Задания на проектирование
Волгодонский институт сервиса
Рекомендовано для студентов
дневной и заочной форм обучения
Председатель НМС специальности 060800
проф. Романов В.А. _______________
«____» ____________ 2003 г.
ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Методические указания по курсовому проектированию
для студентов специальности 060800
Разработаны д.т.н., проф. каф. ТС Кравченко П.Д.
________________
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры
Технического сервиса
протокол № ___
____ __________ 2003г.
Зав. каф. ТС, к.т.н., доц. Лукьянцев В.В.
________________
Волгодонск – 2003
Введение
Выполнение курсового проекта способствует закреплению и углублению знаний и умений, полученных при изучении дисциплины «Основы конструирования и проектирования».
В результате выполнения проекта студент получает следующие навыки:
– применение на практике приемов расчета и конструирования;
– составления кинематических схем, описания устройства и принципа действия проектируемого объекта;
– обоснования и разработки технических решений и расчетов элементов конструкций;
– работы со специальной технической литературой;
– анализа технических параметров и технико-экономического анализа проектируемого изделия.
Содержание и объем курсового проекта
Содержание. Введение. Общая часть. Основные технические основания и расчеты проектируемого изделия. Выводы. Список литературы. Графическая часть.
Примерное содержание расчетно-пояснительной записки
Введение. Вариант задания с описанием назначения проектируемого объекта. – 1 стр.
Общая часть. Описание принципа действия проектируемого привода и кинематической схемы. – 2…3 стр.
Специальная часть. Кинематические и силовые расчеты, передача крутящих моментов, расчет промежуточного вала на совместное действие изгиба и кручения, расчет валов, шестерен, выбор подшипников, муфт, расчет шлицевых и шпоночных соединений. – 20…25 стр.
Достоинства и недостатки проектируемого привода с экономической точки зрения в сравнении с другими типами приводов. Заключение. – 1…2 стр.
Список литературы.
Графическая часть.
1. Сборочный чертеж промежуточного вала с шестернями, подшипниками, регулирующими и фиксирующими элементами – лист А2 (А3).
2. Рабочие чертежи вала, шестерни (вал-шестерни), крышки, других элементов сборки – лист А1 (А2).
Общий объем графической части проекта – 1… 1,5 листа формата А1 (А2).
Чертежи должны быть выполнены черным карандашом на стандартной белой чертежной бумаге. Возможно, и желательно, выполнение на ЭВМ как машинописного текста, так и графической части.
Задания на проектирование
Поскольку теоретическая часть и практические занятия по дисциплине «Основы конструирования и проектирования» даются в ограниченном объеме, то в задании на проектирование указывается только один тип привода с различными исходными данными, например, ленточного или цепного конвейера.
Варианты 1 и 2 представляют схемы традиционной компоновки конвейеров для перемещения, например, рулонов ткани, подвесного конвейера для перемещения готового платья и т.п.
Современная компоновка приводов бытовых приборов, машин и аппаратов основана на принципах компактности. Например, двигатель ручного электросверла встроен в корпус, привод компрессора холодильника встроен вместе с компрессором в полностью изолированный корпус. Широко распространены мотор-редукторы безмуфточного исполнения, одно- и двухступенчатые планетарные или волновые редукторы с большими передаточными отношениями. Такие приемы конструирования и компоновки привода применяются конструкторами-машиностроителями при проектировании специальных приводов.
Настоящие варианты заданий предусматривают освоение студентами только основных принципов конструирования и проектирования механических приводов, поэтому предложенные варианты содержат наиболее распространенные узлы и элементы, расчет и компоновка которых позволяют развить начальные навыки проектирования. Каждый студент должен освоить процесс расчета, конструирования, компоновки и сборки основного узла – промежуточного вала в сборе с шестернями, подшипниками, элементами регулирования; в таком узле сконцентрированы основные элементы зубчатых передач, наиболее распространенных в приводах объектов машиностроения, в частности, бытовых машин, приборов и аппаратов. Ключевым моментом в освоении основ расчета и проектирования является приобретение навыков расчета вала на совместное действие изгиба и кручения и расчетов на прочность и выносливость зубчатых передач.
Варианты исходных данных обозначены в задании: например, вариант Л-3 обозначает – Л – компоновка, 3 – цифровые данные по таблице.
1 – двигатель (мотор); 2 – муфта; 3 – корпус редуктора;
4 – шестерня; 5 – вал быстроходный; 6 – подшипник;
7 – колесо зубчатое; 8 – шестерня (вал-шестерня);
9 – вал промежуточный; 10 – колесо зубчатое;
11 – вал тихоходный (выходной); 12 – муфта;
13 – элемент гибкой связи (лента, ремень);
14 – барабан отклоняющий; 15 – барабан приводной;
16 – вал барабана приводного; 17 – цепная передача.