III. ФЛУКТУАЦИЯ ДРУГИХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССОВ
Что касается других, более частных форм политического режима, таких как монархия и республика, автократия и демократия или аристократия, тимократия, олигархия, тирания и т. п., то ихфлуктуации — беспорядочны. До сих пор популярно убеждение, что с «прогрессом культуры и цивилизации» монархия сменяется республикой, автократия — демократией, что господство военных, финансовых олигархов или всесильных тиранов постепенно сходит на нет, а на смену ему приходит «самоуправление народа, волей народа и ради народа» м, или главенство строго научных, высоко нравственных, высокорациональных и справедливых групп и лиц. Все эти и множество других подобных теорий и верований, если за их словами скрывается что-то определенное, суть не что иное, как pia desideria35 — высокое и похвальное — и ничего больше. Социально-историческая действительность не дает никаких оснований для подобных утверждений. Гораздо ближе к реальности античные учения о «цикличности» — Платона, Аристотеля, Полибия36, а также многих других мыслителей прошлого, которые считали, что основные формы правления просто флуктуируют и незаметно переходят друг в друга, без какой бы то ни было постоянной тенденции. Единственный спорный пункт в этих теориях (особенно у Поли-
28. Флуктуация теократических и светских форм господства615
бия) — это убеждение в том, что последовательность форм политического режима определенна и единообразна.
То же самое следует сказать и о других теориях, утверждающих определенную и универсальную последовательность цикличности форм. Подобные теории — в той части, в какой они утверждают единообразную последовательность порядка изменения форм правления и политических режимов и определенную периодичность этих изменений, — вряд ли могут быть приемлемы. Возводя особый и единичный случай в степень всеобщего правила, они делают обычную ошибку, свойственную многим любителям скоропалительных обобщений.
ФЛУКТУАЦИЯ ИДЕАЦИОНАЛЬНОЙ И ЧУВСТВЕННОЙ СВОБОДЫ