Памятка студенту «Как подготовить и написать курсовую работу?»

Н.И.Гузарова

Курсовая работа – это форма научно-исследовательской работы студента по избранной проблематике, соответствующей рабочей программе курса «История стран Азии и Африки».

Цель курсовой работы — углубленное изучение наиболее важных тем курса, совершенствование навыков исторического анализа, научно-исследовательской работы.

 

Подготовка курсовой работы — творческий процесс. Какими могут быть шаги студента на пути подготовки проекта?

1. Выбор темы. Выбор темы определяется самыми разными мотивами: интересом к проблеме, наличием или отсутствием литературы, источников по теме, научной новизной, научной или практической актуальностью, потребностями предполагаемой занятости, наработками по предыдущим курсам, перспективами будущей дипломной работы и т.д. Не следует ограничивать свой выбор исключительно историей страны изучаемого Вами языка, ибо Вам еще придется работать над курсами «Истории Китая», «Истории Японии» и «Истории Кореи».

2. Сбор литературы и источников по теме. Вам следует поработать в отделе библиографии НТБ, где есть специальные библиографические издания, в зале каталогов НТБ и в каталожном секторе читального зала гуманитарных наук. В зале каталогов следует начинать работу с просмотра систематического каталога, в котором есть рубрика (ящик) «История отдельных стран и континентов». Помните, что курсовая работа должна опираться не менее, чем на 15-20 исторических исследований и источников. Для удобства работы над библиографией следует вести картотеку, включающие карточки по установленному образцу:

 

 

1(номер карточки в Вашей картотеке) И-Цзин. Древняя китайская «Книга перемен». – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 560 с.
  НТБ ТПУ, Ю3(5) И96

 

Помните, что подробное библиографическое описание поможет Вам сэкономить время в процессе работы над составлением текста курсовой работы.

Не забывайте, что в НТБ есть интернет-зал.

3. Составление программы исследования и первичного плана работы. Для этого подумайте и попытайтесь составить в письменной форме план работы над выбранной темой.

4. Начинайте работать с литературой. Расположите библиографические карточки по степени важности занесенных в них литературных источников для раскрытия вашей темы. Для начала познакомьтесь с соответствующими разделами учебников и учебных пособий, далее с монографиями, в которых рассматривается проблема в общем плане и затем переходите к чтению специализированной литературы. Особое внимание обращайте на дискуссионные проблемы, различные точки зрения, их авторство, сущность и аргументацию.

5. Сделайте выписки из монографий, статей, источников. Для удобства работы с литературой можно сделать специальные карточки, на которые Вы будете заносить информацию, извлеченную из статей, монографий, сборников документов и т.п. Карточки оформляются в следующем виде:

 

Поряд-ковый Номер Карточ-ки (1) И-Цзин. Древняя китайская «Книга перемен». – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с. 141.
Оценочное сужде-ние (здесь: менталитет ки- тай- цев: значе-ние следования менее развитых людей более развитым, цели последования)   № 17. Суй. Последование « Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду прежде всего те обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому человеку и следуют за ним, охваченные его идеями … Поэтому и в тексте читаем: Последование. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет. В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями времени. Поэтому самое важное здесь — это неизменно следить за изменениями ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот, только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха. Исходя из этих мыслей, мы можем понять текст: В начале сильная черта. В правящем предстоит перемена. Стойкость – к счастью. Выйдешь за ворота, в твоих связях будет успех.  

 

6. Когда вся необходимая литература прочитана, сделаны выписки, возвратитесь к работе над планом курсовой работы. План состоит из 4 основных разделов:

1) введение;

2) основная часть

2.1 - раздел первый;

2.2 - раздел второй;

3) заключение;

4) список использованной литературы и источников.

(если сноски расположены в конце работы, то добавляется 5-ый раздел: «Список сносок», если к работе есть приложения, то добавляется 6-й раздел «Приложения»)

С особой тщательностью продумайте название основной части и её разделов (основная часть может иметь 2-4 раздела).

7. Основными элементами содержания курсовой работы являются:

Во «Введении»:

¨ Обоснование актуальности, учебной, научной и практической значимости темы;

¨ Обоснование хронологических рамок работы (почему Вы выбрали именно данный период времени?);

¨ Описание степени изученности темы, историографический обзор (в идеале – историографический анализ) литературы по теме: когда, кем и как была поставлена интересующая Вас проблема, какие этапы в изучении Вашей темы можно выделить и по какому критерию, какие достижения были сделаны учеными в процессе решения интересующей Вас проблемы, какие вопросы, по вашему мнению, остаются ещё не исследованными.

Обязательно назовите имена историков, внесших наибольший вклад в решение интересующей Вас проблемы, а также названия их трудов. Сделайте анализ дискуссионных проблем, для этого назовите авторов дискуссионных работ, суть их концепций, степень их обоснованности, широту распространения их взглядов. Достижения и проблемы отечественной и зарубежной историографии по Вашей проблеме. Если возможно, назовите страны, в которых изучение Вашей проблемы получило широкое распространение.

¨ Попытайтесь сформулировать основную проблему Вашего исследования, укажите цели и задачи вашей работы;

¨ Сделайте анализ исторических источников — исторических памятников той или иной эпохи. Для этого выделите группы источников по степени их значимости для Вашего исследования, по степени их достоверности или по другим, предложенным Вами критериям. Дайте так называемую «внешнюю критику» источников: укажите их авторство, дату появления, тип документов (законы, указы, международные договоры, дипломатические документы, пресса, письма, воспоминания и т.п.), сообщите читателям, опубликованы документы или нет. Сделайте «внутреннюю критику» источников, покажите, какую роль они сыграли в Вашем исследовании. Вместе с тем, раскройте противоречия в источниках в отношении одних и тех же фактов, если такие имеют место.

¨ Перечислите методы изучения Вашей проблемы: историографический, сравнительно-исторический, статистический, исторический анализ и синтез и др.

 

В основной части:

¨ Связный текст по проблеме;

¨ Каждый тезис должен быть аргументирован;

¨ В конце каждого раздела должны содержаться краткие выводы, вытекающие из текста раздела;

 

В заключении:

¨ Выводы по курсовой работе в целом, соответствующие поставленным целям и задачам (во введении) и вытекающие из содержания работы.

 

В списке использованной литературы и источников:

¨ следует выделить две рубрики:

Первая рубрика: «Список использованной литературы». Все авторы в этом списке должны быть расставлены по алфавиту. Все работы должны быть описаны в соответствии с требованиями библиографии, например:

Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. / М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. — 436 с.

 

Вильгельм Р. Избранные гуа: тексты и комментарии — В кн.: Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И ЦЗИН». / М.: АЛЕТЕЙА, 2003. С. 159 — 188.

 

Иванов И.С. Россия и Китай: проблемы взаимоотношений // Проблемы Дальнего Востока, 2003, №3, с. 12- 31.

 

Вторая рубрика: «Список использованных источников», в котором источники следует расположить либо по датам их появления, либо по алфавиту. Обязательно укажите издание, в котором опубликован документ, или архив, в котором он хранится, например

И - ЦЗИН. – в кн.: И-ЦЗИН: древняя китайская «Книга перемен». / М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2001.— 560 с.

 

Личный фонд проф. Л.М.Ананьева./ Архив ТПУ, ф. (фонд) 1, оп. (опись) 2, д. 10, л. 1

 

8. Объем курсовой работы: 30-35 стр. формата А-4, 14 п., интервал 1,5, параметры страницы: левое поле -20 мм , правое поле -10мм , нижнее поле -20мм, верхнее поле – 20мм.

9. Сноски на литературные и исторические источники размещаются или в подстрочнике, или в конце главы, или в конце курсовой работы.

10. Сноски должны быть правильно оформлены:

¨ В случае цитирования, в тексте курсовой работы цитата заключается в кавычки, и сноска оформляется ссылкой на источник цитаты, например:

Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. / М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003, с. 15.

 

¨ В случае повторной ссылки на одного и того же автора и на одну и ту же работу, сноска оформляется следующим образом:

Малявин В.В., указ соч., с. 18.

 

¨ В случае использования материалов какого-либо автора, статистических данных, информации и т.п., сноска оформляется следующим образом:

 

1 См.: Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. / М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.С. 15.

 

¨ В случае использования цитаты, взятой из монографии, статьи другого автора, сноска оформляется следующим образом:

Цит. по: См.: Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. / М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 15.

 

Помните, что нумерация сносок по нарастающей, может привести к некоторым осложнениям, если Вы захотите несколько исправить свой текст, перегруппировать материал сносок. В случае постраничной нумерации сносок и расположения их в подстрочнике, сделать исправления будет легче.

 

Не забывайте, что плагиат не допустим в научной работе!

 

Желаю успеха! Если у Вас остались вопросы, жду Вас на консультациях!