Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека.
Мерка, как и любой образец, лишь прикладной инструмент нашей всеобщей культуры, тогда как ее целостное содержание такими инструментами не исчерпывается - оно много шире. Согласно В.В. Давыдову, введение образца должно не предварять процесс развития (традиционная точка зрения), а творчески результировать его. Так, на уроках математики по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова первоклассники раскрывают отношения величин как основу понятия действительного числа. Подобное раскрытие невозможно без введения мерки в качестве образца для сравнения величин. Но готовая мерка не вкладывается в руки ребенку - иначе она никогда не станет средством мышления, используемым произвольно и свободно. У ребенка и до школы, и на предшествующих уроках накопился опыт обращения с мерками. И вот взрослый указывает на дощечку и просит принести точно такую же из коридора. Ребенок тянется к дощечке, в которой видит искомую мерку, но учитель вводит в задание существенное ограничение: дощечку брать с собой нельзя. Ребенок растерян, и вдруг его «озаряет»: раз дощечкой непосредственно воспользоваться нельзя, ее нужно чем-то измерить, например тетрадью, пеналом, карандашом... В противоречивую, проблемную ситуацию силой детской мысли включается посредник - подлинная мерка, позволяющая косвенно сравнить две величины, материализованное «тождество противоположностей». Овладевая меркой, ребенок осваивает нечто большее - общечеловеческую форму мышления противоречием.
Своеобразный способ творческого измерения количества с введением предпосылок понятия числа на занятиях по развитию элементарных математический представлений в средней группе ДОУ предложила наша соискательница М.Н. Султанова (М.С.), рассказав детям сказочную историю.
М.С. Волшебник Путалка был очень жадным. Однажды ему очень понравилось число 3, и он решил его украсть. (Показывает три шарика, сложенных вместе.) Он взял волшебную палочку, дотронулся ею до первой единички из числа 3 и превратил ее в воду. (Берет один шарик из трех, дотрагивается до него указкой, быстро прячет и вместо него показывает стаканчик с водой.) То же он сделал и с другими единичками из числа 3. (Проделывает аналогичные действия.) Сколько у него получилось стаканчиков?
Дети.Три.
М.С.Потом он взял бутылку и все туда перелил. Плотно закрыл бутылку крышечкой. Пришел Путалка домой. «Теперь-то число 3 будет всегда со мной», - обрадовался волшебник. Нашел он дома стаканчики. (Достает три больших стаканчика.) Сколько он взял стаканчиков?
Дети.Три.
М.С.И решил Путалка превратить число 3 обратно в себя. Налил воду из бутылки в первый стакан, дунул. Вода испарилась (выливает воду и кладет в пустой стакан шарик), и получилась единичка. Налил воду из бутылки во второй стакан и тоже дунул и превратил ее в единичку. А для третьего стаканчика воды не осталось. (Переворачивает бутылку и демонстрирует, что она пуста.) «Как же так?! - удивился Путалка. - Я точно помню, что украл число 5, плотно закрыл крышечкой, а получилось числом Ребята, а как вы думаете, в чем тут дело?».
Дети.Он взял слишком большие стаканчики.
М.С.Раз дело в стаканчиках, нужно подыскать другие стаканчики.
Путалка опять перелил воду в бутылку. Плотно закрыл ее крышечкой. Нашел другие стаканчики. (Достает маленькие стаканчики, повторяет все то, что делала с предыдущими, получается число 6.) «Неужели моя бутылка выросла? Или виноваты опять стаканчики?! - подумал Путалка. - Было число 3, потом 2, а теперь получается число 6». Почему, ребята, так получилось?».
Дети. Стаканчики стали меньше.
М.С. Сравним все стаканчики. Вот видите: число даже волшебник, оказывается, не может украсть. Число - это что-то очень волшебное. Оно само может прятаться и вновь появляться! «Включение» детского и взрослого воображения у дошкольников не только исключает непопадание в плен эгоцентрических «феноменов Пиаже», но и помогает «преодолеть» их сказочному герою - Путалке. Воображение помогает детям по-своему прийти к идее постоянства количества при меняющейся форме. При этом они не просто научаются использовать мерку, но и делают это гибко и избирательно - применительно к обновляющимся условиям задачи.
Разумеется, значения иных человеческих предметов более или менее жестко записаны за ними. Это в первую очередь те вещи, которыми мы каждодневно пользуемся в быту. Наряду с этим человечеству принадлежит авторство и в создании таких предметов, которые лишены сколь-нибудь однозначных утилитарных функций. Они «ни для чего в частности», но зато «для всего сразу». Примерами подобных предметов могут служить произведения искусства, культово-ритуальные и (отчасти) игровые атрибуты и др. Они всегда несут в себе бесконечное многообразие человеческих смыслов, открыты к развитию и творческой интерпретации для осваивающего их человека (ребенка), приглашают его к диалогу.
Однако, овладевая ложкой, молотком, карандашом, ножницами и т.д., ребенок не просто осваивает непосредственно закрепленные за ними специализированные функции, воплощенные в них частные операции, а в целом учится действовать по-человечески с человеческими вещами. Поэтому и овладение этими предметами не носит характера элементарного рутинного научения. Оно требует от ребенка активной ориентировки и поиска, преодоления внешних и внутренних препятствий, решения проблем, предполагает порождение новых функциональных систем его психики.
Для иллюстрации обратимся к тому, как малыш учится пользоваться обыкновенной столовой ложкой - одним из первых орудий культуры, с которым ему приходится иметь дело. Однако простейшим орудием ее никак не назовешь. Ложка даже не «двудонна», а поистине «многодонна»! Э.В. Ильенков отмечал, что в процессе ее освоения ребенком перед нами открывается вся противоречивая драма становления человеческой психики. Он даже оставил рукопись «Поэма о ложке» (она до сих пор не опубликована).
Но намного раньше его, еще в своей кандидатской диссертации (1936), это убедительно продемонстрировал П.Я. Гальперин. Его описание со своими комментариями мы и воспроизводим ниже.
Научаясь пользоваться ложкой, каждый ребенок, как известно, испытывает значительные трудности. На деле это оказывается далеко не простой задачей и дается далеко не сразу. На первых порах ребенок пытается захватить ложку как можно ближе к рабочему концу. Он лезет пальцами в ее углубление, лишь бы часть, которой непосредственно орудуют, по возможности сближалась с кулачком. Но вот маме удается заставить малыша взяться за ручку ложки, и они вместе зачерпывают кашку. Ребенок резким движением поднимает ложку ко рту косо снизу вверх - и большая часть содержимого выливается. Он действует так, как если бы подносил ко рту свой кулачок. А ложка является для него всего лишь продолжением руки, и конец ее тем вернее попадает в рот, чем ближе ее черпачок к самой руке.
Однако общественная «орудийная логика» ложки требует, чтобы она, все время находясь в горизонтальном положении, была поднята сначала вертикально до уровня рта и только после этого по прямой направлена в рот. Эта вполне очевидная для взрослого логика тем не менее далеко не очевидна для ребенка. Ложка в его руке еще не орудие, а вынужденное, избыточное и к тому же крайне неудобное «замещение» руки. Ребенок не видит необходимости (задачи, проблему) в том, чтобы согласовать свое ручное действие с особенностями орудия, скорее, наоборот, желает приспособить ложку к наличным возможностям своей руки. Как тут не вспомнить Д.Б. Эльконина, который говорил, правда, о младенце, что он стремится сделать весь мир удобным и приятным для себя... Лишь после длительного обучения ребенок осваивает ложку в ее специфически орудийной функции, т.е. научается пользоваться ею по-человечески. Но даже научившись этому, он долгое время пытается по привычке брать ложку (кулачком) ниже верхнего широкого конца ручки. Многие старшие дошкольники, казалось бы, уже полноценно овладев этим орудием, сетуют на неудобство обычного «взрослого» приема держания ложки пером, с ладонью, повернутой кверху.
Здесь принципиально важен еще один нюанс, отмеченный А.И. Мещеряковым и Э.В. Ильенковым при обсуждении результатов работы со слепоглухими детьми в специальном учреждении, однако имеющий прямое отношение к нормальным зрячеслышащим детям. Первоначально педагог буквально «руководит» - активно водит рукой слепоглухого ребенка, в которой находится ложка, от тарелки ко рту. Но в какой-то момент детская рука, дотоле подчинявшаяся воле взрослого, начинает проявлять собственную активность - она вдруг сопротивляется напору извне, как бы отторгает руководство и пытается проделать пока еще трудный для нее путь от тарелки ко рту самостоятельно. Пусть неудачно, пусть разбрызгивая суп или кашку, но самостоятельно! Педагогическое искусство в том, чтобы почувствовать и ни в коем случае не пропустить этот момент, вовремя ослабить свою собственную руку, дав простор для самостоятельности ребенка. Не в бесчувственности ли взрослых к таким моментам состоит одна из главных причин, мягко говоря, неэффективности нашего обучения и воспитания в целом?
Даже если у ребенка раннего возраста на определенном уровне сформированы орудийные действия, это не гарантирует отсутствия проблем с овладением ложкой. На то есть особая причина. Ведь ложка не просто предмет для приема пищи, а материализация в металле этико-эстетических норм культурного поведения. Перед нами еще одно «дно» столовой ложки. Если ребенок не осмыслит именно этого социально закрепленного значения ложки, то никогда и не научится принимать пищу по-человечески. Однако относительно развитые этико-эстетические инстанции поведения складываются позднее - уже в дошкольном возрасте. Это, с одной стороны, с другой -предпосылкой их возникновения является в том числе и освоение общественных способов действия с человеческими вещами, с той же ложкой, именно в раннем возрасте. Замкнутый круг проблем, из которого ребенок (конечно, не без участия взрослого) все-таки находит выход. Но это тема особого разговора, выходящая за рамки статей.
Вы спросите: а при чем тут креативность? Отвечу: при том, что уже сама способность ребенка осваивать культуру и ее образцы в форме проблем, а не «готовых ответов», проявлять самостоятельность и инициативу в их решении является творческой. Присутствие этой способности у ребенка часто давало повод считать его олицетворением общечеловеческого, богочеловеческого и даже божественного творческого начала, на которое следует равняться взрослому творцу. По словам Ф. Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, П.А. Флоренский писал, что секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности в сохранении детства на всю жизнь.
Возможно, в приведенных высказываниях имеется некоторая доля романтизации детства. Вообще, в споре на тему, кто более «креативен» - ребенок или взрослый, я предпочитаю занимать нейтральную позицию, поскольку считаю саму формулировку этой темы некорректной. И там, и там существуют свои особые градации креативности. Однако детская креативность обладает одной самобытной чертой, которая существенна и для понимания природы творческого потенциала взрослого, но носит менее явный характер.
Результат «открытия для себя» - не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребенке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений. Иначе, «открытие для себя» - это во многом «открытие себя», хотя довольно часто не осознаваемое самим «открывателем». О том же сказано и у Л.С. Выготского, который связывал творчество (жизнетворчество) с «созданием новых форм поведения». «...Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание, - отмечал выдающийся психолог, - являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Именно поэтому творчество составляет основу общего психического развития, включая саморазвитие ребенка (Н.Н. Поддьяков).
Творчество для ребенка в первую очередь созидание новых возможностей развития, «потенцирование», по выражению немецкого философа В. Шиллинга. Вопреки этому взрослые чаще ориентируют детей на конкретные творческие достижения в специализированных областях изобразительной, музыкальной деятельности. Им ведь всегда нужны «вещественные доказательства» наличия творческих способностей, а сами по себе возможности «к делу не подошьешь». Для оценки возможностей требуется специалист, психолог.
Но даже психолог, причем крупный и авторитетный, зачастую остается при этом в плену «взрослоцентризма». Весьма красноречивы слова одного из таких психологов - Джерома Брунера: «Школьник, изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому-физику...». Автор вполне последовательно отстаивает дидактический принцип научности, и именно в этом контексте следует оценивать его высказывание. Однако, утверждая научность в образовании (равно как и некоторые другие принципы дидактики), мы порой незаметно забываем, что та же наука при всей своей специфичности и самоценности в каком-то отношении является лишь материалом, на котором ребенок овладевает универсальной способностью к мышлению. Взрослый с радостью и восторгом «узнает» в ребенке маленького художника (музыканта, поэта и т.д.), но иногда «не замечает» в нем мыслящего и воображающего человека. Второе дается с большим трудом. Не удивительно, что «ранняя творческая специализация», крен в сторону которой испытывает современное дошкольное образование, воспринимается взрослыми как некий знак «элитарности» и педагогической респектабельности. Заложниками этой установки чаще всего становятся так называемые одаренные дети.
Кстати, народное воспитание, которое иногда, по недоразумению, характеризуют как узкопрагматическое, практически заземленное, заботилось о развитии созидательных сил ребенка как о форме его целостного духовного роста. В традиционных культурах дети не только сызмальства учились пользоваться бытовыми вещами, но и принимали непосредственное участие в их изготовлении совместно с взрослыми. И это вызывало у них чувство сопричастности к чуду возникновения нового и значимого, которое творилось совместными усилиями. Сегодня психологам хорошо известно, что именно во взаимопроникновении процессов «делового сотрудничества», т.е. предметно-преобразующего содействия, и формирования эмоциональной общности детей и взрослых «запускается» ключевой механизм психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). «Сделать вместе» означает не просто произвести новую вещь или идею, а еще - и найти общий смысл того, что сделано, делается и будет делаться дальше. А это совершенно особая задача, мы бы сказали «сверхзадача» по отношению к целям достижения непосредственного предметного, «отделимого» результата. Поэтому на начальных этапах становления личности главное не в том, что делается ребенком и взрослым, а в том, что это делается и делается вместе. Так писал в своих «Научных дневниках» Д.Б. Эльконин. В этом же и фундаментальная мудрость мировой народной педагогики, как ее открывает нам профессор Геннадий Никандрович Волков (см. его двухтомник «Педагогика любви». М., 2003).
Обретение общего смысла в совместном деле ведет к порождению нового образа себя, своих собственных возможностей как предпосылки бесконечно многообразных творческих достижений в самых разных областях человеческой жизни. Русский деревенский умелец изготавливал изделие, а его четырехлетний сынишка, подражая отцу, выпиливал неумелую поделку. Незаметно для ребенка поделка выбрасывалась в печку, а отец и сын вместе ехали в город для продажи изделий сбытчику. После этого отец угощал сына пряниками -выплачивал «гонорар» за сделанную «работу». Но этот «аванс» вселял в ребенка такие силы, что через короткое время он сам хорошо овладевал ремеслом (Максимович В.Ф.).
В традиционных культурах все дети сызмальства включались, например, в процесс создания произведений художественной культуры, осуществляемый взрослыми. В итоге во взрослом возрасте каждый из них демонстрировал достаточно высокий уровень творческих достижений безотносительно к той социальной группе, к которой принадлежал (что, конечно, не означает нивелировки индивидуальных различий в творческих способностях). С этим я недавно столкнулся, работая с Р.Г. Решетниковой над книгой о декоративно-прикладном искусстве обско-угорских народов (ханты и манси) и его социально-педагогических функциях. (Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г.Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров. М., 2003). Что же придает творчеству статус «универсальной формы психической активности» (Н.Н. Поддьяков) и «механизма развития» (Я.А. Пономарев)? На наш взгляд, этот статус определяет сама «психологическая основа творчества», которой Л.С. Выготский считал воображение.