I. ИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ, ЧУВСТВЕННАЯ И СМЕШАННАЯ ФОРМЫ МУЗЫКИ
Общие понятия — идеациональное и чувственное — имеют столь же фундаментальное значение в сфере музыки и так же применимы к ней, как и к живописи, скульптуре и архитектуре.
Как для идеациональной живописи визуальное впечатление (через зрение) играет второстепенную роль, а цель картины состоит в том, чтобы дать представление об идее объекта, существующей в уме, так и в идеациональной музыке главное не звуки — приятные или неприятные — а то скрытое за ними, знаками или символами чего они являются. Суть такой музыки — не в звуках, воспринимаемых ухом, а в том, что может быть постигнуто лишь умом.
Цель чувственной музыки, напротив, — доставить удовольствие слуху. Критерием является ее «слышимая красота», ее нарицательная цена, которая не зависит от какого бы тб ни было сокрытого смысла. Если он и есть, скажем, в так называемой программной музыке, то не выходит за рамки чувственно воспринимаемого, эмпирического мира. Высший судья здесь — слух, и именно он решает, является ли музыка приятной, доставляющей наслаждение, очаровательной, восхитительной; изображают ли звуки «облака», «любовь», «летнюю ночь», «мечты», «ужас» и т. п. Музыка принимается или отвергается в зависимости от ее «слышимой красоты», аналогично тому, как в визуальной живописи картина оценивается по чисто визуальному впечатлению, которое изображенный предмет оказывает на зрение. Эти два типа музыки представляют две разные ментальнос-ти, два разных отношения к миру звуков и миру реальности.
204 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
Чтобы уяснить различия между этими двумя типами, обратимся к доминировавшему в средневековой музыке плавному пению, в частности, к той его разновидности, которая представлена пением грегорианским'. Многие читатели, вероятно, знают, что плавное пение было не только основной музыкой средних веков, но чуть ли не единственной великой музыкой, которая поглотила или упразднила все другие формы. «В течение столетий это была единственная музыка, какую знали, исполняли и изучали»2.
С точки зрения чувственно-слухового критерия средневековое пение — вообще не музыка. Это что-то странное, не доставляющее наслаждения, примитивное, скучное, не обладающее ни одним из тех признаков, какие мы обычно относим к музыке, — ни гармонией, ни полифонией, ни привычным размером,
«С точки зрения мелодии плавное пение, по-видимому, противоречит всякому здравому смыслу... Оно имеет весьма слабое представление о словах и рисунке фраз (слова и фразы разбиваются без учета их значения и единства). Другая странность — вокализм этого пения (который опять же противоречит всем правилам музыки)»3.
«Уже и перечисленных дефектов вполне достаточно. Но это еще далеко не все дефекты, и отнюдь не самые явные... Такая музыка приводит в замешательство. В ней нет ничего характерного для нашего музыкального искусства. Она пренебрегает размером. Не заботится вообще (или очень редко) о том, что называется "экспрессией"... Не имеет фиксированного темпа. Не улавливает никаких нюансов в интенсивности (forte, piano4); тона, которые она обычно использует, практически невозможно воспроизвести; ей незнакома транспозиция5; она позволяет басу исполнять то, что написано в самом высоком регистре. В конце концов, доставляет эта музыка, по крайней мере, наслаждение? Это весьма сомнительно... Можно добавить, что она непригодна ни для какой аудитории (концертного зала). Она не создана для того, чтобы ее слушали. В церкви не имело значения, есть ли какие-нибудь слушатели, важны были только исполнители. Все это означает, что плавное пение... противоречит всем нашим представлениям и всем нашим привычкам. Одним словом, это пение антимузыкально»6.
Вот такая музыка. В ней нет ничего музыкального в том смысле, который вкладывается в данный термин применительно к чувственной музыке. Но следует ли отсюда, что она являет со-
11. флуктуация форм музыки 205
бой абсолютно негативную ценность? Если кто-нибудь станет утверждать это, он столкнется с непреодолимыми трудностями, пытаясь объяснить, почему и как она оказалась способной быть не только высшей, но и единственно великой музыкой во всем западно-христианском мире в течение почти тысячи лет, как она могла существовать, доминировать и, без всяких сомнений, исполняться в течение столь длительного времени и на таком обширном «культурном пространстве». Перед тем, кто станет утверждать подобное, возникнут и многие другие, не менее серьезные, трудности, свидетельствующие о том, что он ошибается. Нельзя подходить к идеациональной музыке с критерием совершенства музыки чувственной. Это абсолютно неверный подход, который приводит к абсурдному выводу. На самом деле плавное пение — один из самых ярких, может быть, даже самый яркий, чистый и наиболее характерный образец идеациональной музыки, и если это понять, то средневековое пение перестанет восприниматься как некое «чудо».
«Означает ли все это, что "оригинальность" плавного пения является ценностью чисто негативной? Наоборот, оно восхитительно. Мы поневоле пришли к выводу, что тщательно и вполне сознательно избегая всяческих "красивостей", плавное пение по своей выразительности выше всех форм светского искусства, поскольку связано с таким душевным настроем, который выше всех [обыденных] чувств, возникающих обычно благодаря музыкальной экспрессии. Наверное, неправильно было бы утверждать, что плавное пение носит мистический характер и обладает лишь своеобразным духовным богатством (поклонники светской музыки, для которых важна исключительно внешняя сторона, расценивают этс как убожество). Утверждать это, значило бы оставить без внимания его красоту и разнообразие, потому что на деле оно не является сухим, абстрактным и не способным трогать и волновать... Это восхитительное проявление христианского идеализма... Оно спокойно. Эю торжество формы. Это целая эпоха»7.
Приведенных высказываний достаточно, чтобы продемонстрировать идеациональный характер музыки Средневековья и окончательно прояснить .суть идеациональной и чувственной форм музыки.
Чувственная музыка гедонистична. Она имеет свой raison etre a лишь постольку и лишь до тех пор, пока обладает чувственно воспринимаемой красотой (подобно тому как внешне
206 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
привлекательная, но не очень умная женщина ценится до тех пор, пока сохраняет свою красоту, а когда она ее утрачивает, становится неинтересной, вялой и скучной). Если звуки приятны для слуха, это хорошая музыка, если нет — музыка плохая.
Как и в живописи, скульптуре и архитектуре, в музыке тоже имеются смешанные формы, одной из самых существенных разновидностей которых является идеалистическая и кубистская музыка, соотносимая с невизуальным стилем в живописи.
В идеалистической музыке идеациональные ценности и чувственная красота гармонично сочетаются. Таковы, например, многие композиции Палестрины, Баха, Бетховена. Их нельзя назвать ни всецело чувственными, как большинство чувственно-прекрасных музыкальных пьес, ни всецело идеациональны-ми, как грегорианские песнопения.
Подобные градации есть и в чувственной музыке.
А. Идеациональная музыка стремится быть «внутренней», тогда как чувственная склонна к внешним эффектам и театра-лизованности. Будучи «внутренней», идеациональная музыка не нуждается ни в технических средствах выразительности, ни в каких бы то ни было внешних приемах, призванных «поразить», «ошеломить», произвести чувственные впечатления. Ей не надо никакого «украшательства». Она подобна безмолвному общению души с Богом и может достигнуть своей цели самыми простыми средствами. Поэтому она не стремится к популярности, успеху, публичному одобрению, к тому, чтобы ее считали самым значительным, самым громким, самым ходким товаром на рынке. Она не требует огромных хоров, концертных залов, рекламы, аплодисментов и т. п. Возьмем грегорианское и амв-росианское песнопения9 — эти наиболее чистые формы идеа-циональной музыки. Каким скромным и простым было когда-то ее техническое оснащение. Римская школа во времена св. Григория довольствовалась только семью певцами. Позднее, несмотря на всю роскошь папской Сикстинской капеллы, в ней насчитывалось не более 37 певцов. А в 1565 г. (в год «Мессы» Палестрины) их число было сокращено до 24. Ни оркестра, ни инструментального сопровождения не было.
Нельзя, однако, упрекать чувственную музыку за ее театра-лизованность, склонность ошеломлять, быть «модной», сенсационной, за попытки использовать с этой целью все, что только можно, — убийственный размах и различные трюки. Ее нельзя упрекать за это потому, что такова ее природа. Она должна быть
ц. флуктуация форм музыки
интересной, развлекательной, должна доставлять наслаждение, пользоваться успехом и популярностью. В противном случае ее вообще не будет.
Это различие проявляется не только в количестве технических средств, используемых каждым типом музыки, но и во многом другом. Грегорианские песнопения не сопровождаются аккомпанементом; звучат только голоса, причем они поют в унисон: нет никакой полифонии, а мелодия почти все время звучит в одной октаве. И впрямь, какая скудость выразительных средств!
Чувственная музыка употребляет любые средства, которые могут усилить чувственное воздействие (и злоупотребляет ими), — будь то количество голосов, чрезвычайный диапазон их звучания, модуляций10, все виды консонансов и особенно диссонансов, хроматизм11, резкая смена ритмов, различная интенсивность звуков и т. д.
B. Идеациональная музыка стремится к однородности стиля, если под однородностью понимать ее внутреннюю согласованность и отсутствие всего, что к ней не относится. Чувственная музыка должна быть противоположной: она не может позволить себе быть чистой. Подобно «кинозвезде», она живет до тех пор, пока очаровывает, а когда ее «шарм» проходит, она становится никому не нужной. Ей свойственно искать популярности, приспосабливаться к любым капризам и вкусам широкой публики — или тех, кто платит, — красоваться на обложках и добиваться «известности» и «славы»! Поэтому она не брезгует ничем из того, что способствует «успеху». Промежуточные формы занимают промежуточные позиции. Палестри-на, Виктория и Орландо ди Лассо, Бах, Гендель, Моцарт и Бетховен — у всех у них чрезвычайно однородный сгллз (потому что их музыка носит по большей части идеалистический характер); но он не настолько «последователен», как у грегорианских песнопений. Наравне с высочайшей музыкой здесь наблюдается Уже и примесь чужеродных элементов.
C. Идеациональная музыка, будучи «внутренней», не вынуждает автора или творца заботиться о своих правах, защищать свое имя и авторство. Так как это музыка не для слушателей, а Для общения души с самой собой или со своим богом, беспокоиться об этом нет повода. Для чувственной музыки такая забо-
а неизбежна. Она должна быть «индивидуалистической». ^ Идеациональная музыка — это слышимый знак неслы-имых великих ценностей, которые являются, как правило,
208 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
ценностями коллективными. Сугубо индивидуальные ценности слишком слабы, хрупки и недостоверны, чтобы быть великими.
Великая идеациональная музыка обязательно предполагает высокую степень однородности общественного сознания; в противном случае ее «слышимые знаки» остались бы непонятыми и потому непостижимыми. Для чувственной музыки все это не имеет значения. Она предназначена для разношерстного рынка, для того, кто ее купит.
Е. Чисто идеациональная музыка не нуждается в каком бы то ни было эстетическом теоретизировании, эстетической критике и профессиональных ценителях искусства. Вместо этого ей нужны (и, как правило, имеются) нравственные цензоры, чья задача следить, точно ли она соответствует сверхэмпирическим и прочим ценностям, которые скрываются за звуковыми символами. Так как символы, выбранные для того, чтобы выражать эти ценности, обычно уже существуют в социальной среде до индивидуальных творцов подобной музыки, эти последние, как правило, принимают их и только шлифуют и модифицируют, но не изменяют радикально.
Иная ситуация в периоды господства чувственной музыки. Сама ее природа выдвигает в качестве критерия красоту и совершенство, а значит, требует развития теоретизирования и профессиональной критики. Как и в области чувственных вкусов, чрезвычайно разнообразных и меняющихся от человека к человеку, от группы к группе, от периода к периоду, это разнообразие порождает постоянно растущее число теорий красоты и эстетического совершенства. Эстетическим теоретизированием занимаются профессиональные критики, «обозреватели», «ценители» и т. п. Такова внутренняя связь между ними.
На стадии изумительного слияния идеациональной и чувственной музыки — великого идеалистического периода в истории любого искусства — теоретизирование и критицизм еще не вполне развиты. Это искусство столь прекрасно и совершенно, что нет необходимости в теоретическом оправдании и логических доказательствах его величия и красоты, ибо оно само является лучшим и убедительнейшим воплощением совершенства и красоты — гораздо более убедительным, чем любое литературно-критическое эссе на тему, что прекрасно, а что — нет. Величие его творений столь очевидно для всех, что критики вынуждены подчиниться и принять критерии, задаваемые произведениями искусства. Для таких периодов вполне приемлемы едкие замечания Л. Толстого о профессиональных художественных крити-
ВКГ.сЙКА 1(1, 2 — из книги: Boas F. Primitive Art)
1. Бамбуковая коробка из Меланезии.
2. Фрагмент чаши, изготовленной индейцами племени зу-ньи (США, штат Нью-Мехико).
3. Образцы корзин из Британской Гвинеи.
4. Священный щит работы мексиканских индейцев.
5. Узоры индейцев племени шаен (северо-западные районы США).
ВКЛЕЙКА II (1, 2 — из книги: Boas F. Primitive Art)
1. Таз и кувшин (древнеегипетский рисунок).
2. Спящая под одеялом (древнеегипетский рисунок).
3. Дворец в Амарне (древнеегипетский рисунок).
4. Пленные рабы (древнеегипетский барельеф).
5. О. Нерлингер. Летний день.
6. Современные детские рисунки.
ВКЛЕЙКА 111
1- П. Пикассо. Виолончель.
2. Рельеф саркофага из коллекции Людовизи (IV в.).
3. 4. Изображения Распятия на окладах Нового Завета (ок. IX в.).
ВКЛЕЙКА IV
1. Изображение бизона эпохи палеолита (пещера на юге Франции).
2. Наскальные рисунки бушменов Южной Африки.
3. Умирающая львица. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии.
4. Газели в степи. Рельеф из дворца Ашшурбанипала
ВКЛЕЙКА V
А. Дюрер. Ева (набросок). Рембрандт. Одевающаяся женщина. А. Дюрер. Святой Иероним в своей келье. Остаде. Художник в мастерской. П. Рубенс. Христос, несущий крест.
ВКЛЕЙКА VI
1. П. Сезанн. Старуха с четками.
2. Э. Хеккель. Офорт.
3. Эхнатон {древнеегипетский бюст).
ВКЛЕЙКА VII
1, 2. Скульптурные изображения Перикла {Древняя Греция).
3. Пьета (XI или XIII в.).
4. Скульптурный портрет Иисуса Христа {XIII в.).
5. Скульптурно-аллегорическое изображение христианской церкви (XIII в.
6- Скульптурно-аллегорическое изображение синагоги (XIII в.).
7- Микеланджело. Пьета (XVI в.).
ВКЛЕЙКА VIII
1. Бюст императора Каракаллы.
2. Голова Иисуса Христа (XIV-XV вв.).
3. Г. Дювалль. Иисус Христос на кресте.
4. Н. Ге. Распятие.
5. Г. Гольбейн Младший. Мертвый Христос.
ВКЛЕЙКА IX
1. П. Пикассо. Девушка с мандолиной.
2. П. Пикассо. Абстрактный рисунок.
3. О Нерлингер. Летний день.
4. Курт Швиттерс, Портрет рабочего.
5. Пауль Клее. Даль [Entfernung].
ВКЛЕЙКА X
1. Золотая чаша из Вафио.
2. Дощечка с надписью и изображением и фрагмент расписной метопы из Коринфа.
3. Голова стратега.
4. Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом.
5. Портрет Анакреона.
ВКЛЕЙКА XI
1. Беседующие женщины. Статуэтка из Мирины (Малая Азия).
2. Играющие женщины. Статуэтка из Капуи.
3. Рельеф большого фриза Пергамского Алтаря.
4. Лаокоон.
5. Филитер Пергамский.
ВКЛЕЙКА XII
1. Портрет Аррингатора.
2. Настенная живопись из Помпеи.
3. 4. Скульптурные портреты императора Августа. 5. Фрагмент Алтаря Мира Августа.
ВКЛЕЙКА XIII
1. Гигантский бюст императора Тита.
2. Гигантский бюст императора Домициана.
3. Скульптурный портрет императора Каракаллы в гневе.
4. Антиной, любимец императора Адриана.
5. Гигантский бюст императора Константина.
6. Гигантский бюст императора Валентиниана.
7. Саркофаг IV в. н. э.
ВКЛЕЙКА XIV
1, 2, 3. Г. Гольбейн Младший. Рисунки из серии «Пляска Смерти».
4. А. Дюрер. Меланхолия.
ВКЛЕЙКА XV
1. Леонардо да Винчи. Св. Анна с младенцем Иисусом.
2. Джорджоне. Спящая Венера.