Туристский продукт - это «право на тур, предназначенное для реализации туристу».

Туристский продукт как потребительский комплекс, вклю­чает: тур, туристско-экскурсионные услуги и специальные туристские товары, т. е. совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых ту­ристом.

Туризм необходимо рассматривать и как экономическую дея­тельность.

В этом случае туристские предприятия нуждаются в значительном расширении экономической самостоятельности, а некоторые виды туризма (внутренний, въездной, социальный, детский туризм) - в приоритетной поддержке со стороны го­сударства.

 

Туризм как рынок

Еще в 1990 г. индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 млн туристов и более 300 млн экскурсантов. Слабым звеном туристского обслуживания в стране является инфраструктурный комплекс - транспорт, связь, питание, торговля, страхование и т. д.

Проблема низкого уровня качества туризма из экономической превратилась в проблему социальную. Необхо­димо расширить социальную базу туризма, вернуть на турист­ский рынок тысячи предприятий социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест и в ко­нечном счете вывести страну из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ. Такова цель нового социального проекта разви­тия туризма.

Какие же здесь возможны средства? Чтобы ответить на этот вопрос, коротко укажем на некоторые фундаментальные соци­ально-экономические основания туризма, без знания которых он будет не до конца понят.