БЛОК «КОГНИТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ»

 

Когнитивная ориентация в социальной психологии: источники и основные понятия.

 

Доминирование в 60-70гг

Сущность когнитивистского подхода - стремление объяснить социальное поведение при помощи познаватель­ных процессов.

 

ü Обращение в психической жизни/деятельности человека.

Главный акцент – процесс познания.

 

Впечатления о мире – появление связных интерпретаций – образование разл идей, верования, ожидания, аттитюды – они выступают регуляторами социального пове­дения.

 

Принятие решения – соотнесение предмета с классом явлений.

 

ü Главные проблемы – перцепция, аттракция, формирование/изменение аттитюдов.

 

ü Теоретические источники – школа Левина/ гештальт психология.

Заимствование у гештальта: образа, изоморфизма, господства хороших фигур, ассимиляция, контраст.

Заимствование у Левина: взаимодействие индивида и среды, валентности (+/-).

 

ü Основной механизм – процесс категоризации.

 

ü Понятие «когнитивная структура»(главное) – Любая форма взаимодействия между когнитивными элементами, которая имеет мотивационные, аффективные, установочные, поведенческие или когнитивные следствия.

 

ü Понятия «Стимул» и «ответ».

Стимул – объект по отношению к которому должна случиться моя категоризация.

Ответ – процесс организации когнитивных элементов.

 

ü Понятие «значения» - Извлекается из класса объектов. Следствие процессов категоризации.

 

 

К когнитивным теориям относятся:

1) теории когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розенберг);

2) вторая версия когнитивного подхода: теории С. Аша, Д. Креча и Р. Крачфилда, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимающие идеи соответствия. Рассмотрим более подроб­но содержание этих теорий.

 

Проблемы всех теорий соответствия:

1.недостаточность определений и операционализация понятий

2.много здравого смысла, но нет строгих моделей

3.не объяснили, почему мы видим что-то как противоречие

4.все в диаде

5.абсолютизируется стремление к балансу, а ведь противоречие—источник развития.

 

 

Теория структурного баланса Хайдера.

 

Основная идея - люди склонны раз­вивать упорядоченный и связный взгляд на мир. Акцент сде­лан на проблему восприятия.

 

Эксперимент: кадры с движущимися фигурами — дву­мя треугольниками и одним диском;

Вывод: что не существует принципиальных различий между вос­приятием физических объектов, как оно трактуется в гештальтпсихологии, и восприятием личностей.

 

Исходный тезис— важность изучения «жи­тейской психологии»

Методом изучения – анализ психологических понятий, употребляемых в языке, и их связи с понятиями, употребляемыми в сказках, но­веллах и т.п.

Важная детерминанта поведения - является стрем­ление человека к упорядоченному и связному пониманию его от­ношения к миру

 

Первый посту­лат теории сбалансированных структур — идея баланса.

Второй постулат — идея приписывания (каузальной ат­рибуции).

 

Модели баланса последовательно строятся сначала для диад, триад.

Баланс: «Понятие сбалансированного положения означает ситуацию, в ко­торой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стрес­са».

 

Ключевая идея теории: дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. схема Р-О-Х (опирается на жи­тейскую психологию – это модель когни­тивного поля воспринимающего субъекта, которое описывается при помощи трех элементов:

Р— воспринима­ющий субъект,

О —«другой» (воспринимающий субъект),

X— объект, воспринимаемый и воспринимающим субъектом и «другим» (явление, идея, вещь).

 

задача - выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым и какой тип отношений вызыва­ет ситуацию дискомфорта для Р.

Суждения житейской психологии:

1. Позитивные отноше­ния транзитивны ( «люблю того, кого любит друг»).

2. Негативные от­ношения нетранзитивны ( «не ненавижу того, кого ненавидит мой враг»).