II. НЕАДЕКВАТНОСТЬ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ИСТИНЫ И РЕАЛЬНОСТИ КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУПЕРРИТМА ФОРМ КУЛЬТУРЫ
В предыдущих главах «Динамики» было показано, что в основе идеациональной, идеалистической и чувственной форм интегрированной культуры лежит в качестве большей посылки ее система истины и реальности. Именно эта посылка, если воспользоваться выражением У.А. Томаса, «определяет ситуацию» для остальных связанных между собой составных частей каждой из форм культуры1.
Искусство и философия, этика и религия, наука и формы социальной организации чувственной суперсистемы являются артикуляциями чувственной системы истины и реальности. Составные части идеациональной, идеалистической или чувственной культуры артикулируют соответствующие системы истины и реальности. Так вот, каждая из трех основных систем истины и реальности может быть либо абсолютно истинной, либо абсолютно ложной, либо частично истинной и частично ложной.
А. Если одна из этих систем абсолютно истинна — то есть является только истиной, полной истиной и ничем кроме истины, — то две остальные системы истины и реальности должны быть абсолютно или в основном ложными. В таком случае истинная система реальности — и соответствующая ей форма культуры — могла бы существовать и преобладать вечно, даже
41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 857
не допуская возможности того, что ее вытеснят ложные системы. Трудно предположить, что абсолютно ложная и неадекватная система реальности и истины могла бы вытеснить абсолютно истинную систему или что полное невежество могло бы победить подлинное знание, которое дает адекватное представление о действительности, благодаря чему носители этого знания могут жить реальной жизнью, успешно адаптироваться к познанной ими окружающей среде и, благодаря всему этому, в большей степени пользоваться плодами социальной жизни и культуры, нежели люди, чье общество и культура основаны исключительно на заблуждении и незнании. Из этого утверждения следует вывод: данная система подлинной реальности, подкрепленная ее знанием, могла бы существовать вечно, не испытывая подъема и упадка, свойственных идеационалъным, идеалистическим и чувственным формам.
В. Если же мы предположим, что каждая из трех систем истины и реальности абсолютно ложная — то есть является ошибкой и заблуждением, — то ни одна из них не смогла бы преобладать в течение какого бы то ни было отрезка времени, а тем более повторяться, потому что ни люди, ни общество, ни культура не могут выжить в условиях полного незнания и заблуждения. Если люди не знают, что съедобно, а что нет, и если они попытаются — по невежеству — есть то, что «не съедобно», и не есть то, что «съедобно», и столь же ошибочно будут относиться к другим своим элементарным потребностям, к различным явлениям окружающего мира, то они очень скоро вымрут и вместе с ними погибнут их общество и культура. Минимум подлинного знания об истинной реальности безусловно необходим тля того, чтобы любой человек или любое общество смогли какое-то время существовать; а уж для того, чтобы жить ь течение десятилетий и столетий, знания требуются немалые. Если бы каждая из трех основных систем истины и реальности была абсолютно ложной, то ни одна из них не смогла бы подчинить себе миллионы людей на протяжении веков, как это было ка деле; и ни одна из них — после своего исчезновения — не смогла бы ни в коем случае повториться, как это тоже было. Даже с точки зрения теории естественного отбора абсолютно ложная система истины и реальности должна была бы исчезнуть раз и навсегда. В таком случае невозможен был бы и никакой ритм, определяющий преобладание чувственной, идеалистической или идеациональной систем истины и реальности и соответствующей формы культу-
Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения • 41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 859
ры. И точно так же немыслимо было бы сколько-нибудь продолжительное господство абсолютно ложной и неадекватной формы культуры. Между тем в реальной действительности каждая из наших трех основных систем господствовала в течение столетий и повторялась несколько раз в истории греко-римской и западной культур. И то же самое происходило в других культурах.
С. Следовательно, рассматриваемый нами суперритм возможен, по-видимому, только при условии, что каждая из трех основных систем истины и реальности — и соответствующая форма культуры — отчасти истинна и отчасти ложна, отчасти адекватна и отчасти неадекватна. Каждая из них содержит жизнеспособную часть, что дает ее носителям возможность адаптироваться к своей среде — космической, природной и социальной; несет им минимальный опыт, необходимый для удовлетворения их потребностей; служит основой их социальной жизни и культуры. Но по той причине, что каждая из трех систем имеет еще и несостоятельную часть — ошибки и заблуждения бок о бок с истиной, — каждая из них уводит своих носителей прочь от реальности, дает им псевдознание вместо знания подлинного, мешает их адаптации и удовлетворению физиологических, социальных и культурных потребностей. По мере того как такая система истины и реальности приобретает вес, растет и начинает все более и более монополистически господствовать, ее ложная часть тоже имеет тенденцию расти, в то время как ее здоровая часть имеет тенденцию к снижению. Становясь господствующей, система стремится изгнать все другие системы истины и реальности, а вместе с ними — и жизнеспособные элементы, которые они содержат. Как и люди с диктаторскими наклонностями, добившиеся власти, эта система все больше утрачивает свои здоровые и все больше развивает свои ложные элементы. В конечном итоге такая тенденция ведет к тому, что система по мере роста ее господства становится все более и более неадекватной. Как таковая она все менее и менее способна служить инструментом адаптации, давать жизненный опыт, необходимый людям для удовлетворения их потребностей. Она перестает быть основой социальной и культурной жизни. Общество и культура, построенные на такой посылке, становятся все более и более пустыми, ложными, невежественными, а следовательно, и бессильными, дезорганизованными и низменными. Никто не может построить свою или общественную жизнь и культуру на
ошибке, незнании и чистой иллюзии. И вот наступает момент, когда ложная часть системы начинает перевешивать. В таких условиях общество и его члены либо обречены на гибель, либо должны поменять главную посылку — заново «определить ситуацию», а вместе с ней — систему культуры. Таким образом, господствующая система подготавливает собственное падение и мостит путь для восхождения и господства одной из конкурирующих систем истины и реальности, которая — в данных обстоятельствах — оказывается более истинной и жизнеспособной, чем устаревшая и изжитая доминантная система. Однако с течением времени и новая доминантная система переживает ту же самую трагедию и рано или поздно вытесняется «соперницей». Так и должны продолжаться эти corsi и ricorsi2, так они и продолжаются. Другими словами, при этом третьем предположении повторение (чередование) нашего суперритма идеациональной, идеалистической и чувственной систем истины и реальности и соответствующих систем культуры становится не только понятным, но и неизбежным логически и фактически. Единственная альтернатива этой неизбежности — гибель общества и культуры. Такова более глубокая причина, дающая ответ на вопрос, «почему» имеет место изучаемый нами суперритм.
Истинность этого рассуждения будет почти аксиоматической, если удастся доказать, что каждая из трех основных систем истины и реальности не является на самом деле ни всецело ложной, ни всецело истинной, но содержит частицы истины и частицы заблуждения и что по мере роста господства каждой системы ее истинная часть уменьшается, а ложная возрастает.
То, что ни одна из трех систем истины — истины 4еры, разума и чувств — не является абсолютно непогрешимой, — это почти очевидно. Если бы так было, то сторонники такой системы обладали бы абсолютной истиной во всем ее бесконечном многообразии. Они были бы Всеведущим Богом. Ни ошибки, ни дальнейший прогресс ни в религии, ни в философии, ни в науке в таком случае не были бы возможны: Абсолют есть абсолют; он не допускает ни поправок, ни усовершенствования. Навряд ли найдется какой-нибудь выдающийся религиозный мыслитель, или философ, или ученый, который мог бы претендовать или претендует на подобное обладание Абсолютной — Полной и чистой — истиной. Для верующего человека это означало бы, что он претендует на роль Всеведущего Бога, чего ни-
Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения • 41- Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 861
когда не позволяли себе даже великие религиозные мыслители. Для ученого такое притязание недопустимо по причине гипотетического, относительного (релятивистского) характера научного знания. Для философа оно исключено самим наличием философской эпистемологии, какой бы характер она ни имела.
Плюс ко всему, предположение об абсолютной истинности, выдвинутое сторонниками любой из систем истины, означало бы, что подлинная реальность якобы исчерпываема и конечна во всех своих количественных, качественных и прочих аспектах. Такое предположение также невозможно. Ни один мыслящий человек, ни тем более утонченный мыслитель не может утверждать, что он обладатель полной истины. Следовательно, первое предположение необходимо отвергнуть.
Далее. Можем ли мы предположить, что каждая из трех систем истины абсолютно ложна и не содержит ничего достоверного? Нет, такое предположение также недопустимо. Мы уже знаем — даже чисто эмпирически, — что каждая из этих систем истины и реальности доминировала в течение нескольких столетий в греко-римской и западной (а также других) культурах. А как уже указывалось выше, абсолютно ложная система не может подчинить не то что широкие массы людей, но даже и одного индивида на срок хотя бы в несколько дней: люди, утратившие животные инстинкты и «зомбированные» абсолютно ложными концепциями истины и реальности, очень скоро погибли бы физически. Тем более погибло бы целое общество. Если бы каждая из этих систем реальности и истины была всецело ложной, она не смогла бы господствовать в течение столетий — она просто обрекла бы на гибель всех своих носителей. Еще менее способной была бы она возрождаться и снова и снова становиться господствующей. Абсолютная ложность всех или одной из трех систем истины исключена также и логически. Великие теологические, философские и научные школы демонстрируют творческое, логическое и последовательное мышление, имеющее мало общего с бессвязностью и абсурдностью мышления алогичного. Более того, великие религиозные, философские и научные системы являются высшими образцами последовательности человеческой мысли — ярчайшими примерами логического и утонченного мышления, а не чем-то таким, что нуждается в оправдании за недостаточную диалектичность или алогичность. Можно соглашаться или не соглашаться с Блаженным Августином и
Фомой Аквинским, с Кантом или Платоном, Исааком Ньютоном или Дарвином, но, поскольку большие посылки их учений приняты, мы должны признать эти и другие великие религиозные, философские и научные системы высшими образцами последовательности человеческого мышления.