IX. ДИНАМИКА НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ_______________
В предыдущих разделах было сказано, что динамика научных открытий и изобретений связана с типом культуры и доминирующей в ней системой истины. Темпы научного развития в рамках идеациональных культур (в которых господствует истина веры) имеют тенденцию замедляться, стабилизироваться и даже падать ниже обычного уровня; в чувственных же культурах (где преобладает истина чувств) они быстро
нарастают.
В полном, четырехтомном издании моего труда представлена подробная разработка этого предположения, сделанная на основе анализа развития и флуктуации естественных наук и технологии. Здесь же важное его доказательство представлено в табл. 5, помещенной ниже. Наиболее существенные результаты этого анализа в краткой форме можно резюмировать так.
1) Развитие естественных наук, по-видимому, догжно положительно ассоциироваться с истиной чувств и негативно — с истиной веры; истина разума занимает в этом смысле нейтральную позицию.
2) Развитие естественных наук, как и эмпирической системы истины, претерпевает флуктуации, временами демонстрируя быстрый рост, а временами — стагнацию. Не наблюдается никакой линейной тенденции ни в истории отдельных культур, ни в Истории всего человечества.
3) Эмпирическая система истины и естественные науки имели в течение последних четырех или пяти столетий рост беспрецедентный. Их развитие и по сей день продолжается ускоренными темпами.
348 Часть 3. Флуктуация систем истины и знания
4) Тем не менее критический взгляд на современное развитие естественных наук обнаруживает некоторое замедление темпа прогресса и признаки «утомления». Пока что трудно сказать, является ли такая ситуация всего лишь временной и краткосрочной «передышкой» или же она знаменует начало долговременного упадка.
5) Более того, это «утомление», ставшее заметным на рубеже XIX и XX вв., согласуется с известным охлаждением к перезревшей чувственной культуре, наблюдаемым во всех сферах. В этом смысле это охлаждение не какой-то «изолированный признак», а всего лишь один из многих взаимосвязанных симптомов преобразования — краткосрочного или долговременного, — происходящего сейчас в нашей культуре.
6) Так как общее направление движения в данной сфере также уходит в сторону от чувственно воспринимаемой реальности, это означает, что даже в последнее время наша культура проявляет себя интегрированной не только логически, но и каузально.