Методические указания по выполнению контрольной работы

Задания и методические рекомендации

По выполнению контрольной работы по дисциплине «Правоведение»

Методические указания по выполнению контрольной работы

В соответствии с учебными планами студенты центра дистанционного образования в процессе изучения курса «Правоведение» должны выполнить контрольную работу, которая является важной формой самостоятельной работы студентов. Она способствует углубленному изучению соответствующих тем курса. Ее цель – оказать помощь студентам в изучении права, проверить усвоение ими отдельных вопросов курса, умение самостоятельно работать с литературой, анализировать конкретные правовые ситуации и давать со ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты аргументированные ответы на поставленные в задачах вопросы.

При подготовке контрольной работы студент должен:

- научиться работать с юридической социально-политической литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;

- усвоить основные теоретические положения и нормативные акты;

выработать собственную точку зрения и умение применять положения нормативно-правовых актов к конкретным событиям и явлениям реальной жизни;

- самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал.

Контрольная работа выполняется по одному из предлагаемых ниже вариантов. Выбор варианта производится по начальной букве фамилии студента:

Начальная буква фамилии студента Номер варианта контрольной работы
А-Д
Е-Л
М- С
Т-Ц
Ч-Я

Контрольная работа состоит из трех заданий: первое - теоретическое, второе и третье – практическое. Выполняя работу, необходимо раскрыть содержание теоретического вопроса и решить практические задачи с помощью соответствующих нормативно-правовых актов.

Приступая к выполнению работы, необходимо, прежде всего, внимательно ознакомиться с заданиями своего варианта контрольной работы, выяснить, к какой теме курса относятся предлагаемые задания, подобрать соответствующие нормативно-правовые акты и комментарии к ним, литературу, проверить, действует ли выбранный нормативно-правовой акт, вносились ли в него изменения и дополнения. При этом надо использовать программу, рекомендуемые учебники, специальную литературу и официальные источники опубликования нормативно-правовых актов. Необходимые для выполнения контрольной работы нормативно-правовые акты можно найти в официальных изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Собрание законодательства Свердловской области, Российская газета, Областная газета.

Кроме того, желательно использовать информационно-правовые системы «Консультант-плюс», «Гарант», «Кодекс». Теоретические, дискуссионные вопросы находят отражение в периодических изданиях «Государство и право», «Журнал российского права», «Российская Федерация», «Российский юридический журнал», «Правоведение», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Хозяйство и право» и др.

Ответ на теоретический вопрос и решение задач должны излагаться подробно со ссылками на конкретные нормативно-правовые акты (указать пункт, статью, название акта). При этом очень важно обращаться непосредственно к первоисточникам, а не воспроизводить правовые акты по учебной и популярной литературе. Недопустимо дословное переписывание текста учебников, учебных пособий и других литературных источников.

К решению задач студенты должны подходить творчески. Помимо контрольных вопросов, приведенных в них, необходимо уметь отвечать и на другие вопросы, вытекающие из задачи.

В заключение должны быть сделаны четкие выводы.

При решении задач нужно исходить из следующего. Правовые ситуации представляют собой определенные общественные отношения, урегулированные соответствующей нормой права. Правовые отношения вызваны каким-либо юридическим фактом, например, действием (договором, причинением ущерба, нарушением трудовой дисциплины и т.п.) или событием.

Студент должен внимательно прочитать задачу, уяснить ее фабулу и поставленные контрольные вопросы. Затем надо определить какие обстоятельства в данной ситуации являются решающими для принятия решения, основанного на законе.

Последовательность вопросов для раскрытия существа правоотношения в задаче и соответствующей юридической оценки может быть следующая. Первоначально надо поставить перед собой вопросы: что произошло, т.е. каким юридическим фактом (действием, бездействием, событием) вызвано данное правоотношение, по поводу чего и между кем оно возникло (объект и субъект правоотношения), каким по своей природе является (гражданским, трудовым и т.д.). Выяснив характер правоотношения, студент будет знать, какой отраслью права оно регулируется, и может отыскать нужный нормативно-правовой акт. Независимо от указанного в задаче времени совершения юридических действий и возникновения фактов решение должно основываться на законодательстве, действующем на момент решения задачи.

При проверке контрольной работы учитываются понимание существа вопросов контрольной работы, знание фактического материала, его соответствие действующим нормативно-правовым актам, полнота и достаточность раскрытия вопросов, умение логично и ясно изложить материал.

По качеству контрольной работы преподаватель судит об усвоении студентом изучаемых тем, делает замечания и пожелания по процессу изучения дисциплины.

Контрольная работа оценивается по формуле «зачтено», «незачтено».

Контрольная работа может быть зачтена при условии, что она выполнена с соблюдением распределения вариантов, написана самостоятельно, с учетом действующего законодательства.

Контрольная работа должна быть написана или напечатана в объеме не более 20-24 листов, литературным языком, грамотно и аккуратно, без сокращений, пронумерована и иметь очерченные поля для возможных замечаний рецензента.

Изложение необходимо начинать с названия вопроса, текста задачи. В конце работы должен быть приведен список фактически использованных нормативно-правовых актов и литературы, указана дата выполнения работы и подпись студента.

Список литературы необходимо начинать с нормативно-правовых актов, располагая их по юридической силе в порядке убывания (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения и т.п. нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты).

После нормативно-правовых актов в алфавитном порядке (по первой букве фамилии автора книги или статьи) располагаются остальные литературные источники, материалы Internet с указанием адреса сайта.