ни услышать, ни потрогать. В течение тех же тысяч лет многие эмпирические закономерности природных явлений были в принципе доступ-
41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 871
ны нашим «глазам и ушам», и тем не менее мы были не в состоянии уловить их. И они были «открыты» только с помощью других источников познания — логики и интуиции. Когда эти прописные истины будут наконец осознаны, то станет ясно, каким ограниченным, бедным, бессвязным и узким было бы наше знание, если бы оно ограничивалось одним только чисто чувственным познанием и зависело бы только от наших органов чувств. Точно так же одни лишь диалектические рассуждения не могут гарантировать нам знания эмпирических явлений. Они могут представить нам безукоризненный силлогизм или математический вывод, но такого рода силлогизм или вывод будут эмпирически достоверными только в том случае, если большая и меньшая посылки тоже будут эмпирически достоверными. А такая эмпирическая адекватность не может быть установлена с помощью истины разума. Наконец, интуиция, не контролируемая истиной разума и чувств, очень часто дает нам вместо интуитивной истины интуитивную ошибку. Каждый из этих источников и систем истины легко вводит нас в заблуждение, когда он изолирован от других источников и систем истины и не «перепроверяется» ими. Важно, чтобы он был соединен с ними в одно интегральное целое.
Отсюда — большая адекватность интегральной системы истины и реальности по сравнению с частичной или односторонней истиной и реальностью каждой из этих систем.