ГИА русский язык. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1. Как сформулировано задание С2? Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смыслвысказывания лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, очём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 2 примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете (но это не обязательно) словами Г.Степанова.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты). Остановимся на них подробнее.

2. Как должно быть построено сочинение? Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление – тезис. 2. Основная часть – аргументы + примеры. 3. Заключение - вывод

3. Как начинать сочинение?Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.Тезис – это мысль, которую нужно доказать.В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г.Степанова.Но это не принципиально.Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления.

Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Нельзя не согласиться с мнение лингвиста. Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.

Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах.

Вариант 5. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.

Вариант 6. Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Вариант 7. Мне созвучны слова Г.Степанова о том, что "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише: лингвист(учёный, языковед, автор высказывания, филолог)Г.Степановутверждал (считал, писал, рассуждал) ... Высказывание (афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение) справедливо(верно, неоспоримо, бесспорно, понятно). Я (полностью) согласен с …(Не могу не согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение …) Автор убеждён, что... , и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно мнение автора о том, что... Докажем (покажем, продемонстрируем, подтвердим, проиллюстрируем, разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма. Я думаю, … (Я считаю, … По моему мнению, … На мой взгляд, … Мне кажется, … Безусловно, … Разумеется, … Конечно, …)

4. Как писать основную часть?Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.В основной части вы должны:объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести минимум 2 примера, иллюстрирующему лексические и (или) грамматические явления языка.

Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ:

Ø Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

Ø Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Ø Взаимосвязь лексики и грамматики.