I. ВВЕДЕНИЕ
В предыдущих главах было показано, что с изменением главных типов культуры и присущих им систем истины «первые принципы» человеческой мысли — научной и философской — также претерпевают изменение в плане их влиятельности, степени применимости, истинности и авторитетности. В этой главе я попытаюсь развить данное положение. С изменением типа культуры трансформируются не только первые принципы, но и ос новные категории человеческого мышления: время, пространство, число, причинность — без которых невозможно никакое познание. Некоторые из этих преобразований происходят, возможно, независимо от главных установленных нами переменных — типов культуры и их систем истины. Другие, наоборот, тесно связаны с подъемом и упадком каждого типа культуры и, таким образом, являются многочисленными составляющими, изменение которых находится в зависимости от соответствующего изменения доминирующего типа культуры.
II. ФЛУКТУАЦИЯ ИДЕАЦИОНАЛЬНЫХ И ЧУВСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРИЧИННОСТИ
Вопреки бытующему мнению, понятия «время», «пространство», «число», «причинность» и производные от них обладают в различных культурах не одним и тем же смыслом. В рамках идеационального сознания «время» понимается совсем не так, как в рамках сознания чувственного, хотя и в том, и в другом случае речь идет об одной и той же категории. Сказанное справедливо и относительно идеациональной и чувственной трак-
22. Флуктуация основных категорий мышления489
тонки пространства, числа, причинности и некоторых других категорий.
Идеациональное сознание, как и чувственное, признает, что каждый факт или каждое явление имеют свое основание или причину. Но в отношении того, что представляет собой эта причина и где ее следует искать — в области ли сверхчувственных или чувственно воспринимаемых явлений, — эти две ментальности глубоко отличаются друг от друга. Логично было бы предположить, что идеациональная менталъность будет искать причину или основание (causa sive ratio, как сказал бы Декарт1) в мире идеациональном, лежащем по ту сторону или над иллюзорным миром чувств, тогда как чувственное сознание стало бы искать причину в сфере чувственно воспринимаемых явлений, и ни в
какой иной.
Далее, логично было бы предположить, что для чувственного сознания в определенном смысле неизбежен второй принцип каузальности — «одинаковые причины влекут за собой одинаковые следствия». В противном случае сама причинная связь оказалась бы незаметной и неотличимой от связи случайной, по типу post hoc, ergo propter hoc2, возникающей в результате простого совпадения соответствующих фактов или их последовательности в пространстве и во времени.
Иначе обстоит дело с идеациональной ментальностью. Сверхчувственное толкование причины (Бог, дьявол, Провидение, Брахма и т. д.) не обязывает признавать, что одна и та же причина вызывает одинаковые последствия. «Неисследимы пути Его»э; духовная, творческая и свободная природа сверхчувственной каузальной силы позволяет ей произвести следствие Л, В, С, N — короче говоря, любое следствие.
Итак, если первый принцип каузальности, согласно которому все имеет основание или причину, приемлем и дли идеациональной, и для чувственной ментальности, то второй принцип — однозначная связь между причиной и следствием — почти неизбежен для чувственной и вовсе не обязателен для идеациональ-йой концепции причинности.
Если исследовать проблему причинности с этой точки зрения, то основные результаты можно подытожить в виде следующих
Утверждений.
1) Имеются две глубоко различные концепции причинности — идеациональная и чувственная, а также несколько кон-й промежуточного типа. Идеациональная ментальность