III. ФЛУКТУАЦИЯ ДРУГИХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССОВ

Что касается других, более частных форм политического ре­жима, таких как монархия и республика, автократия и демок­ратия или аристократия, тимократия, олигархия, тирания и т. п., то ихфлуктуации — беспорядочны. До сих пор популяр­но убеждение, что с «прогрессом культуры и цивилизации» мо­нархия сменяется республикой, автократия — демократией, что господство военных, финансовых олигархов или всесильных тиранов постепенно сходит на нет, а на смену ему приходит «са­моуправление народа, волей народа и ради народа» м, или гла­венство строго научных, высоко нравственных, высокорацио­нальных и справедливых групп и лиц. Все эти и множество других подобных теорий и верований, если за их словами скрывается что-то определенное, суть не что иное, как pia desideria35 — высо­кое и похвальное — и ничего больше. Социально-историческая действительность не дает никаких оснований для подобных ут­верждений. Гораздо ближе к реальности античные учения о «цик­личности» — Платона, Аристотеля, Полибия36, а также многих других мыслителей прошлого, которые считали, что основные формы правления просто флуктуируют и незаметно переходят друг в друга, без какой бы то ни было постоянной тенденции. Единственный спорный пункт в этих теориях (особенно у Поли-

28. Флуктуация теократических и светских форм господства615

бия) — это убеждение в том, что последовательность форм по­литического режима определенна и единообразна.

То же самое следует сказать и о других теориях, утверждаю­щих определенную и универсальную последовательность цик­личности форм. Подобные теории — в той части, в какой они утверждают единообразную последовательность порядка изме­нения форм правления и политических режимов и определенную периодичность этих изменений, — вряд ли могут быть приемле­мы. Возводя особый и единичный случай в степень всеобщего пра­вила, они делают обычную ошибку, свойственную многим лю­бителям скоропалительных обобщений.

ФЛУКТУАЦИЯ ИДЕАЦИОНАЛЬНОЙ И ЧУВСТВЕННОЙ СВОБОДЫ