Архитектура.

Научные знания.

- ( сл. 6) В Византии сохранились античные знания по математике и применялись для исчисления налогов , в астрономии, а также в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских учёных – медиков, философов. Византия было сокровищницей учёных и творческих людей. Лев Математик изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии, автоматическое устройство в тронном зале, которое приводилось в движение и должно было поразить иностранных послов.

( сл. 7) Создавались учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного монастыря в Константинополе было создано медицинское училище ( первое в Европе)

( сл. 8) Развитие ремёсел и медицины способствовало развитию ХИМИИ. Сохранились древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарства; был изобретён « греческий огонь»- смесь из нефти и смолы, которую нельзя было погасить водой. С помощью этого огня византийцы одержали немало побед в сражениях на суше и на море.

( сл. 9) Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов.

Особенно успешно развивалась история. Основанная на документах, рассказов очевидцев , личных наблюдениях.

Архитектура.

( сл. 10)

- Христианская религия изменила значение и устройство храма. Давайте рассмотрим таблицу и сравним храмы.

 

- В древнегреческом храме статую бога помещали внутри. А религиозные церемонии проводились снаружи. Поэтому важно было внешний вид храма сделать особенно нарядным.

- А вот христиане собирались для молитвы внутри, поэтому архитекторы старались сделать как внутреннее, так внешнее убранство церкви красивым.

 

- А теперь давайте познакомимся с христианским храмом поподробнее.

 

- Самым замечательным сооружением в Византии был храм Святой Софии ( сл. 14 - 15)

- Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной святыней всего христианского мира. На его строительство было привлечено 10 тыс. человек, и строился он в течение 5 лет. Его называли « чудом из чудес», воспевали в стихах. Посетителей он поражал своей красотой и огромными размерами. Гигантский купол диаметром 31 м вырастал как бы из двух полукуполов. Каждый из них опирается на 3 маленьких полукупола. Этот купол окружён венком из 40 окон.

( сл. 16) В X-XI веке вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм, установленный на круглом возвышении – барабане. Церквей становится больше, но они меньших размеров. А храмы становятся более лёгкими, устремлёнными ввысь.

( сл. 17) Виды архитектурных храмов

Базилика это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых

Крестово-купольный– это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.

( сл. 18) План-схема крестово-купольного храма

 

Живопись.

4) работа по учебнику

Стр. 64 – 66

( сл.19) Мозаика.

Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Для украшения стен храмов использовали мозаику – изображения из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты, которую укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке.Разноцветные кубики смальты ( сплав стекла и краски) укрепляли в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

 

Иконопись.

( сл. 20) В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на деревянных дощечках. Одна из наиболее почитаемых икон - « Владимирская Богоматерь» привезена на Русь из Византии.