II. ИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ, ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЧУВСТВЕННАЯ СИСТЕМЫ ЭТИКИ
A. Из природы идеациональной ментальности вытекают следующие характеристики идеациональной этики.
1) Она не подразумевает и не может подразумевать простое увеличение чувственного счастья, комфорта, удовольствий и полезности. Все это — мнимые ценности, которые не могут быть целью идеациональной этики.
2) Идеациональная система этики должна быть абсолютной, каковой она обычно и является. Поскольку она ставит своей целью привести своих последователей к единению с высшей и абсолютной ценностью, ее требования также носят абсолютный характер. Поэтому релятивизм, целесообразность, все, что как-то ограничивает этот абсолютный характер, — чужды такой этике.
3) Ее принципы считаются исходящими от Бога или другой сверхчувственной абсолютной ценности. В большинстве случаев — это заповеди, полученные от Бога (или богов).
B. Природа чувственной ментальности определяет характеристики чувственной этической системы, противоположные идеациональной.
1) Цель такой системы заключается в увеличении совокупности чувственного счастья, комфорта, полезности и удовольствия отдельных людей или социальных групп. Так как кроме чувственно воспринимаемой реальности и чувственной ценности других нет, единственная ценность, к которой стремится чувственная этика, — чувственно воспринимаемая.
2) Такая система не может не быть относительной, и поэтому с изменением внешних условий этические нормы также должны изменяться. Нормы, которые служат цели в одних условиях, перестают
24. Флуктуация систем этики
им служить в других обстоятельствах и потому могут и должны быть заменены нормами, подходящими к новой ситуации. Отсюда — релятивизм, целесообразность и изменчивость норм чувственной этики.
3) Они всегда выступают в качестве выработанных людьми норм, за которыми нет никакого другого авторитета. Если они разумны и служат цели достижения счастья, то они полезны; если не служат этой цели, то должны быть отвергнуты.
С. Наконец, идеалистическая этическая система занимает промежуточное положение.
1) Ее цель — одновременно и земная и трансцендентальная: служить Богу (абсолютной этической ценности), что приводит тех, кто служит этой цели, к подлинному счастью, понимаемому в духе эвдемонизма.
2) Главный принцип носит абсолютный характер; подчиненные нормы — относительны и, следовательно, изменчивы.
3) Основные нормы исходят от повелений Бога или другого верховного сверхчувственного авторитета, а вторичные — от требований разума и людей — носителей этой системы этики.
Чувственную этику можно назвать этикой счастья, идеацио-нальную — системой абсолютных норм. Ее особой разновидностью является система христианской морали — этика любви. Некоторыми своими чертами она отличается от других разновидностей абсолютной этики. Наконец, идеалистическая этика, будучи промежуточной этикой абсолютных норм, в какой-то степени разбавлена, смешана с самой утонченной формой этики счастья — эвдемонистической этикой — как ее разновидности.
Рассмотрим более подробно каждую из трех систем этики.
К чувственной этике счастья относятся все гедонис пческие утилитаристские и эвдемонистические этические си:гемы, которые считают чувственное счастье высшей ценностью и поощряют все, что способствует его достижению и увеличению в количественном и качественном отношениях. Все, что ведет к счастью, — добро, все, что ему препятствует, — зло, таков критерий и высшая ценность подобных систем.
Системы этики счастья, похожие друг на друга в главном, различаются в некоторых второстепенных деталях. В зависимости от последних эти системы можно разделить на три основных подвида. Первым является эвдемонизм, считающий высшей целью достижение счастья, понимаемого как создание таких условий жизни, при которых радость и наслаждение будут перевешивать страдание, горе и печаль. Это не счастье, понимаемое в духе «Carpe diem»2, то есть как возможность
524 Часть 4. Флуктуация нравственно-правового сознания
отхватить максимум разных удовольствий. Для эвдемонизма счастье — не просто совокупность чувственных удовольствий. В какой-то степени это еще и удовольствия не сенсуалистического характера, более утонченные, возвышенные, непреходящие, менее эфемерные. В этом смысле эвдемонизм не ориентируется преимущественно на чувственное и плотское и нацелен не только на преходящее мгновение. В своей оценке чувственного удовольствия он исходит из более длительной временной перспективы, и поэтому счастье рассматривается как высоконравственный образ жизни, а не просто как погоня за мимолетными наслаждениями.
Другая разновидность этики счастья — гедонизм — отличается от эвдемонизма тем, что усматривает высшую цель жизни в отдельных или единичных удовольствиях. Чем больше схвачено удовольствий, тем больше счастье, тем больше благо жизни. Делая упор на эти удовольствия, гедонизм должен быть и фактически является более «чувственным» и плотским, чем эвдемонизм. Идеал, который выражается словами «Carpe diem» или «Вино, женщины и песня»3, вовсе не характерен для эвдемонизма, но зато вполне согласуется с принципами гедонизма и представляет одну из форм его проявления. Он не настаивает на продолжительности удовольствий и счастья и в отличие от эвдемонизма не отдает предпочтения долговременным ценностям по сравнению с мимолетными.
Наконец, одной из разновидностей этики счастья является утилитаризм. Будучи ближе к эвдемонистической системе, чем к гедонистической (особенно в трудах английских утилитаристов4), он отличается от них тем, что делает упор на средствах достижения счастья (на том, что полезно для его достижения), а не на том, что такое счастье само по себе.
Эвдемонизм, гедонизм и утилитаризм могут быть либо индивидуалистическими или эгоистическими, когда в расчет принимается счастье только данного индивида, независимо от того, как это сказывается на остальных; либо общественными, когда в качестве высшей цели рассматривается не столько счастье данного индивида, сколько счастье социальной группы. Социальные формы этики счастья могут иметь и разные формы, в зависимости от того, идет ли речь о счастье ближайшего окружения (например, членов определенной семьи) или более крупной группы (возможно, всей нации) или даже всего человечества. Далее, как уже упоминалось, различные учения эвдемонизма, гедонизма и утилитаризма могут быть более или менее плотскими и сенсуалистическими. Наряду с крайними формами, как всегда, суще-
24. Флуктуация систем этики
ствуют и промежуточные формы. Таковы основные разновидности чувственной этики счастья.
Согласно идеациональной этике абсолютных норм, высшая цель >кизни заключается в реализации самой высокой ценности, например, единении с Богом, спасении души, в добре и красоте. При этом не важно, способствует такое достижение увеличению счастья или нет.
Между наиболее уточненными системами эвдемонизма и системами абсолютных этических норм разница часто становится незаметной. Одна органично сливается с другой, и в результате возникает идеалистическая система этики, которая является и абсолютистской и отчасти релятивистской, трансцендентальной и в то же самое время эвдемонистической.
Этика любви представляет собой разновидность этики абсолютных норм. Среди прочих ценностей она выше всего ставит ценность бесконечную, безграничную, освящая любовь к Богу и к конкретным отдельным личностям. В этом смысле любовь заключает в себе все остальные ценности. Истинная этика Иисуса Христа, Франциска Ассизского и других представителей христианства дает примеры такого рода этики любви.