I. ПЕРВОПРИЧИНЫ: ПРИНЦИПЫ ИММАНЕНТНОГО ИЗМЕНЕНИЯ И ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Теперь, зная принципы имманентного изменения и ограниченных возможностей, мы можем ответить на вопрос: почему в ходе исторического развития греко-римской и западной культур их суперсистема дважды повторила тройной цикл, состоящий из трех фаз — идеациональной, идеалистической и чувственной? Так происходило с XII в. до н. э. до окончания Средневековья, а после XV в, суперсистема западной культуры в третий раз вступила в чувственную фазу и сейчас, по-видимому, переживает упадок.
Как бы ни отличалось в других отношениях развитие указанных культур в течение прошедших столетий, какими бы широкими, даже безграничными ни были возможности их изменения в их различных аспектах и смене тенденций, в их скоплениях и системах, не имеющих отношения к суперсистеме, — сам факт ритма и вышеуказанный порядок фаз (чувственная — идеациональ-ная — идеалистическая, или, что в принципе одно и то же, идеа-циональная — идеалистическая — чувственная), по-видимому, не подлежат сомнению. Более того, мы вполне определенно прослеживаем нечто похожее на этот ритм в некоторых других культурах — например, в индийской, китайской, арабской и др.
В чем причина такого ритма? Ответ лежит в принципах имманентного изменения и ограниченных возможностей основных интегрированных форм суперсистемы культуры. В силу принципа имманентного изменения каждая из трех интегрированных форм, или фаз — то есть идеациональная, идеалистическая и чувственная суперсистемы, — не могут не претерпевать изменения; они возникают, развиваются и в какое-то время дости-
41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 853
гают расцвета, но затем приходят в упадок. Этот принцип объясняет, почему ни одна из этих форм не остается навсегда доминирующей и почему она уступает место другим формам триады. Но он не объясняет, почему этот ритм из трех фаз повторяется и почему эти фазы следуют друг за другом именно в такой последовательности: чувственная — идеациональная — идеалистическая.
Повторение это вполне объясняется принципом ограниченных возможностей основных интегрированных форм культуры. Заметьте, я подчеркиваю: «интегрированных форм культуры» (или фаз интегрированной суперсистемы). Принцип ограниченных возможностей применим только к ним. Число неинтегрированных форм намного больше, практически бесконечно — если мы примем в расчет все варианты различных скоплений, случайных черт и бессвязных систем.
Велико даже число неинтегрированных, эклектически смешанных комбинаций идеациональной и чувственной культур. Как мы уже видели, рассматривая переходные периоды (DC-VIII вв. до н. э., VI и III вв. до н. э., III-IV вв. н. э., XII в., XIV-XV вв. и настоящее время), во время которых одна интегрированная форма распадается, а другая еще не кристаллизовалась, эти периоды обнаруживают различные комбинации элементов основных форм, и в некоторых существенных аспектах они весьма отличаются друг от друга.
Совсем иначе обстоит дело с основными интегрированными формами. Их число (или возможности) теоретически и фактически гораздо более ограничено.
В отношении природы подлинной реальности — гувной посылки каждой из этих интегрированных форм — ч:*ою возможных ответов очень невелико. Оно едва ли выходит за пределы пяти фундаментальных решений: 1) природа подлинной реальности сверхчувственна (идеациональная посылка); 2) сенсорна (чувственная посылка); 3) имеет оба эти аспекта, неотделимые друг от друга (идеалистическая посылка); 4) абсолютно неизвестна и непознаваема (посылка скептицизма); 5) известна только на феноменологическом уровне, тогда как трансцендентальный аспект (если таковой имеется) непознаваем (посылка критицизма и агностицизма Юма—Канта). Едва ли существует какое-либо решение этой проблемы, существенно отличающееся от данных пяти. Гораздо больше возможностей обнаружить различные эклектические (неинтегрированные) смеси этих пяти принци-