Основные способы воздействия в группе.
Лекция 9
Взаимоотношения личности и группы
План
1. Формы психологического воздействия групповых структур на личность.
2. Социально-психологические феномены поведения личности в группе.
1.Взаимоотношения личности и группы представляются довольно сложными. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус в группе, так и состав, характер деятельности и уровень организации группы и других более широких социальных объединений.
Основной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной деятельности. Целью такого воздействия является изменение поведения партнеров по общению. Конкретно формы воздействия на личность связаны с уровнем организации, содержанием деятельности и величиной группы, соотношением ее формальной и неформальной структур.
Возможны такие ситуации, когда взаимодействие осуществляется в случайно возникающих, стихийно сложившихся группах, не связанных содержательной совместной деятельностью. Причем это, как правило, не микрогрупиы, диады и триады, а более многочисленные объединения с неустойчивыми отношениями, которые возникают на короткий срок часто по случайному поводу.
В подобных ситуациях возникают такие способы взаимодействия людей, как заражение, подражание, внушение, убеждение.
Их называют еще массовидными состояниями, характерными для объединений типа «масса», «толпа» и т. п.
На возникновение таких состояний влияют средства массовой информации, массовидные формы культуры (например, поп-музыка), массовые формы проведения свободного времени (например, футбольные болельщики), реклама, мода, формы религиозной пропаганды и др.
Основные способы воздействия в группе.
Заражение — это вид воздействия, который интегрирует на эмоциональной основе членов одной группы или большие массы людей. Успешное выполнение задания вызывает энтузиазм у всех членов группы. В истории отмечено много случаев эмоционального заражения масс: религиозные экстазы (крестовые походы, аутодафе); массовые психозы на почве слухов о пожарах, эпидемиях; спортивные азарты; экстазы молодежной аудитории на концертах рок - и поп-музыки и др. Заражение возникает на основе бессознательной, непроизвольной подверженности человека определенным эмоциональным состояниям: гнев, агрессия, ликование, азарт, паника и т. п. Здесь имеет место не сознательный анализ ситуаций или образцов поведения, а передача психических состояний. Поскольку это явление возникает среди множества индивидов, то здесь действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является паника Поводом к панике может быть какое-либо известие, вызывающее эмоциональный шок. Для всякого человека, оказавшегося в ситуации паники, осознание ее причин весьма затруднительно, так как он сам в большей или меньшей степени оказывается вовлеченным в это состояние. Знание причин и циклов паники очень важно для ее предотвращения. Лица, способные руководить массой, особенно представители правоохранительных органов, должны обладать волевыми качествами и уметь внести элемент рационального анализа в ситуацию паники, захватить «руководство» в этой ситуации и продемонстрировать образец соответствующего разумного поведения, которому люди последуют и войдут в нормальное эмоциональное состояние.
Среди причин, вызывающих эмоциональное заражение, следует отметить такие из них.
1. Развитие некоторой общности оценок, установок,
свойственных массе людей. Например, в условиях массовых зрелищ стимулом, предшествующим эмоциональному заражению общности оценок, являются аплодисменты при появлении популярного артиста. Специально разработанные приемы массовых воздействий (шествия, музыка, пение, призывы, знамена и т. п.) в комплексе служат для вовлечения массы людей в состояние эмоционального энтузиазма. Эмоциональное
заражение может служить дополнительным сплачивающим фактором, пока оно не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Однако, выйдя из-под контроля, обоюдное заражение может привести к распаду нормальных и неформально-ролевых структур и превращению организационно-взаимодействующейгруппы в разновидность толпы.
2. Общий уровень интеллектуального и нравственного развития личностей, составляющих данную общность. Чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение людей к силам, которые стремятся автоматически увлечь их на путь тех или иных переживаний, и тем слабее выражен механизм заражения.
Феномен заражения преимущественно рассматривается в условиях стихийного антисоциального поведения (катастрофы, стихийные бедствия). Однако этот механизм действует и в условиях массовых социально осознанных действий — общественных движениях. Роль заражения видна и в организованном социально позитивном поведении (например, роль личного примера в напряженных производственных ситуациях, в военной обстановке). Возможно, что в этих случаях проявляется компенсаторная функция заражения в условиях недостаточной организации человеческих объединении.
Подражание. В процессе подражания осуществляется не простое принятие внешних особенностей поведения, как при заражении, а воспроизведение индивидом черт и образов поведения других людей, т. е. более активный способ их усвоения. В «теории подражания» Г. Тарда этот феномен абсолютизируется как основной принцип социализации людей, их взаимодействия в группах, конфликтов и т. д. Включая многие полезные наблюдения, данная теория вместе с тем упрощает процессы истории человеческих взаимоотношений. Современные экспериментальные психологические исследования позволяют раскрыть истинную сущность явления подражания и его различную роль в жизни людей на разных этапах онтогенеза и в разных условиях деятельности.
Особую роль играет подражание в развитии личности в детском и подростковом возрасте, выступая ведущей формой познания действительности. Оно проходит ряд стадий от слепого копирования ребенком поведения взрослых (А. С. Макаренко) до осознанного подражания взрослым у подростков. У взрослого человека подражание выступает вспомогательным средством освоения социальной действительности, с а образец принимаются, как правило, внешние cboi поведения, но этот процесс не затрагивает устойчивых личностных характеристик субъекта. У взрослых подражание имеет место в тех случаях, когда отсутствует возможность использовать какой-либо другой способ овладения новыми действиями (например, при овладении рабочим навыком, элементарным профессиональным действием). Обычно же основным путем овладения новой информацией у взрослых являются активные способы формирования и усвоения знаний. Поэтому механизмы подражания, как и механизмы заражения, у взрослых значительно сложнее. Оно сталкивается с критичностью личности взрослого по отношению к оказываемым на него воздействиям, а также с обратным вниманием личности на воздействующий объект. Эти взаимодействия особенно усложняются в группе. В групповом контексте при усвоении наблюдаемых образцов поведения индивидом проявляются два плана подражания: либо какому-то определенному человеку (чаще всего — лидеру), либо нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае явление подражания смыкается с проблемой конформизма, т. е. давления группы на индивида.
Внушение— это форма нецеленаправленного, неаргументированного воздействия одного человека или группы на другого человека или на группу. В отличие от сообщения и убеждения, в ситуации внушения информация усваивается некритически, неаргументированно. Явление внушения («суггестии») давно отмечено в психологии и заимствовано из медицинской практики и практики воспитания. Феномен внушения в социальной психологии рассматривается как специфическое явление «социальной суггестии» и впервые был исследован В. М. Бехтеревым (1903 г.). Специфика внушения, в отличие от заражения и подражания, состоит в том, что:
1) здесь имеет место не сопереживание идентичных эмоций, а однонаправленное активное воздействие внушающего «суггестора» на другого человека или на группу;
2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение включает ритмы, движения, пантомимику и др.;
3) в отличие от убеждения, внушение не требует логической аргументации, так как здесь достигается не согласие индивида, а принятие им информации с готовыми выводами. Во внушении преобладает эмоционально-волевое, а не рациональное воздействие суггестора.
Известен ряд условий, от которых зависит эффективность внушений:
а) влияние возраста (дети и подростки более внушаемы, чем взрослые);
б) психическое и физическое состояние взрослых (люди утомленные и физически ослабленные быстрее поддаются внушению);
в) авторитет внушающего, особенно руководителя и лидера, создающий эффект доверия к источнику ин формации. Авторитет доверия проявляется не только по отношению к личности руководители, но и к группе, которую он представляет. Авторитет может влиять путем «косвенной аргументации», заменяющей при внушении прямую логическую аргументацию;
г) особенности личностей, подвергающихся внушению (суггерендов). Возможен эффект контрсуггестии - сопротивления внушению, а также использование суггестором дополнительных средств, чтобы преодолеть «психическую самозащиту» сопротивляющегося суггеренда.
Феномен внушения проявляется в тесной связи с явлениями социальной перцепции, сплоченности. Важным фактором внушения может выступать ранее сложившаяся социальная установка. Так, присущая сотрудникам установка на необходимость подчиняться руководителю повышает оказываемый им эффект внушения. Феномен внушения связан также с конформностью индивида и тем самым - с вопросами групповой сплоченности.
Эффект внушения имеет место в таких сферах социальных воздействий, как пропаганда и реклама. При пропагандистском воздействии, апеллирующем в основном к эмоциям аудитории, в значительной степени используется внушение. Если же пропаганда в большей мере рассчитывается на логику и сознание людей, то в ней преобладает метод, убеждения.
Приемы внушения особенно ярко проявляются в рекламе. В ней осуществляется прием формирования образа (имиджа) воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещается, а внимание акцентируется только на определенных свойствах объекта с обращением к эмоциям людей. При этом зачастую сгущаются краски имиджа, и тем самым достигается эффект внушения.
Убеждение, в отличие от других ранее рассмотренных феноменов психологического влияния на людей, не является видом стихийного, непроизвольного воздействия.
Убеждениеобеспечивает сознательное принятие индивидом сообщаемой ему информации и относится к целенаправленным социальным воздействиям воспитательного, политического, экономического характера, при котором индивид проявляет определенную аналитичность и критичность восприятия. Убеждение широко применяется в управленческом процессе как произвольное воздействие руководителя на определенных подчиненных и на группу с целью обеспечения определенного конечного результата их деятельности и формирования личности. Поэтому убеждение будет рассмотрено нами ниже как способ воздействия руководителя на членов руководимой им группы.
Все рассмотренные виды влияния на людей могут осуществляться как в условиях внеколлективного стихийного поведения, так и в совместной групповой деятельности, однако они всегда происходят при социальных контактах. Характер и эффективность этих воздействий, с одной стороны, зависят от уровня сплоченности данных социальных объединений, а с другой — оказывают существенное влияние на формирование межличностных отношений в группах и уровней их сплоченности.
2. Воздействие (давление) оказывает существенное влияние на поведение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения. К таким феноменам относятся различные проявления активности личности в группе.
Установки личности — это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в психологической школе Н. Д. Узнадзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнитивных и практических установок.
Например, если испытуемому несколько раз дают сравнить два неравных по величине объекта, а потом предъявляют еще два аналогичных, но равных объекта, то человек воспринимает их как разные по величине. У испытуемого возникает иллюзия неравенства одинаковых объектов, объясняющаяся тем, что восприятие объективно равных объектов происходит в условиях субъективной готовности к тому, что объекты будут неравными, т. е. при установке как потребности определенным образом осуществить действие сравнения. Таким образом, установка — это неосознаваемое личностное состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть осуществлена та или иная потребность.
В результате повторения «установочных ситуаций» у субъекта постепенно складывается «ряд фиксированных установок», которые незаметно для самого человека определяют его жизненную позицию в восприятии окружающей реальности.
В социальной практике психологи выделяют формы поведения, в которых проявляются фиксированные установки личности на восприятие людей и событий. Установка является психологическим механизмом тех стереотипов общения. Например, установка на необходимость выполнения приказов руководителя вызывает готовность к выполнению любых распоряжений без критической оценки его как личности. Присматриваясь к личностным качествам людей, мы стараемся понять, что они собою представляют, можно ли им доверять и т. п. И тут часто идут в ход сложившиеся установки, социальные стереотипы, житейские представления, сформировавшиеся у каждого человека, а также уровень психологической культуры в умении воспринимать и критически оценивать других людей1. Примером социального установочного стереотипа может служить следующий пример: многие люди считают, что профессор всегда рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда весел, остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви. Установка на отношение к спортсменам выражена в поговорке: «Сила есть, ума не надо».
Встречая нового человека, мы сразу же относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом.
Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека:
— позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека, т. е. мы даем человеку большой аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости;
— негативная установка приводит к тому, что мы
воспринимаем только отрицательные качества другого человека, выражая к нему недоверчивость, подозрительность;
- адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки; главное — как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком.
Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Вот примеры некоторых искажений.
«Эффект ореола» — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если у сотрудников или руководителя группы сложилось положительное мнение о человеке, то его плохой поступок воспринимается как случайность. И как случайность воспринимается хороший поступок человека, которого все считают плохим. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в конкретной группе, поскольку хорошее не замечается, а недостатки утрируются.
«Эффект последовательности». На суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем, предъявлямые в первую очередь. Обычно недоброжелатель, желающий навредить человеку, спешит сообщить о нем что-то порочащее новому начальнику. На таком установочном фоне человеку трудно оправдаться и что-то доказывать. И пройдет немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто.
«Эффект авансирования» — это когда человеку приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его поведением, которое неадекватно сложившемуся о нем положительному представлению.
«Эффект проецирования на людей собственных качеств» вызывает установку на ожидание соответствующего поведения. Этот эффект очень часто проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека.
В качестве особого вида установки выделяют явление аттракции. Аттракция (букв, привлечение) - вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент привлекательности данного человека для других. На проявление аттракции влияют такие обстоятельства, как сходство характеристик партнеров но общению, близость, частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные отношения. Поэтому аттракцию можно рассматривать как функцию эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах, в которых аффективная сторона межличностных оценок значительно преобладает над рациональной ее стороной.
Конформизм(от иозднелат. conformis — подобный, сходный) — это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Понятие конформизма близко к принятому в нашей общественной психологии понятию внушаемости. Выше мы уже рассмотрели явление внушения, которое оказывает группа на индивида. Но люди по-разному поддаются этому внушению или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушаемости, конформности. От внушаемости как формы непроизвольного и некритического принятия чужого нения конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произвольные его формы. Конформизм — это податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, даже если эта позиция ранее не принималась субъектом. Различают три типа конформизма.
1 тип - это личная стихийная форма конформизма, который осуществляется по схеме «Майский жук — Дюймовочка», описанной в сказке X. Андерсена. Как известно, Майский жук искренне верил, что Дюймовочка очень красива, и влюбился в нее, но под влиянием своих собратьев-жуков он в ней разочаровался, ибо жуки сочли, что она некрасива, поскольку не похожа на личинку. В этом случае индивид проявляет внутреннее и внешнее согласие с группой без переживания какого-либо конфликта.
2 тип — защитный конформизм. В этом случае человек, примыкая к группе, ищет защиту от неприятностей, грозящих ему вне группы, стихийно стремится к поддержке со стороны большинства.
3 тип - условный, чисто внешний сознательный конформизм, осуществляющийся по схеме «Новое платье короля». В этом случае субъект соглашается с группой, большинством, хотя на самом деле думает иначе. Он может демонстративно подчиняться навязываемому мнению группы, чтобы заслужить одобрение или избежать порицания со стороны других входящих в группу лиц, успешнее сделать карьеру и т. п.
Экспериментально конформизм изучается «методом подставных групп», который заключается в том, что специально собранная группа «давит» на отдельного индивида, побуждая его изменить свое первоначальное мнение. По скорости подчинения такому влиянию определяется уровень конформизма личности.
Согласно имеющимся научным данным, степень конформизма зависит от ряда факторов, к которым относятся: возраст — дети и подростки более конформны, чем взрослые; пол — женщины более конформны, чем мужчины; профессия — среди мужчин более конформны армейские офицеры и менее конформны технические специалисты.
Согласно данным американских социальных психологов, 80% людей в обществе являются конформистами разных типов.
Противоположное конформизму свойство - негативизм (нонконформизм) (от лат. negatio — отрицание), т. е. немотивированное поведение субъекта, противостоящее требованиям и ожиданиям других людей и социальных групп. Негативизм может проявляться как ситуативная реакция (у детей и подростков) и как черта характера личности. Это свойство может быть следствием потребности субъекта в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм обучения, на протест против традиций данной группы или утверждений конкретной личности. Крайним проявлением негативизма является упрямство, конфликтность личности.
Ригидность (от лат. rigidus — жесткий, твердый) - это затрудненность, а иногда и невозможность изменения субъектом ранее намеченных программ деятельности в условиях, объективно требующих определенных изменений. Различают несколько видов ригидности.
1. Когнитивная ригидностьобнаруживается в трудностях перестройки восприятий, представлений, эталонов памяти в изменившейся ситуации.
2. Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных реакций на изменяющиеся объекты этих эмоций.
3. Мотивационная ригидность проявляется в малоподвижной перестройке системы мотивов деятельности в новых обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.
Уровень ригидности субъекта обусловлен взаимодействием его личностных свойств и особенностей групповых воздействий, включая степень сложности возникающих задач, их привлекательности для него, наличием опасности, монотонной деятельности и т. п.
В отличие от конформизма и негативизма как неосознанных стихийных проявлений личности в отношении к группе, существует общепризнанное в нашей отечественной психологии явление коллективизма.
Коллективизм— это сознательная солидарность личности с традициями и требованиями группы. Человек занимает определенную позицию (либо позитивную, либо негативную) в группе не стихийно, а вследствие сознательной оценки соответствия групповых воздействий своим собственным убеждениям, проявляя тем самым принципиальность как важное морально-волевое качество личности.
Фрустрация — состояние личности, когда человек ощущает враждебность группы, ее реальное или кажущееся противодействие его целям, бесперспективность своего положения в группе и т. п. Состояние фрустрации ведет к существенным изменениям в поведении субъекта: может проявляться грубость, агрессивность как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих, особенно в подростковом возрасте. Иногда фрустрация проявляется в самоуничижении, приводит к нервной депрессии. Иногда у людей пассивного типа это приводит к замене блокированной деятельности воображаемыми ситуациями. Так, сотрудник, не сумевший оправдаться перед руководителем в своей неудаче, изменяет эту ситуацию в лучшую сторону в своем воображении. Часто переживаемое состояние фрустрации может привести к формированию нежелательных свойств личности: пассивности, агрессивности. Умение создать перспективу для личности каждого сотрудника — важное умение руководителя.
Рассмотренная нами сложная динамика взаимодействия личности и группы, а также наблюдаемых при этом специфических феноменов группового поведения представляет значительный практический интерес для руководителей социальных систем управления, поскольку руководитель должен играть определенную роль в регуляции межличностных отношений, отношений между каждым членом группы и коллективом в целом.