III. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ И КРАТКОСРОЧНЫХ ФЛУКТУАЦИИ ПРЕСТИЖА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ__________________
Вышеприведенные примеры, заимствованные из области естественных наук, показывают, что научные теории, как и философские учения, а также и теории в других сферах мысли, действительно претерпевают флуктуации. Они показывают также, что более или менее значительные подъемы и упадки противоборствующих теорий явно связаны с соответствующими колебаниями основных систем истин и типов культуры.
Едва ли есть хоть малейшие сомнения в том, что не было ни одной научной теории, которая не испытывала бы подобных колебаний и, как мода, то не провозглашалась бы последним словом науки, а то и не пользовалась бы дурной славой. По крайней мере, мне чрезвычайно трудно, а то и просто невозможно, указать хотя бы одну какую-нибудь сравнительно широкую теорию в области естественных наук, которая была бы свободна от такого рода превратностей. Я не знаю ни одной общей теории, которая, после того как она была сформулирована, оставалась бы в течение достаточно долгого времени неизменной истиной. Некоторым теориям понадобилось несколько столетий, прежде чем они были признаны «последним словом науку» или же были — наоборот — дискредитированы как ошибочные и неадекватные. Другим для совершения подобного цик^а потребовалось гораздо меньше времени.
IV. ФЛУКТУАЦИЯ ТЕОРИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ
И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ____________________
Если «первые принципы», «категории человеческого мышления» и естественнонаучные теории переживают в плане их приемлемости подъемы и упадки, то это же справедливо и относительно всех теорий, касающихся проблем человека, культуры и социальных явлений — то есть общественных наук, включая историю, психологию и антропологию, и гуманитарных наук, в