III. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ И КРАТКОСРОЧНЫХ ФЛУКТУАЦИИ ПРЕСТИЖА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ__________________

Вышеприведенные примеры, заимствованные из области ес­тественных наук, показывают, что научные теории, как и философские учения, а также и теории в других сферах мысли, действительно претерпевают флуктуации. Они показывают так­же, что более или менее значительные подъемы и упадки проти­воборствующих теорий явно связаны с соответствующими ко­лебаниями основных систем истин и типов культуры.

Едва ли есть хоть малейшие сомнения в том, что не было ни одной научной теории, которая не испытывала бы подобных ко­лебаний и, как мода, то не провозглашалась бы последним сло­вом науки, а то и не пользовалась бы дурной славой. По крайней мере, мне чрезвычайно трудно, а то и просто невозможно, ука­зать хотя бы одну какую-нибудь сравнительно широкую тео­рию в области естественных наук, которая была бы свободна от такого рода превратностей. Я не знаю ни одной общей теории, которая, после того как она была сформулирована, оставалась бы в течение достаточно долгого времени неизменной истиной. Некоторым теориям понадобилось несколько столетий, преж­де чем они были признаны «последним словом науку» или же были — наоборот — дискредитированы как ошибочные и не­адекватные. Другим для совершения подобного цик^а потребо­валось гораздо меньше времени.

IV. ФЛУКТУАЦИЯ ТЕОРИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ

И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ____________________

Если «первые принципы», «категории человеческого мышле­ния» и естественнонаучные теории переживают в плане их приемлемости подъемы и упадки, то это же справедливо и отно­сительно всех теорий, касающихся проблем человека, культуры и социальных явлений — то есть общественных наук, включая историю, психологию и антропологию, и гуманитарных наук, в