V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный выше очерк чрезвычайно краток, но, надеюсь, он достаточно точно прослеживает основные колебания, которые претерпевал изучаемый нами «первопринцип». В итоге можно сделать следующие вполне определенные выводы. Первый: относительная влиятельность каждой из основных концепций в разных культурах разная. Второй: в истории одной и той же культуры эта влиятельность изменяется. Третий: влиятельность, распространенность и авторитет каждой концепции зависит во многом от характера доминирующей ментальности данной культуры в данное время.
Не столь очевидным, но навряд ли ошибочным является четвертое предположение, а именно — о предварительных корреляциях, которые были установлены между идеациональной и чувственной культурами, с одной стороны, и типами концепций, которым отдает предпочтение каждая из них, с другой стороны (этим и объясняется тенденция, в силу которой та или иная концепция становится влиятельной). Фактический материал, в кратком виде представленный в этой главе, плюс некото-
21. Флуктуация «первых, принципов»: VII. Концепции процессов487
рые соображения логического порядка, по-видимому, сделают эти предположения вполне вероятными. Таким образом, достоверность или недостоверность каждой из этих концепций — так же, как и других первых принципов, о которых шла речь выше, _ зависит от содержания господствующего типа культуры. Все выводы, сделанные в предыдущих главах, справедливы относительно и этой «категории» человеческой мысли.
ФЛУКТУАЦИЯ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ МЫШЛЕНИЯ: ПРИЧИННОСТИ, ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА, ЧИСЛА