IX. ДИНАМИКА НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ

И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ_______________

В предыдущих разделах было сказано, что динамика науч­ных открытий и изобретений связана с типом культуры и до­минирующей в ней системой истины. Темпы научного разви­тия в рамках идеациональных культур (в которых господствует истина веры) имеют тенденцию замедляться, стабилизиро­ваться и даже падать ниже обычного уровня; в чувственных же культурах (где преобладает истина чувств) они быстро

нарастают.

В полном, четырехтомном издании моего труда представле­на подробная разработка этого предположения, сделанная на основе анализа развития и флуктуации естественных наук и технологии. Здесь же важное его доказательство представ­лено в табл. 5, помещенной ниже. Наиболее существенные ре­зультаты этого анализа в краткой форме можно резюмиро­вать так.

1) Развитие естественных наук, по-видимому, догжно по­ложительно ассоциироваться с истиной чувств и негативно — с ис­тиной веры; истина разума занимает в этом смысле нейтральную по­зицию.

2) Развитие естественных наук, как и эмпирической системы истины, претерпевает флуктуации, временами демонстрируя бы­стрый рост, а временами — стагнацию. Не наблюдается ника­кой линейной тенденции ни в истории отдельных культур, ни в Истории всего человечества.

3) Эмпирическая система истины и естественные науки име­ли в течение последних четырех или пяти столетий рост беспре­цедентный. Их развитие и по сей день продолжается ускоренны­ми темпами.

348 Часть 3. Флуктуация систем истины и знания

4) Тем не менее критический взгляд на современное развитие естественных наук обнаруживает некоторое замедление темпа про­гресса и признаки «утомления». Пока что трудно сказать, являет­ся ли такая ситуация всего лишь временной и краткосрочной «пе­редышкой» или же она знаменует начало долговременного упадка.

5) Более того, это «утомление», ставшее заметным на рубе­же XIX и XX вв., согласуется с известным охлаждением к пере­зревшей чувственной культуре, наблюдаемым во всех сферах. В этом смысле это охлаждение не какой-то «изолированный при­знак», а всего лишь один из многих взаимосвязанных симпто­мов преобразования — краткосрочного или долговременно­го, — происходящего сейчас в нашей культуре.

6) Так как общее направление движения в данной сфере так­же уходит в сторону от чувственно воспринимаемой реальнос­ти, это означает, что даже в последнее время наша культура про­являет себя интегрированной не только логически, но и каузально.