I. ПЕРВОПРИЧИНЫ: ПРИНЦИПЫ ИММАНЕНТНОГО ИЗМЕНЕНИЯ И ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Теперь, зная принципы имманентного изменения и ограни­ченных возможностей, мы можем ответить на вопрос: почему в ходе исторического развития греко-римской и западной куль­тур их суперсистема дважды повторила тройной цикл, состоя­щий из трех фаз — идеациональной, идеалистической и чув­ственной? Так происходило с XII в. до н. э. до окончания Средневековья, а после XV в, суперсистема западной культуры в третий раз вступила в чувственную фазу и сейчас, по-видимому, переживает упадок.

Как бы ни отличалось в других отношениях развитие указан­ных культур в течение прошедших столетий, какими бы широки­ми, даже безграничными ни были возможности их изменения в их различных аспектах и смене тенденций, в их скоплениях и систе­мах, не имеющих отношения к суперсистеме, — сам факт ритма и вышеуказанный порядок фаз (чувственная — идеациональ-ная — идеалистическая, или, что в принципе одно и то же, идеа-циональная — идеалистическая — чувственная), по-видимому, не подлежат сомнению. Более того, мы вполне определенно про­слеживаем нечто похожее на этот ритм в некоторых других куль­турах — например, в индийской, китайской, арабской и др.

В чем причина такого ритма? Ответ лежит в принципах им­манентного изменения и ограниченных возможностей основных интегрированных форм суперсистемы культуры. В силу принци­па имманентного изменения каждая из трех интегрированных форм, или фаз то есть идеациональная, идеалистическая и чувственная суперсистемы, не могут не претерпевать изме­нения; они возникают, развиваются и в какое-то время дости-

41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 853

гают расцвета, но затем приходят в упадок. Этот принцип объясняет, почему ни одна из этих форм не остается навсегда доминирующей и почему она уступает место другим формам триады. Но он не объясняет, почему этот ритм из трех фаз по­вторяется и почему эти фазы следуют друг за другом именно в такой последовательности: чувственная — идеациональная — идеалистическая.

Повторение это вполне объясняется принципом ограничен­ных возможностей основных интегрированных форм культу­ры. Заметьте, я подчеркиваю: «интегрированных форм культу­ры» (или фаз интегрированной суперсистемы). Принцип ограниченных возможностей применим только к ним. Число не­интегрированных форм намного больше, практически беско­нечно — если мы примем в расчет все варианты различных скоп­лений, случайных черт и бессвязных систем.

Велико даже число неинтегрированных, эклектически сме­шанных комбинаций идеациональной и чувственной культур. Как мы уже видели, рассматривая переходные периоды (DC-VIII вв. до н. э., VI и III вв. до н. э., III-IV вв. н. э., XII в., XIV-XV вв. и настоящее время), во время которых одна интегрированная форма распадается, а другая еще не кристаллизовалась, эти пе­риоды обнаруживают различные комбинации элементов ос­новных форм, и в некоторых существенных аспектах они весьма отличаются друг от друга.

Совсем иначе обстоит дело с основными интегрированными формами. Их число (или возможности) теоретически и факти­чески гораздо более ограничено.

В отношении природы подлинной реальности — гувной по­сылки каждой из этих интегрированных форм — ч:*ою возмож­ных ответов очень невелико. Оно едва ли выходит за пределы пяти фундаментальных решений: 1) природа подлинной реаль­ности сверхчувственна (идеациональная посылка); 2) сенсорна (чувственная посылка); 3) имеет оба эти аспекта, неотделимые друг от друга (идеалистическая посылка); 4) абсолютно неизве­стна и непознаваема (посылка скептицизма); 5) известна толь­ко на феноменологическом уровне, тогда как трансцендентальный аспект (если таковой имеется) непознаваем (посылка критицизма и агностицизма Юма—Канта). Едва ли существует какое-либо решение этой проблемы, существенно отличающееся от данных пяти. Гораздо больше возможностей обнаружить различные эклектические (неинтегрированные) смеси этих пяти принци-