Амплитудное вибрато и тремоло

Сущность амплитудного вибрато состоит в периодическом изменении амплитуды звукового сигнала с очень небольшой частотой, от долей герца до 10-12 Гц. Если частота вибрато вне этих пределов, нужный эстетический эффект не достигается.

Спектр, а значит и тембр сигнала с амплитудным вибрато богаче по отношению к тембру исходного сигнала. С таким спектром можно проделывать различные манипуляции, например, изменять уровни спектральных составляющих с помощью фильтров.

Степень проявления эффекта характеризуется глубиной вибрато: отношением максимального изменения амплитуды вибрато к амплитуде исходного сигнала. Диапазон допустимых значений глубины вибрато - от 0 до 1. Оптимальная с точки зрения художественного результата частота амплитудного вибрато составляет 6-8 Гц.

Особой разновидностью амплитудного вибрато является тремоло. Его отличительные признаки - относительно высокая частота вибрации (10-12 Гц), максимальная глубина, равная 1, и импульсная форма результирующего сигнала.

В аналоговых устройствах амплитудное вибрато реализуется с помощью перемножителей сигналов. Основная проблема этих устройств -неполное подавление управляющего сигнала. При большой глубине вибрато это проявляется в виде ясно прослушивающегося "стука" с частотой модуляции. В компьютерных программах этот недостаток может быть полностью устранен.

Компьютерные музыканты имеют дело с двумя вариантами реализации амплитудного вибрато: аппаратным и программным. Аппаратный способ предполагает наличие в звуковой карте усилителей с управляемым коэффициентом усиления. Программный способ заключается в перемножении значений цифровых отсчетов звуковых колебаний со значениями отсчетов функции, описывающей управляющий сигнал.


Сигнал с глубоким амплитудным вибрато, сгенерированный в редакторе Cool Edit Pro 2

При обработке вокальных партий амплитудным вибрато нужно пользоваться очень осторожно. Глубина его не должна быть большой, тремоло совсем недопустимо. Пик моды на амплитудное вибрато остался в десятках лет позади. В современной электронной музыке его используют редко. И напрасно. Это очень красивый эффект.