I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГОСПОДСТВО ИДЕАЦИОНАЛЬНОГО ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА В ПЕРИОД С VI ПО XII В.
Даже и непрофессионал, ознакомившись сначала со скульптурой и живописью периода V в. до н. э. — III в. н. э., а затем с колоссальными, исполненными в манере «кубизма»' бюстами Константина и Валентиниана, не сможет не почувствовать, что в искусстве IV или V в. н. э. случилось нечто «катастрофическое». Действительно, художественное мастерство, накопленное за предшествующие столетия, как будто исчезло; вместо него мы видим грубые «глыбы», обработанные безо всякого мастерства, весьма примитивно и обнаруживающие полную неспособность авторов передать не только индивидуальные черты изображенных лиц, но и хотя бы анатомическое строение человеческого тела. Такое ощущение, будто из мира «зрелого» и «утонченного» искусства, владеющего совершенной техникой, мы внезапно попали в мир «примитивного» искусства, лишенного какой бы то ни было художественности.
Такое изменение не было ни «разрушением», ни тем более «концом» греко-римского искусства, а просто одним из его масштабных преобразований, а именно — закатом визуального искусства и возникновением идеациональной формы. Подобный процесс, по-видимому, уже происходил однажды, в период с IX по VI в. до н. э., при переходе от перезревшего крито-микен-ского искусства к архаическому искусству Греции.
Возникновение христианства ознаменовало начало великого преобразования чувственной греко-римской культуры в иду-
9. Флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи161
щую ей на смену идеациональную культуру Средних веков. Христианская культура с самого своего зарождения была идеациональной. Поэтому она неизбежно породила крайнюю форму идеационального искусства — так же как это сделала бы любая культура такого рода, если бы была на самом деле интегрированной. И действительно, самое раннее христианское искусство — катакомбное — было практически чисто идеациональ-ным — символическим и трансцендентным как по форме, так и по содержанию2. Его сюжетами были такие символы, как голубь, масличная ветвь, якорь, рыба, крест, Пастырь Добрый и некоторые другие3. Они означали не рыбу и не якорь, а потустороннюю ценность, совершенно отличную от этих визуальных знаков. Они были видимыми знаками невидимого мира. Даже сцены из Библии и из Жития святых были идеациональными — «несовершенными» по своей визуальной технике, но имеющими глубокий символический смысл. Короче говоря, это искусство «не от мира сего», так как и само христианство было основано на «неотмирной» ментальности.
Несмотря на это, искусство все еще оставалось греко-римским (плюс восточным), будучи «бракосочетанием античной греческой красоты с гением христианства»4 — с «чистым, невинным и нежным», «излучающим мир и покой»5. Возникнув в качестве незначительного течения в рамках всеобъемлющего греко-римского (визуального) искусства, новый стиль набирал мощь по мере роста христианства, пока наконец в IV-V вв. не стал практически главным течением.
Идеационализм сохранялся на протяжении последующих столетий эпохи Средневековья, почти до XIII в. Примерно в VI в. языческое искусство практически исчезло, поглощенное искусством христианским, которое с этого времени превратилось в единственное искусство, с которым связаны высшие художественные достижения Средневековья.
Темы его носят в основном характер сверхэмпирический и «трансцендентный». Его техника — идеациональна и лишь в значительно меньшей степени визуальна, но и в последнем случае скорее идеалистическая, чем чисто визуальная.
Идеациональная отрешенность этого искусства проявляется в виде крайнего аскетизма и радикального «пуританства», противостоящего — отчасти сознательно, отчасти бессознатель-н° — какому бы то ни было чувственному критерию, как, впрочем, и эстетическому наслаждению искусством. История христианства отмечена многочисленными протестами против
162 Часть 2. Флуктуация идеационаяьной и чувственной форм искусства
любого изображения религиозных сюжетов в живописи или скульптуре и вообще против всякого искусства. Одной из форм подобного аскетизма было отрицание, запрет и изгнание икон, иконографии и живописи6. Другая его разновидность проявлялась в бесчисленных требованиях и мерах, направленных против любых форм искусства, доставляющих эстетическое наслаждение.
Блаженный Иероним, Амвросий Медиоланский, св. Бернар, св. Антоний, Фома Аквинский, монахи-цистерцианцы и клю-нийцы7 и многие другие лидеры христианства, так же как и руководители христианских орденов и прочих духовных учреждений, неустанно выступали с протестами, предостережениями, требованиями запрета любого искусства или любого его элемента, способного доставлять чувственное наслаждение. Они неутомимо очищали его от подобных элементов.
Такого рода аскетизм — явное доказательство идеациональ-ного характера христианского искусства.
Столь же ясно свидетельствует об этом и его символический характер. Более того, символизм говорит о его сверхэмпирической и трансцендентной природе. Идеациональное искусство уже по определению является таким искусством, в котором видимые знаки суть не что иное, как символы невидимого мира. Именно это мы и наблюдаем в христианском искусстве, занимавшем центральное место в искусстве Средних веков.
Средневековая живопись и скульптура фактически являются иконографией. Но икона — это совсем не то же самое, что живопись. После XIII в. различие между ними стало уменьшаться и икона в каком-то смысле превратилась в картину. Но до того времени, наоборот, картина была в каком-то смысле поглощена иконой. Это означает, что икона есть символ транссенсорного мира и его ценностей. Вот почему любое иконографическое изображение — живописное и скульптурное — неизбежно является символическим, то есть идеациональным. Поскольку это утверждение самоочевидно, трансцендентально-символический — уже неоднократно отмечавшийся — характер средневекового искусства (и мышления) становится сразу же понятным и соответственно точка зрения, согласно которой это было идеациональ-ное искусство, неизбежно обретает статус истины.
Мне кажется, нет необходимости доказывать, что средневековые живопись, скульптура и другие виды искусства, так же как и средневековое мышление в целом (как мы еще увидим),
9. Флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи163
были символическими и, следовательно, идеациональными. Почти все компетентные исследователи средневекового искусства признают его символический характер. Как отмечалось, раннехристианское искусство было символическим. Средневековая архитектура — готическая и протоготическая — символична как в целом, так и в деталях. Гильом Дюран, архиепископ Менда во Франции, живший в XIII в., дал толкование символического значения всех деталей этой архитектуры.
Сказанное в еще большей степени справедливо относительно средневековой скульптуры и живописи. Судя по всему, и другие виды искусства и в целом сознание Средних веков носили трансцендентально-символический, или идеациональный характер. Наконец, эстетические теории, равно как и эстетическое сознание Средневековья, опять-таки были трансцендентально-символическими. Так, согласно Фоме Аквинскому и другим великим схоластам, «красота, по сути дела, есть объект интеллекта, ибо знать, в подлинном смысле этого слова, может только разум, который единственно и открыт для бесконечности бытия. Естественное место красоты — это интеллигибельный мир: отсюда она происходит... [Это] великолепные сияющие формы... поскольку форма, то есть принцип, определяющий особое совершенство всех вещей и наделяющий их сущностью и качествами, есть онтологический секрет их, так сказать, сокровенного бытия, их духовная сущность, их подлинная тайна, и прежде всего особый принцип постижения каждой вещи, делающей ее прозрачной» 8.
Характерные черты идеационального искусства, которые мы логически предполагаем, действительно ему присущи. Никакие прозаические или светские темы его не интересуют. Это искусство, которое поучает, распространяет и защищает победоносную религию — видимый символ невидимых ценностей. В нем нет ничего чувственного, ничего такого, что могло бы доставить просто эстетическое наслаждение. Оно ограничено религиозными символами, образами Христа, Мадонны, святых и библейскими сюжетами.
-А- Византийское искусство. Все вышеизложенное касается не только западноевропейского, но и византийского искусства, которое было особым синтезом греко-римского и сирийско-еги-нетского стилей. Идеационализация абстрактных типов: Хрис-
164 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
та-победителя, Богоматери, святых — была в нем в некотором смысле еще ярче выражена и привела к созданию изумительного образа Бога-Пантократора9, или Царя Небесного. Подобный же здесь и образ Богоматери-Одигитрии ш, весьма аскетический, лишенный каких-либо земных черт. Это символический образ всемогущей и всевышней Богоматери, напоминающей то белокурую Афину (flava), то Афину Палладу (casta Pallas), сильную и отважную, преисполненную мудрости (doctissima domina), строгую и суровую (cruda virago), чистую и незапятнанную (innupta, intacta), заступницу смертных (patrona). Все реальные, смертные черты в этом образе стерты.
Однако в XIII в. идеационализм начал клониться к упадку, а визуализм обнаружил тенденцию к усилению, в результате чего возникло сбалансированное, гармоничное идеалистическое искусство XIII — начала XIV вв. В XIV в. визуализм продолжал усиливаться и к концу столетия, а особенно в XV-XVI вв. стал даже слегка преобладать. Как мы еще увидим, эти масштабные флуктуации в ходе развития византийского искусства шли почти параллельно с флуктуациями, которые испытывало искусство Западной Европы.
В. Западное искусство. В течение периода приблизительно с VI по XIII в. христианское искусство было единственным доминирующим, логически интегрированным искусством. Разделения высокого искусства на религиозное и светское в то время практи -чески не было. Ход развития западного христианского искусства был в главном таким же, как и искусства Византии. В течение всего этого периода оно оставалось преимущественно идеацио-нальным, но допускающим при этом идеалистическую трактовку эмпирико-визуальных явлений. Правда, примерно с IX в. (в период «Каролингского возрождения» и) в искусство начали просачиваться элементы визуализма. Тем не менее вплоть до XII в. идеационализм был его главной характерной особенностью. Кое в чем он отличался от идеационализма византийского искусства этого же периода: это был, так сказать, скорее греческий, чем восточный (сирийско-египетский) идеационализм; менее аскетический и менее строгий. Христос чаще изображался как прекрасный юный Орфей или миловидный молодой пастух, а не как бородатый еврейский пророк. Точно так же фигуры, позы и выражения лиц Мадонны, святых, мудрецов и пророков были менее строгими и иератичными12, чем в византийском искусстве.
о флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи165
Будучи почти всецело религиозным, западное искусство пользовалось в основном религиозными, трансцендентными и абстрактными символами, а когда затрагивало «земные» сцены, изображало животных и простых людей, то представляло их в Идеациональн о -идеалистической форме.