VI. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ФЛУКТУАЦИИ ИСКУССТВА
Наше исследование флуктуации основных видов идеациональ-ного и чувственного искусства приводит к следующим выводам.
A. История греко-римского и западноевропейского искусства показывает, что долгосрочная флуктуация, или чередование чувственной и идеациональной форм, действительно происходит во всех его сферах: живописи, скульптуре, музыке, литературе и драме.
B. Когда какая-нибудь из этих форм становится доминирующей, то те черты, которые логически ей присущи, начинают фактически проникать и проявляться во всех сферах искусства. Эти характерные черты являются одновременно и элементами и симптомами той или иной из этих форм. Другими словами, они соединены с ней и друг с другом логически и фактически, и если мы знаем, что искусство такого-то периода является чувственным, или идеациональным, или идеалистическим и действительно интегрированным, то мы должны их предполагать и можем наблюдать. Большинство из этих специфических черт было довольно подробно рассмотрено выше, здесь же ради краткости и ясности наиболее существенные из них перечислены еще раз в виде списка элементов каждого из основных стилей.
Является ли соединение этих черт в специфические группы, а соединение каждой из этих последних с соответствую гтей формой искусства чем-то присущим лишь греко-римскому и западному искусству или может претендовать на статус всеобщей закономерности, проявляющейся не только во времени — то есть не только в ходе развития греко-римской и западной культуры, — но и в пространстве, в том смысле что эти специфические черты предположительно можно наблюдать в любом идеа-циональном искусстве, независимо от времени и места данной культуры, группы, личности, будь то культура индийская, тибетская, китайско-даосская или любая другая? Иными словами, встречаются ли соединения, которые мы обнаружили, во многих культурах в различные времена? Или их следует считать чем-то особым и приложимым только к тем культурам, которые мы рассматривали, и ни к каким другим?
2 78 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства