Задания на проектирование

Волгодонский институт сервиса

Рекомендовано для студентов

дневной и заочной форм обучения

 

Председатель НМС специальности 060800

 

проф. Романов В.А. _______________

 

«____» ____________ 2003 г.

 

ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Методические указания по курсовому проектированию

 

для студентов специальности 060800

 

Разработаны д.т.н., проф. каф. ТС Кравченко П.Д.

________________

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры

Технического сервиса

протокол № ___

____ __________ 2003г.

Зав. каф. ТС, к.т.н., доц. Лукьянцев В.В.

________________

 

Волгодонск – 2003

 

Введение

Выполнение курсового проекта способствует закреплению и углублению знаний и умений, полученных при изучении дисциплины «Основы конструирования и проектирования».

В результате выполнения проекта студент получает следующие навыки:

– применение на практике приемов расчета и конструирования;

– составления кинематических схем, описания устройства и принципа действия проектируемого объекта;

– обоснования и разработки технических решений и расчетов элементов конструкций;

– работы со специальной технической литературой;

– анализа технических параметров и технико-экономического анализа проектируемого изделия.

 

Содержание и объем курсового проекта

Содержание. Введение. Общая часть. Основные технические основания и расчеты проектируемого изделия. Выводы. Список литературы. Графическая часть.

Примерное содержание расчетно-пояснительной записки

Введение. Вариант задания с описанием назначения проектируемого объекта. – 1 стр.

Общая часть. Описание принципа действия проектируемого привода и кинематической схемы. – 2…3 стр.

Специальная часть. Кинематические и силовые расчеты, передача крутящих моментов, расчет промежуточного вала на совместное действие изгиба и кручения, расчет валов, шестерен, выбор подшипников, муфт, расчет шлицевых и шпоночных соединений. – 20…25 стр.

Достоинства и недостатки проектируемого привода с экономической точки зрения в сравнении с другими типами приводов. Заключение. – 1…2 стр.

Список литературы.

Графическая часть.

1. Сборочный чертеж промежуточного вала с шестернями, подшипниками, регулирующими и фиксирующими элементами – лист А2 (А3).

2. Рабочие чертежи вала, шестерни (вал-шестерни), крышки, других элементов сборки – лист А1 (А2).

Общий объем графической части проекта – 1… 1,5 листа формата А1 (А2).

 

Чертежи должны быть выполнены черным карандашом на стандартной белой чертежной бумаге. Возможно, и желательно, выполнение на ЭВМ как машинописного текста, так и графической части.

 

Задания на проектирование

Поскольку теоретическая часть и практические занятия по дисциплине «Основы конструирования и проектирования» даются в ограниченном объеме, то в задании на проектирование указывается только один тип привода с различными исходными данными, например, ленточного или цепного конвейера.

Варианты 1 и 2 представляют схемы традиционной компоновки конвейеров для перемещения, например, рулонов ткани, подвесного конвейера для перемещения готового платья и т.п.

Современная компоновка приводов бытовых приборов, машин и аппаратов основана на принципах компактности. Например, двигатель ручного электросверла встроен в корпус, привод компрессора холодильника встроен вместе с компрессором в полностью изолированный корпус. Широко распространены мотор-редукторы безмуфточного исполнения, одно- и двухступенчатые планетарные или волновые редукторы с большими передаточными отношениями. Такие приемы конструирования и компоновки привода применяются конструкторами-машиностроителями при проектировании специальных приводов.

Настоящие варианты заданий предусматривают освоение студентами только основных принципов конструирования и проектирования механических приводов, поэтому предложенные варианты содержат наиболее распространенные узлы и элементы, расчет и компоновка которых позволяют развить начальные навыки проектирования. Каждый студент должен освоить процесс расчета, конструирования, компоновки и сборки основного узла – промежуточного вала в сборе с шестернями, подшипниками, элементами регулирования; в таком узле сконцентрированы основные элементы зубчатых передач, наиболее распространенных в приводах объектов машиностроения, в частности, бытовых машин, приборов и аппаратов. Ключевым моментом в освоении основ расчета и проектирования является приобретение навыков расчета вала на совместное действие изгиба и кручения и расчетов на прочность и выносливость зубчатых передач.

Варианты исходных данных обозначены в задании: например, вариант Л-3 обозначает – Л – компоновка, 3 – цифровые данные по таблице.

 
 


 

1 – двигатель (мотор); 2 – муфта; 3 – корпус редуктора;

4 – шестерня; 5 – вал быстроходный; 6 – подшипник;

7 – колесо зубчатое; 8 – шестерня (вал-шестерня);

9 – вал промежуточный; 10 – колесо зубчатое;

11 – вал тихоходный (выходной); 12 – муфта;

13 – элемент гибкой связи (лента, ремень);

14 – барабан отклоняющий; 15 – барабан приводной;

16 – вал барабана приводного; 17 – цепная передача.