Архитектура.

- КРЕСТОВО- КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ -

тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

 

- БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство

- Храм Св. Софии (Премудрости Божией) в Константинополе (ныне Стамбул, Турция), выдающийся памятник византийской архитетктуры. Возведён в 532—37 гг. архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. По преданию, образ здания Св. Софии явился зодчим во сне.

 

Центрическая трёхнефная базилика воплотила идею простёртого над людьми Божественного мироздания. Возведённый в правление императора Юстиниана, в пору наивысшего могущества Византийской империи, храм стал не только культовым центром, но и местом проведения важных государственных мероприятий.

 

Купол диаметром 32 м перекрывает пространство храма на высоте ок. 40 м. Барабан в основании купола прорезан множеством окон; тонкие перегородки между окнами «растворяются» в потоках солнечных лучей, создавая ощущение «светового кольца» под свободно парящим куполом, который, как говорили, словно «подвешен к небу на золотых цепях», подчёркивая безграничность Божественной Вселенной. Свет, стекающий сверху в пространство храма, символизировал схождение Божественной благодати. Купол опирается на четыре огромных столпа, стоящие по углам подкупольного квадрата. Распор (давление) купола гасится с помощью полукуполов, примыкающих к центральной окружности, а также через ряды сводов в боковых нефах. Тяжёлые несущие опоры искусно скрыты: они зрительно сливаются с боковыми стенами или являются частью ажурной колоннады аркад. Роскошное внутреннее убранство храма (цветной мрамор, мозаики) довершало образ «Рая на земле», столь поразивший русских послов, посетивших литургию в Софии Константинопольской в 987 г., что, по преданию, стало одним из решающих доводов в пользу Крещения Руси.

Захватившие Константинополь турки превратили храм Св. Софии в мечеть, исказив её первоначальный облик внутренними и наружными переделками. Ныне в храме действует музей.

 

 

- Базилика Сан-Франческо (итал. Basilica di San Francesco) — францисканская церковь в Равенне (Италия).

 

Первоначально на месте базилики в V веке трудами равеннского епископа Неона была построена небольшая церковь, посвящённая апостолам Петру и Павлу. В X-XI веках она была полностью перестроена и получила название Сан-Пьетро-Маджоре. В период реконструкции к базилике была пристроена колокольня высотой 33 метра. В 1261 году базилика была передана монахам францисканцам и получила своё нынешнее посвящение в честь святого Франциска Ассизского.

 

В 1321 году в базилике был отпет поэт Данте, изначально похороненный в её внешнем портике, а затем в расположенном рядом мавзолее.

 

Базилика имеет размеры 46,5 на 23,76 метра и разделена на три нефа двумя рядами мраморных колонн (по 12 в каждом ряду). Центральный неф завершается полукруглой апсидой с окнами. Под ней находится затопленная крипта X века с мозаичным полом, в воде плавают золотые рыбки. В боковых нефах сохранились элементы первой церкви: скульптурные фрагменты VI века и украшенные саркофаги. От находившегося в церкви богатого склепа рода да Полента сохранилась лишь стрельчатая арка XIV века с остатками фресок.

Престол главного алтаря базилики сделан из саркофага епископа Ливерия (IV век). Он украшен рельефным изображением Христа на троне в окружении апостолов, помещенных в ниши, разделяемые коринфскими колоннами. Под алтарём в каменном саркофаге хранятся мощи епископа Неона, местночтимого святого.