Правило 2: «слушая, не замолкай».

В психологической практике это называется «Техника активного слушания». Теоретически это просто, но удивительно, что на практике этим навыком владеют очень немногие.

 

Приемы активного слушания:

 

  1. Произнесение звуков-междометий

– подтверждения – «м», «угу», «да» и т.д.;

- удивления – «да?», «ну?», «что вы?», «что вы говорите?»;

- стимулирования – «ну и …?», «и что?..»

Любой человек жаждет, чтобы его выслушали, особенно, если это связано с его самочувствием. Не замолкай, когда он говорит. Но и не перебивай.

  1. Присоединение к чувствам, которые испытывает говорящий.

На уровне эмпатии сопереживай его чувствам по поводу сказанного и недосказанного. Следи за тоном и темпом его монолога. Сопровождай свое сопереживание восклицаниями-фразами типа: «Ну, надо же!?», «Как приятно!», «Вот видите!..», «Да у меня даже мороз по коже…», «Ну вы подумайте!», «Ох, как хорошо!..». Для упражнения дополните список фраз такого рода, примеров 25-30, не меньше. А потом подчеркни фразы, которые могли бы быть твоими дежурными. А теперь обведи или придумай фразу, которая будет тебя отличать. В речи надо быть ярким, оригинальным.

В присоединении к чувствам есть еще прием «признания в тех же ощущениях». Например, на фразу: «Я, знаете, очень стеснительный человек», — может быть такое присоединение: «Вот и я был таким же, я стеснялся заговорить с кем-нибудь. Но начал работать, пересилил свой страх и теперь чувствую себя намного уверенней».

Или такой пример:

«Я не думаю, что буду это покупать», — и фраза присоединения: «Я совершенно с вами согласен. Я тоже так думал, когда мне предложили это в первый раз. Но когда я все-таки решился и купил, я ни на секунду не пожалел о том, что сделал».

И еще. «Я слышал, что в другом месте это стоит дешевле». — Ваш ответ: «Совершенно верно, вы правы. И я даже готов дать вам адрес, где это продают дешевое. Вы убедитесь, что там такое качество, что они могли бы продавать и еще дешевле, чем сейчас».

  1. Техника задавания вопросов.

— Слушая собеседника, не старайся думать о том, что скажешь ему в ответ. Слушай ЕГО.

— Не стремись показать, что ты больше понял, чем он захотел сказать. Старайся услышать его потребности, интересы, волнения и трудности.

— Задавай вопросы, которые помогут ему раскрыться. Например: «А что ты думаешь по этому поводу?»; «У тебя уже есть решение?», «Что ты будешь делать?».

— Подтверди как-нибудь, что ты понимаешь своего партнера. Задавай вопросы, перефразируя основную мысль, которую он обдумывает. Например: «Не хочешь ли ты сказать, что…?» или «Ты действительно так сердит?..», или «Я правильно тебя понимаю, что…?».

— Используй вопросы, программирующие партнера на принятие желаемого для тебя решения. Это вопросы из серии «Выбор без выбора». Типа «Вы думали сделать одинаковую страховую программу на детей и родителей, или вы будете делать разные программы?», «Вы хотите, чтобы обязательно Я рассказал вам о данной квартире или это может сделать мой коллега?».

— Задавай вопросы на подтверждение. «Ты очень расстроился?..», «Тебе было приятно?..», «То есть все свалили на тебя?..», «Ах, как это наверное, хорошо?!!».