БЛОК «КОГНИТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ»
Когнитивная ориентация в социальной психологии: источники и основные понятия.
Доминирование в 60-70гг
Сущность когнитивистского подхода - стремление объяснить социальное поведение при помощи познавательных процессов.
ü Обращение в психической жизни/деятельности человека.
Главный акцент – процесс познания.
Впечатления о мире – появление связных интерпретаций – образование разл идей, верования, ожидания, аттитюды – они выступают регуляторами социального поведения.
Принятие решения – соотнесение предмета с классом явлений.
ü Главные проблемы – перцепция, аттракция, формирование/изменение аттитюдов.
ü Теоретические источники – школа Левина/ гештальт психология.
Заимствование у гештальта: образа, изоморфизма, господства хороших фигур, ассимиляция, контраст.
Заимствование у Левина: взаимодействие индивида и среды, валентности (+/-).
ü Основной механизм – процесс категоризации.
ü Понятие «когнитивная структура»(главное) – Любая форма взаимодействия между когнитивными элементами, которая имеет мотивационные, аффективные, установочные, поведенческие или когнитивные следствия.
ü Понятия «Стимул» и «ответ».
Стимул – объект по отношению к которому должна случиться моя категоризация.
Ответ – процесс организации когнитивных элементов.
ü Понятие «значения» - Извлекается из класса объектов. Следствие процессов категоризации.
К когнитивным теориям относятся:
1) теории когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розенберг);
2) вторая версия когнитивного подхода: теории С. Аша, Д. Креча и Р. Крачфилда, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимающие идеи соответствия. Рассмотрим более подробно содержание этих теорий.
Проблемы всех теорий соответствия:
1.недостаточность определений и операционализация понятий
2.много здравого смысла, но нет строгих моделей
3.не объяснили, почему мы видим что-то как противоречие
4.все в диаде
5.абсолютизируется стремление к балансу, а ведь противоречие—источник развития.
Теория структурного баланса Хайдера.
Основная идея - люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир. Акцент сделан на проблему восприятия.
Эксперимент: кадры с движущимися фигурами — двумя треугольниками и одним диском;
Вывод: что не существует принципиальных различий между восприятием физических объектов, как оно трактуется в гештальтпсихологии, и восприятием личностей.
Исходный тезис— важность изучения «житейской психологии»
Методом изучения – анализ психологических понятий, употребляемых в языке, и их связи с понятиями, употребляемыми в сказках, новеллах и т.п.
Важная детерминанта поведения - является стремление человека к упорядоченному и связному пониманию его отношения к миру
Первый постулат теории сбалансированных структур — идея баланса.
Второй постулат — идея приписывания (каузальной атрибуции).
Модели баланса последовательно строятся сначала для диад, триад.
Баланс: «Понятие сбалансированного положения означает ситуацию, в которой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса».
Ключевая идея теории: дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. схема Р-О-Х (опирается на житейскую психологию – это модель когнитивного поля воспринимающего субъекта, которое описывается при помощи трех элементов:
Р— воспринимающий субъект,
О —«другой» (воспринимающий субъект),
X— объект, воспринимаемый и воспринимающим субъектом и «другим» (явление, идея, вещь).
задача - выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым и какой тип отношений вызывает ситуацию дискомфорта для Р.
Суждения житейской психологии:
1. Позитивные отношения транзитивны ( «люблю того, кого любит друг»).
2. Негативные отношения нетранзитивны ( «не ненавижу того, кого ненавидит мой враг»).