Основание первое

В конечном счете турист потребляет услу­ги, а это значит, что именно он, а не производитель услуги дол­жен переместиться в место ее производства.

Действительно, невозможно переместить к туристу Черное или Средиземное море, Кремль или Версаль, Эрмитаж или Лувр. Разнообразие мира и интерес к нему - основные причины туризма. Это основание заставляет теоретиков туризма вполне определенно ква­лифицировать международный туризм как невидимый экспорт туристских услуг из одной страны в другую. Для многих стран туризм превратился в важную экспортную отрасль - это всем известные Франция, Испания, Италия, Греция, Турция, но также и США, и Великобритания, и Германия. Все они применяют разнообразные экономические стимулы для защиты своих экс­портирующих туристские услуги производителей - отменяют или вводят минимальный налог на добавленную стоимость на туристские услуги, снижают долю транспортных издержек в суммарной стоимости потребления туристского продукта, упрощают таможенные и визовые формальности для того, что­бы привлечь как можно больше иностранных туристов. Понят­но, что именно эти страны управляют международным турист­ским рынком.

В 1985 г. в СССР на 1 туриста, отправлявшегося за рубеж, приходилось 15 внутренних туристов. Это свидетельствовало о несбалансированности туристского рынка. В 1998 г. структура потока коренным образом изменилась, но лучше не стала. Сейчас в России на 10 выезжающих туристов - 1 внутренний. Для сбалансированного туристского рынка, свидетельствуют разработки Всемирной туристской организации, типична про­порция:

1 въездной - 1 выездной - 4 внутренних туриста. Эта структура является оптимальной, а значит, к ней и надо стре­миться, в т. ч. принимая законы и регламентируя туристскую деятельность.