III. ФЛУКТУАЦИЯ ИДЕАЦИОНАЛЬНОЙ И ЧУВСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИЙ ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА И ЧИСЛА
Все сказанное о причинности, вполне применимо и к другой категории мышления — времени. По поводу времени все мы можем повторить вопрос Августина: «Quid est ergo tempus? Si nemo ex me querat, scio; si quaerenti explicare velim, nescio» («Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему— нет, не знаю»)21. Для выполнения моей задачи, однако, достаточно указать, что существуют две разные концепции времени— идеациональная и чувственная, что степень их относительной влиятельности менялась и что идеациональная концепция времени имеет тенденцию доминировать в культурах и периодах главным образом идеациональных, тогда как чувственная концепция доминирует в культурах и периодах преимущественно чувственных.
Многие мои современники выросли в атмосфере чувственного восприятия пространства и даже не подозревают о существовании идеациональной его концепции. Они стремятся установить местонахождение всего чего угодно (даже разума и мышления, даже таких социокультурных ценностей, как философская система Платона, симфония Бетховена, «Илиада» Гомера, геометрия Евклида) в некоем чувственно воспринимаемом «локусе», в некоем чувственно воспринимаемом месте — будь то нервная система, партитура симфонии или концертный зал, где она исполняется, печатное издание «Илиады» или тому подобное «место». Им, этим моим современникам, с их безнадежными и совершенно абсурдными попытками «объективно запеленговать» такого рода ценности, сама идея идеационального пространства кажется чем-то странным и подозрительным. И тем не менее после вышеприведенных замечаний даже они должны признать, что столь необычные концепции существуют. Более того — если бы они потрудились глубже ознакомиться с некоторыми представ-
22. Флуктуация основных категорий мышления501
лениями о пространстве в разных культурах (скажем, древнекитайской), то они убедились бы, что эти странные концепции не только существуют, но и что они были детально разработаны и представлялись тем или иным народам или отдельным мыслителям столь же понятными и определенными, как нам — наше чувственно воспринимаемое трехмерное пространство классической механики, со всеми его специфическими свойствами.
Современные чувственные концепции пространственного строения Вселенной не говорят ни о Мировой Душе, ни о Боге, ни о Центральном Огне (Мировом Разуме), ни о Демиурге22 или Юпитере — ни о каком ином сверхчувственном феномене как о центре мира, как о неотъемлемой, более того — центральной части пространственной структуры вселенной. Точно так же ничего не говорят они о таких особых сферах мироздания, где обитают ангелы, святые, грешники и другое «нематериальное население». Не найдем мы в этих теориях и разделения Вселенной на Рай, Чистилище и Ад. Никаких подобного рода сверхчувственных элементов в них нет; они трактуют пространственный аспект Вселенной без чего бы то ни было сверхчувственного, независимо от того, считают ли они пространство конечным или бесконечным, пустым или заполненным атомами или чем-то другим — но опять-таки чувственно воспринимаемым.
Но давайте обратимся к космологическим картинам Вселенной, созданным Гесиодом, Гомером, Пифагором, Филолаем, Платоном или даже Аристотелем. Какой контраст! «Сверхчувственные элементы» пространственной структуры Вселенной не только присутствуют в ней, но и являются центральной — абсолютно неотъемлемой — ее частью, будь то Мироза," Душа и ее «локус» в ней, будь то Зевс, «Источник Необходимости», одухотворенный Центральный Огонь или нечто подобное. Таковы почти все греческие космогонические теории, шир жо распространенные до III в. до н. э. То же самое можно сказать и о средневековых космогонических теориях, в которых описываются сферы обитания душ, ангелов, святых, грешников, нечистой силы и т. п. Здесь указаны свойства, присущие каждой соответствующей сфере, их «пространственная связь»; предпринима-*°тся попытки самым непосредственным образом нарисовать Картину Вселенной и ее пространственной структуры, которая Должна согласовываться со Священным Писанием, в том числе 11 с такими приводящими в замешательство утверждениями, как <1вода, которая над твердью»23.