Заключение

Бюджет - это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утвержденным соответствующим представительным органом в правовой форме.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Список используемой литературы

 

1. Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь, 2007 г., №2, с 4.

2. Курс экономической теории. // под ред. Чепурина., Москва:АСА, 2005 г., 624 с.

3. Муртазаев Э., Россия может обслуживать свои долги. // Известия, 2006 г., 2 декабря, с 4.

4. Мэнкью Н. Г., Макроэкономика, Москва: издательство Московского университета, 2004 г., 736 с.

5. Петраков Н., Годзинский А., И с долгом расплатиться и производство оживить. //Экономика и жизнь, 2008 г., №39, с 1.

6. Сильвестров С., Внешняя экономическая деятельность субъектов РФ. // Politeconom, 2008 г., №4(11).

7. Симонов В., Кухарев А., Перспективы развития рынка внутреннего государственного долга России. // Вопросы экономики, 2008 г., №11, с 65.

8. Теоретическая экономика (политэкономия) // под ред. Журавлевой Г. П., Москва: ЮНИТИ, 2005 г., 485 с.

9. Титков В., Проблемы управления российским внешним долгом // Вопросы экономики, 2009 г., №11, с 78-85.

10. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».